К 30-летию Федеральной таможенной службы России и Кингисеппской таможни

В пятницу, 22 октября, в Кингисеппском историко-краеведческом музее состоялась презентация выставки «Страницы истории Кингисеппской таможни». Посетители увидят уникальные фотографии, предметы, документы, образцы конфиската и узнают много интересного из истории Кингисеппской таможни с момента ее образования. Экспозиция проработает до 30 ноября.

Три таможенных юбилея

На открытии выставки присутствовало солидное представительство Кингисеппской таможни, включая ветеранов службы. Открыли экспозицию директор музея И. В. Грекова и заместитель начальника Кингисеппской таможни Н. А. Галухина, отметившая, что недавно, 15 октября, отмечалось 30-летие Кингисеппской таможни, а 25 октября отмечается День таможенника РФ и 30-летие Федеральной таможенной службы России:

– От имени руководства Кингисеппской таможни, ее начальника И. П. Кожанова и от себя лично хочу выразить благодарность коллективу Кингисеппского историко-краеведческого музея и директору И. В. Грековой, которые откликнулись на наше предложение и подготовили замечательную выставку становления таможенного дела на кингисеппской земле. Нами были предоставлены архивные документы, предметы и фотографии, которые, благодаря профессионализму и творческому подходу сотрудников музея, составили основу настоящей экспозиции.

Регионом деятельности таможни являются два муниципальных района Ленинградской области: Кингисеппский и Сланцевский, города областного подчинения – Кингисепп, Ивангород и Сланцы, территориальные и внутренние воды России и берега перечисленных административных образований.

Председатель молодежного совета таможни Д. А. Мустафин подчеркнул, что сегодня Кингисеппская таможня – это пограничные и внутренние посты, работающие по современным электронным технологиям. Это и мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, позволяющий дистанционно предотвратить попытки провоза контрабанды через государственную границу, и идущий в ногу со строящимся морским торговым портом и постоянно развивающийся Усть-Лужский таможенный пост.

– Хотелось бы отметить, что посещение данной экспозиции будет интересно не только людям, так или иначе имеющим отношение к таможенной службе, но и тем, кто не имеет к ней прямого отношения. Добавлю, что молодежный совет Кингисеппской таможни всегда рад оказать любую посильную помощь в проведении и организации совместных мероприятий с краеведческим музеем, который готов поддержать наши инициативы. Молодые сотрудники ведут активную спортивную жизнь и участвуют в общественной деятельности на городских мероприятиях.

Иными словами, таможенная молодежь всегда на острие событий, как, собственно, и ветераны: у Совета ветеранов таможни тоже юбилей – ему исполнилось пять лет.

На защите молодой советской республики

Презентацию открытия выставки провела научный сотрудник музея К. Д. Чернова. Начала она с того, что, согласно дошедшим до нас письменным источникам, с Х века таможенная пошлина упоминалась как «мыт» (или «мыто»), а собирали ее «мытари» (сборщики податей и пошлин). Ям (Ямбург), а позже и Ивангород, стали городами, через которые шел обширный поток товаров.

В истории Кингисеппской таможни следует выделить два этапа. Первый начался после революционных событий 1917 года, точнее, 27 мая 1918 года, когда вышло циркулярное распоряжение по таможенному ведомству № 37/1 «Об открытии таможенных действий по нашей временной западной границе», направленное на защиту экономических интересов молодой советской республики. Порядок охраны границы в таможенном отношении определялся декретом «О таможенных сборах и учреждениях». Дабы избежать беспошлинного провоза иностранных товаров, было создано семь таможенных пограничных надзоров, один из которых находился на станции Ямбург.

В те годы Ямбургский таможенный надзор оказался в прифронтовой полосе Гражданской войны. В условиях военного времени участились попытки переправить контрабандный товар – спирт, валюту, исторические ценности – через призрачную границу. После заключения Тартуского договора 1920 года между Советской Россией и Эстонией граница прошла по деревне Комаровка, а Ямбург получил статус приграничного города.

С апреля 1920 года начинается деятельность Ямбургского таможенного надзора. Первым его управляющим стал латышский стрелок Ян Олин, на выставке же представлен портрет третьего управляющего Кингисеппской таможней – И. А. Ваймана. Управление таможенного надзора располагалось в Ямбурге, в одноэтажном здании рядом с железнодорожным вокзалом, в его подчинении на тот момент находилось четыре таможенных поста.

Курьезы таможенного надзора

В штатной ведомости уже Кингисеппской таможни от 4 февраля 1923 года значились 52 сотрудника (сейчас в ней 495 штатных единиц), а в подчинении – семь таможенных постов, располагавшихся частью по побережью Финского залива, частью – по сухопутной границе с Эстонией. Поезда, идущие из Кингисеппа, делали остановку на станции Сала. При досмотре физлиц и вагонов происходили весьма интересные случаи. Так, в одном из актов описываются обнаруженные в русском дипломатическом вагоне в купе под сиденьем восемь дамских серебряных ридикюлей и пять серебряных же портсигаров, провозил которые, как оказалось, сотрудник представительства отдела по контролю за ввозом товаров в Эстонии тов. Губонов, не сумевший убедить чекистов в том, что не имеет отношения к ценностям.

Работа Кингисеппской таможни в 30-е годы оценивалась руководством на «хорошо» и «отлично». Культура обслуживания пассажиров была высокой: эстонские дипломаты неоднократно выражали благодарность за радушный прием и безукоризненное исполнение таможенных процедур.

В конце 1939 года государственная граница отодвинулась в Литву, и Кингисепп утратил приграничный статус. В январе 1941 года Кингисеппская таможня прекратила свое существование. Сохранился приказ о ликвидации таможен и таможенных постов от 30 декабря 1940 года, согласно которому, в начале 1941 года Кингисеппская таможня была ликвидирована. Последним ее начальником был тов. Богданов, которому предлагался перевод в Туркмению, в Кушку, от чего он отказался, ссылаясь на слабое здоровье и текущее обучение детей, и остался с семьей в Кингисеппе.

Пять тонн никеля и кобальта в рефрижераторе

Второе рождение Кингисеппская таможня получила спустя ровно полвека. После объявления Эстонией независимости в 1991 году, государственная граница вновь приблизилась к Кингисеппу. Приказом от 15 октября 1991 года № 153 по Таможенному Комитету СССР была создана Кингисеппская таможня. Это были трудные годы становления, о которых рассказали заслуженные сотрудники таможни.

Председатель Совета ветеранов таможенной службы Кингисеппской таможни А. Ю. Ильин начал работать на российско-эстонской границе с марта 1993 года на напряженном участке – в автомобильном отделе в Ивангороде. Начальником поста был тогда А. Н. Пименов. На железной дороге на станции Сала стояли четыре модульных вагона, где осуществлялось оформление движения товаров, столько же – на Таллинском шоссе у моста Дружбы в Ивангороде. Как вспоминает Андрей Юрьевич, компьютеров тогда не было, типовой документации поначалу тоже, на территории ивангородского музея находились вещевой склад и отдел административных расследований, а зачеты у таможенников на допуск к работе принимали на втором этаже основного здания музея.

– С 1992 года шло становление нашей таможни. Профессиональных таможенников почти не было, приходили устраиваться бывшие военные, люди самых разных профессий. Учились друг у друга: полгода проработал – уже «зубр».

Из специнструментов для досмотра мало что было – щупы разной длины до 4 метров длиной, досмотровые фонари. Таможенные приспособления, представленные в витринах музея, относятся уже к рубежу XX-XXI веков. А. Ю. Ильин привел в пример один из многих случаев в своей практике, когда летом 1993 года он задержал большой контрабандный груз – пять тонн никеля и кобальта, которые пытались вывезти из России в рефрижераторе. Он обратил внимание на то, что посадка рефрижератора ниже обычной, а на передней стенке срезана шляпка болта.

– В 1993 году появился у моста Дружбы добротный таможенный пропускной пункт, который построили финны: оборудовали, поставили компьютерную технику. Строился он как временный, а оказался постоянным. Но тогда мы задышали спокойней: повысилась результативность досмотра, упорядочилось время пропуска.

Афганский рейд с водкой вместо детонатора

Ветеран таможенной службы А. П. Жариков работал еще с 1978 года, в Кушке, на границе с Афганистаном, а в Кингисепп приехал служить в 1994 году и попал сразу на МАПП старшим смены:

– Тогда еще шли наборы таможенников. При устройстве на работу ключевую роль играло владение компьютером и операционными системами – в этом случае брали сразу. А учились на месте: обновляли программы, вели учет. Помню, инспекторы все писали вручную, даже протоколы заполняли поначалу не на бланках, а на простых листах.

Солидную практику Анатолий Павлович приобретал на афганской границе, когда советские войска вошли в Афганистан. Тогда таможенному контролю подлежали железнодорожные воинские эшелоны. Ветеран рассказал несколько занимательных историй из своих таможенных будней. Вот одна из них. Через границу постоянно туда и обратно курсировала автоколонна с боеприпасами и ракетами для ВВС. Среди них были и такие, что занимали всю длину кузова КамАЗа, причем укладывались они в два-три ряда. Анатолий Жариков, тогда уже заместитель начальника таможни, заметил на громоздкой авиабомбе царапины от отвертки на лючке для детонаторов и доложил начальнику, но тот ответил, что открывать запрещено, и связался с оперативным дежурным из военных.

– В ожидании ответа мы с напарником-инспектором рассудили так: если лючок отвинчивали, и все уцелели, то и мы сможем. Взяли и отвинтили, а там лежал «боевой детонатор» – 12 бутылок водки – убийственный заряд! Потом подоспел начальник и сообщил, что вскрыть разрешили. А мы, отвечаю, уже вскрыли. И сколько таких «бомб» в военных грузовиках прошло в Афган? Водка там была самым ходовым товаром…

В другой раз стали досматривать военный фургон с прицепом, и среди матрасов и прочего барахла нарыли коробку с водкой. Стали копаться дальше, нашли еще. А пока возились, солдатик-водитель по незнанию завел машину и поехал в Афганистан. Когда хватились, оказались уже глубоким вечером на военной дороге. Велели опешившему водителю возвращаться. Когда проехали шлагбаум, готовящийся перекрыть границу на ночь, пограничники чуть дар речи не потеряли, увидев таможенников, вылезающих из военного фургона. А водочную посылку, как оказалось, подложил прапорщик, завскладом, который тоже не прошел таможенный досмотр – засыпался.

Много интересного происходит на таможне…

Д. Власов

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях