«Ремесленные промыслы Ямбургского края»

В Кингисеппском историко-краеведческом музее открылась выставка, посвященная ремеслам и хозяйственным предметам из селений Ямбургского уезда рубежа XIX-XX веков и начала прошлого века, которая продлится до февраля 2022 года.

Основное занятие населения Ямбургского (баронского) уезда – земледелие, с него и начинается выставка. На стендах представлены: серпы, севня (надеваемая через плечо на веревке корзина, из которой разбрасывают зерно при посеве), соха, борона, выдолбленная из цельного ствола дерева ступа высотой по пояс, в которой плющили зерно, широкая деревянная лопата, цепа, деревянные грабли.

Второй важнейший промысел – рыболовный: старинные грузила, поплавки, широкий нож для починки сетей, челнок для вязки сетей (иглица) и, разумеется, сама рыболовная сеть, мерд для ловли миноги, стеклянные шары-поплавки и крутилка –небольшая лебедка для наматывания веревки. Часть старых рыболовных предметов происходит из рыбацкой деревни Логи на Кургальском полуострове.

Деревообрабатывающий промысел тоже был развит у селян. За стеклом витрины – струбцина, различные ножовки, финагель, фуганок, киянки, топоры, деревянная пластина с иголками-шипами для перекрытия крыш.

Отдельный стенд посвящен гончарному промыслу, который в Ямбургском уезде был сосредоточен в основном в селах Большое и Малое Стремление. Посередине выставочного зала – интерактивный гончарный круг, и любой посетитель может его покрутить, дабы представить себе работу гончара.

Развитый бондарный промысел в уезде существовал в деревнях Валговицы и Межники: старинная маслобойка и подойник, миски, ложки, бокалы, солонки, тарелки, рубель и валик – одним стирали, другим гладили. Из коры липы и березы изготовляли туеса и короба для сыпучих продуктов и муки, настоящие лыковые лапти.

А зимой крестьяне Ямбургского уезда ездили на заработки в большие города, в частности в Петербург, где промышляли извозом. Для этой цели извозчики изготовляли небольшие металлические сани на полозьях (вейка). Рядом выставлена нарядная зимняя праздничная мужская одежда ижорца и летняя ижорки с обереговыми символами. Особенно богато оберегами украшалась одежда водской женщины: украшения из монет, жетонов и раковин каури издавали мелодичный перезвон, потому говорили: «сначала вожанку слышно, потом видно».

Целый стенд отведен образцам старинной кожаной обуви, которую носили селяне: женские поршни и уледи, детские раяшки; также из кожи для рыбаков шились широкополые шляпы, плащи и рукавицы.

Одежду селяне шили из домотканого льняного полотна – водская, ижорская, русская одежда богато украшена символическими узорами. В зале музея стоит самодельный заряженный ткацкий станок конца XIX века. На стенде представлены образцы пестряди – клетчатой и полосчатой ткани, другой способ нанесения узора – окраска техникой набойки.

На выставке представлены праздничные и обрядовые полотенца с вышитыми сакральными знаками и образцы старинных кружев, вязаные крючком.

В последней витрине взору посетителей открывается уголок крестьянского дома с прялками, куделью, веретенами, плетеной корзиной с косами пряжи, узорчатым сундуком из Куровиц конца позапрошлого века. Над всем этим возвышается старинный светец с треножником и лучиной. Один из таких светцов был найден археологом А. Н. Кирпичниковым при раскопках крепости Ям.

Д. Власов

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях