Момент внутреннего роста: два дня в «Кванториуме»

Отборочный этап IV Детского научного конкурса (ДНК) Благотворительного фонда Андрея Мельниченко состоялся в кингисеппском «Кванториуме» 1 и 2 декабря. Недавно открытый детский технопарк впервые стал площадкой научно-технического турнира подобного уровня.

Конкурс ежегодно проводится Фондом Андрея Мельниченко в целях выявления и развития талантливых детей в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности. С 2021 года он входит в перечень интеллектуальных олимпиад и конкурсов Министерства просвещения РФ, направленных на стимулирование интереса к научной, инженерно-технической и изобретательской деятельности.

В отборочном этапе ДНК-2022 в Кингисеппе было представлено 18 проектов из Кингисеппского, Кировского, Ломоносовского районов Ленинградской области и города Сосновый Бор.

В составе жюри – признанные эксперты: преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального образования, руководители и специалисты кингисеппских предприятий минерально-химической компании «ЕвроХим». Работа велась в течение двух дней, как очно, так и в онлайн-формате. Ценные призы предоставлены Фондом Андрея Мельниченко.


День первый. Исследовательские проекты

Поприветствовав участников интеллектуального заседания, конкурс открыла руководитель «Кванториума» Елена Викторовна Патракова:

– Сегодня в здании детского технопарка «Кванториум» впервые проводится этот конкурс, и наша площадка становится центром научного притяжения. Примечательно, что участники и члены жюри из разных районов Ленинградской области и Санкт-Петербурга присутствуют не только в зале, но и дистанционно, в интерактивном пространстве. Исходя из положения конкурса, основные критерии, которые сегодня являются ведущими при оценке ваших работ, будут связаны со степенью самостоятельности, завершенности идеи и умением представить свой проект, ответить на вопросы и рассказать, как вы реализовали то, что задумали.

Председатель комитета по образованию Кингисеппского муниципального района Елена Николаевна Румянцева обратилась к собравшимся онлайн:

– Приветствую всех участников детского научного конкурса, который впервые проходит на территории нашего района. Очень надеюсь, что конкурс станет для нас традиционным, и с каждым годом он будет только прирастать новыми и новыми участниками. Как известно, самые прогрессивные идеи рождаются в детских головах. Поэтому, дорогие ребята, я хочу пожелать вам, чтобы вас никогда не оставляло желание учиться чему-то новому, двигаться вперед, развиваться, чтобы всегда было желание реализовывать, воплощать в жизнь самые смелые мечты, идеи, проекты. Как говорят в спорте – пусть победит сильнейший!

Председателем жюри в первый конкурсный день стал заместитель исполнительного директора ООО «ПГ «Фосфорит» П. И. Кравцов. Члены жюри: очно – кандидат химических наук, преподаватель Кингисеппского колледжа технологии и сервиса М. В. Солодкова; заведующая кафедрой  прикладной математики, информатики и информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, кандидат физико-математических наук, доцент Е. А. Яковлева; ведущий специалист отдела по работе с персоналом ООО «ПГ «Фосфорит» О. А. Гурова; представители АО «ЕвроХим–Северо-Запад»: мастер смены Д. А. Пшеничный, специалисты по развитию М. А. Васильева и О. А. Черных; дистанционно – доцент кафедры технологии микробиологического синтеза Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), кандидат технических наук М. А. Пушкарев; консультант Ленинградского областного института развития образования, кандидат биологических наук З. А. Томанова.

На суд весьма компетентного жюри были представлены девять проектов из четырех образовательных областей: математики, химии, физики и биологии. После обсуждения жюри было вынесено решение не присуждать первых мест в заявленных возрастных категориях (5-6, 7-8 и 10 классы) ввиду недостаточной численной конкуренции участников.

Призерами ДНК в этот день стали: Павел Кузьмин (проект «Геометрическая головоломка «Собирай-ка!») и Анастасия Цветкова (проект «Исследование геотропизма растений»), получившие дипломы 2-ой степени; Татьяна Тимошенко (проект «Создание имитаций янтаря из полимерной глины. Сходство и различие свойств») и Мария Морозова (проект «Определение общей токсичности вытяжки почвы для определения роста и развития растений»), получившие дипломы 3-ей степени.

Поощрительными призами награждены соавторы проекта «Получение флуоресцентных наночастиц углерода из использованных пластиковых пакетов» Егор Антонов, Катерина Брозовская и Ангелина Олькова.

Вручая сертификаты всем участникам научной конференции, Петр Иванович Каравцов особо отметил этих троих ребят:

– Тема очень интересная, тема перспективная. Предлагаю ребятам продолжать разработки и, когда будет следующая презентация проектов, прошу не бросать эту тему, а всем участникам проекта вручаю поощрительные призы. Спасибо за то, что вы приняли участие в конкурсе.

Руководитель проекта, педагог «НаноКвантума» Ульяна Дмитриевна Красильникова:

– К сожалению, у нас было довольно мало времени на подготовку, потому что ребята начали заниматься только в сентябре. Непосредственно к проекту мы приступили в середине октября. Тема сложная, ребята использовали много источников, причем читали не только на русском, но и на английском языке. Преобладали статьи ученых из Китая, так как эта страна больше других озабочена загрязнением планеты пластиком. Работу мы однозначно продолжим.

Егор Антоновпризнал недочеты в подаче материала:

– Немного накосячили мы все, когда защищали проект. Есть ошибки в презентации, но в дальнейшем они устранимы. Будем продолжать.

В завершение первого сложного конкурсного вечера напутственные и очень действенные слова произнесла Екатерина Арнольдовна Яковлева:

– Я очень рада, что была сегодня в жюри, мне было очень приятно вас видеть. У всех вас есть огромный творческий потенциал, вы – исключительно талантливые ребята. У вас есть научная смелость и новизна мысли – это тоже замечательно. Я смотрю на вас и понимаю, что таких студентов хотела бы учить в университете. Хочется дать вам несколько советов по презентации докладов: вопросов не бойтесь – отвечайте смело; ограничивайте круг ваших научных интересов – это нормально; обратите внимание на подачу статистических данных. Вы выросли сегодня, поднялись на ступеньку выше – поздравляю вас с тем, что каждый из вас сделал этот шаг. Огромное спасибо за участие, надеюсь, мы встретимся в следующем году.

День второй. Инженерные проекты

Состав жюри второго дня научных состязаний в «Кванториуме» был чисто мужским: очно – старшие преподаватели кафедры прикладной математики, информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения А. А. Сорокин и Р. А. Коваленко; представители ООО «ПГ «Фосфорит» – начальник административного отдела Д. В. Кукушкин, начальник производственного отдела Д. А. Киселев, начальник отдела операционной эффективности А. Д. Борисов; дистанционно – доцент
кафедры системного анализа и информационных технологий Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), кандидат технических наук С. И. Чумаков.

Девять презентаций учащихся 5-11 классов прошли в трех номинациях: проекты с представлением макетов или моделей на разных физических принципах; теоретические инженерные проекты; IT-проекты.

Призерами конкурса, получившими дипломы 3-ей степени, в этот день стали: Кристина Сильнягина, Галина Постникова (проект «Тренажер по истории в виртуальной реальности») и воспитанник «КосмоКвантума» Михаил Николенко (проект «Развлекательная игра «SuperCube»).

Алексей Анатольевич Ракчеев, педагог «Космоквантума»:

– Группа в возрасте 10-11 лет изучает основы программирования, ребята делают различные игровые сценки. Проект Михаила Николенко показался мне оригинальным и уникальным – это его собственные разработки, он сам все сделал: просмотрел аналогичные игры, продумал, нарисовал, создал абсолютно свой вариант с интересными «фишками». Например, у него кубик скользит – это «фишка» в передвижениях персонажа, преодолевающего препятствия. Так он добавил интереса и усложнил игру. Если позднее ему захочется адаптировать ее для мобильных платформ, то можно будет использовать гироскоп – наклонять телефон для управления персонажем.

Поощрительный приз вручили шестикласснице Кире Матюхиной («БиоКвантум») за проект «Изготовление автоматической системы полива растений».

Ольга Алексеевна Решетова, педагог «БиоКвантума»:

– В конкурсе участвуют три мои воспитанницы, две выступили в первый день, третья – во второй. Мы с ними начали проект еще в школе в прошлом году. Девочки очень увлечены биологией, поэтому мы решили поставить эксперимент и посмотреть, как растение будет расти при разных условиях, если мы будем менять свет и воду. Мы также принесли для демонстрации систему автополива Киры Матюхиной. У нас есть далеко идущая идея, которая объединит всех трех участниц: хотим сделать что-то вроде фито-картины или фито-стены. Над этим еще надо работать, и не один день. Если через год у нас задумка получится, тогда мы вас с ней познакомим.

Много вопросов у жюри вызвал проект девятиклассников Кирилла Караулова и Дениса Леонова «Бесконтактный санитайзер как мера профилактики инфекций». Самыми спорными оказались моменты оправданности себестоимости макета, который сделан из дорогого набора «Лего спайк», и места расположения готовой модели, так как небольшая конструкция на широком демонстрационном столе смотрелась неэкономично.

Юлия Леонидовна Логинова, наставник «ПромробоКвантума»:

–  Да, главный минус конструкции – высокая стоимость. Но этот проект мы сделали в качестве мотивации инженерной мысли ребят. Первая подобная модель в «ПромробоКвантуме» была собрана мной, но в данном проекте моей помощи реально не было вообще – ребята сами все собрали.

Кирилл Караулов:

– Юлия Леонидовна предложила нам идею и потом помогала с презентацией. Набор «Лего спайк» стоит около 30 тысяч рублей, но на конструкцию ушла примерно треть деталей. При необходимости ее можно повесить на стену.

Денис Леонов:

– Больше всего времени у нас ушло на дополнение конструкции. Мы постоянно переделывали ее, но если теперь ее собирать по готовой инструкции, уйдет полчаса-час максимум. Можно прикрепить ее к стене или сделать нишу и установить туда.

Эпидемиологическая ситуация подкосила команду восьмиклассников 6-ой школы Кингисеппа, представившую теоретический научный проект «Разработка механизма преобразования выхлопных газов в топливо и его перспективное внедрение в автоиндустрию»: две участницы проекта не смогли присутствовать на конкурсе по болезни.

Антон Владимирович Гамаюнов, преподаватель информатики, робототехники и шахмат кингисеппской школы № 6:

– Мы проектировали устройство, способное преобразовывать выхлопные газы из газообразного состояния в жидкое для очистки атмосферы, уменьшения потока вредных выхлопных газов и экономии топлива, которое может сохраняться в процессе работы двигателя.

Ребята сами придумали это, идея сама к ним пришла, мое участие ограничивается подготовкой к выступлению. Ребята консультировались с учителями химии и физики, полностью самостоятельно работали.

Мы надеемся на развитие проекта, потому что для нашей страны это будет очень хороший шаг вперед. Теоретическую идею мы уже придумали, осталось довести дело до конца и воплотить в жизнь хотя бы макет, чтобы он был наглядным. Тогда наша задумка может модернизироваться автоматически. Это нужный проект, так как думать необходимо обо всех слоях населения, стараться делать глобальные проекты, потому что, чем глобальней и амбициозней будет проект, тем больше от него будет отдача при должной поддержке, при целеустремленности детей и тех людей, которые будут в нем заинтересованы.

Авторы проекта – Никита Гоголь и Александр Тихонов – помимо научной работы увлекаются спортом и уже выбрали будущую сферу деятельности – оба уверенно собираются стать инженерами.

После объявления результатов члены жюри обратились к ребятам, чтобы поздравить их с защитой ярких научных проектов и дать несколько ценных советов:

– Не стесняйтесь отстаивать свою работу, какой бы слабой она вам самим ни казалась, защищайте ее – лучше вас ваш проект здесь не знает никто. Не бойтесь отвечать на вопросы, доказывать свою правоту, любой форсмажор – ваш плюс на будущее, показывающий, что можно улучшить. Если вы сомневаетесь в выступлении – отрепетируйте его дома, объясните ваш проект маме или папе. Ведение проектной деятельности – важная компетенция, которую необходимо развивать в себе, и хорошо, что вы развиваете ее с таких юных лет. Сегодня вы победили сами себя – поздравляем вас, вы все – молодцы!

Закрывая двухдневную научно-исследовательскую сессию, Елена Викторовна Патракова подчеркнула:

– Дорогие ребята, для каждого из вас во время конкурса случился момент внутреннего роста, связанный с тем, что каждый стал чуточку больше понимать, чуточку больше слышать, чуточку больше разбираться в каких-то вещах, и это, наверно, самое главное достижение, потому что умению себя представить, озвучить собственное мнение и показать результаты своей работы нужно учиться. Впереди у вас целый год, так как ДНК – ежегодный конкурс, и за этот год можно многое успеть. Я желаю вам всем удачи и успехов!

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях