Дайте ребенку точку опоры

В пятницу, 10 декабря в Центре информационных технологий (МБУ ДО «ЦИТ») в Кингисеппе прошли мастер-классы «Нейрончик» от партнеров фирмы «Грамат» для учащихся первых классов и представителей детских садов в рамках VII окружного форума робототехники «Старт в будущее».

На мероприятие «ВБ» пригласила директор ЦИТа – Галина Анатольевна Пинчук. Стоит сразу же сказать, что самым завлекательным была возможность увидеть, как первоклассники будут не только собирать роботов, но и передвигать их «силой мысли».

А разобраться с тем, что такое «сила мысли» в условиях современной высокотехнологичной реальности, «ВБ» помогала кандидат педагогических наук, генеральный директор ООО «Роботрек», представитель группы компаний ООО «Брейн Девелопмент» Натэла Левановна Грейлих.

Цифровое просвещение начинается с детства

– Я очень давно работаю с робототехникой: с 2005 года, практически с первых шагов в России в области детской образовательной робототехники. И образовательные комплексы, которые сегодня здесь представлены, – учебно-методические разработки, пособия, инженерные робототехнические наборы нового поколения – это все наши разработки. Компания ООО «Брейн девелопмент» внесена в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а с системой образования мы работаем с 2012 года.

Мы проводим просвещенческий вариант мероприятий, поэтому я хочу сказать большое спасибо ЦИТу, который нас пригласил, и нашим представителям – компании «Грамат», известившей нас о том, что в Кингисеппе проходит форум по робототехнике.

Мы помогаем системе основного и дополнительного образования заниматься цифровым просвещением. Особенно в эпоху пандемии, когда участилось употребление слов «цифровизация» и «цифровые технологии», но при этом сместился акцент, и очень часто происходит подмена понятий: цифровыми технологиями почему-то считается только то, что находится где-то в интернете на определенной платформе. На самом деле это не так. Робототехника, нейротехнологии, искусственный интеллект, компьютерное зрение, программирование – это тоже цифровые технологии, и это надо объяснять с детства.

Сейчас дети, как говорится, другие. Они рано понимают, что серьезные современные технологии дадут им старт в будущее. По сути, все наши образовательные комплексы – профориентационные, а мы сами являемся наставниками, и у нас разработана наставническая школа, помогающая сотням учреждений, которые с нами сотрудничают. Нами разработано шесть образовательных цифровых технологий – от дошкольного обучения до вуза. В том числе программы для детей с ограниченными возможностями здоровья: робототехника используется в рамках реабилитации или коррекции.

Робот – это не просто игрушка

– 25 марта 2021 года – день рождения проекта «Нейрончик», в рамках которого мы и приехали в Кингисепп. Основной целью проекта является ранняя профориентация и работа с одаренными детьми, в том числе формирование цифровых компетенций и цифровой культуры участников дошкольного и начального образования: родителей, детей, педагогов детских садов, школ, центров дополнительного образования.

То, что вы видите сегодня здесь – это формирование у детей умения работать с цифровой технологией, а не добывать информацию в интернете. Цифровая технология – это реализация робототехники, виртуальной реальности, дополненной реальности, искусственного интеллекта.

Современные дети живут и дышат среди высоких технологий. Но, например, сейчас я спрашивала у ребят – что такое роботы? Многие пока еще отвечают не совсем верно. Робот воспринимается ими как игрушка, но на самом деле – это серьезная технология.

Во время сегодняшнего мастер-класса ребята будут собирать робот-волчок и запускать с помощью шестеренок. Это юла, знакомая нам с вами с детства, но ее же можно собирать самому, а не покупать в магазине! А дальше они будут управлять роботом-паучком с помощью сигналов мозга.

У нас есть и более серьезные разработки, например, цифровой образовательный комплекс «Юный нейрофизиолог-инженер», где обучаются дети от 12 лет. А первоклашки делают то, что можно назвать пропедевтикой (а этот медицинский термин, означающий предварительное обучение, прочно вошел в педагогическую деятельность) технологического образования на уровне стимулирования интереса к пониманию и изучению серьезных технологий: «Оказывается, я могу управлять роботом! А как я это делаю? Что такое мышление? Почему мне нужно сосредоточиваться? Зачем мне это нужно? А вот этого я не могу, надо учиться, чтобы выиграть». Примерно на таком уровне.

Фраза «мысль материальна» не имеет отношения к высоким технологиям

– Расхожее выражение «мысль материальна» – из раздела эзотерики. Например, нашими разработками интересуется Китай, там как раз и подходят к теме с вопросом «можно ли измерить человеческую душу»? Постулат «мысль материальна» применяется, чтобы вывести человека из депрессии, помочь ему начать мыслить позитивно. Правда, возможно, что наши технологии и научат позитивнее воспринимать жизнь. Так, психолого-педагогическими службами уже используется интеграция нейротехнологий и робототехники для адаптации детей в детских садах и начальной школе к системным требованиям учебного заведения.

Раннее развитие инженерного мышления – биоинформатика – это пропедевтика физики и информатики. Когда ребенок понимает, что такое рычаг, что такое плечо рычага, он перевернет землю. Дайте ему точку опоры! Но только не когда он будет взрослым, а пока он еще маленький и ему легче понять окружающие технологии. То есть, он должен понимать, а не бояться их.

Случается, что взрослые люди, даже в системе образования, подходят и говорят: «Завтра роботы поработят человека. Все люди умрут. А послезавтра появится искусственный человек», и ты понимаешь, что надо с этим что-то делать. Потому что на сегодняшний день искусственный интеллект не повторяет антропоморфные нейронные сети, то есть, все, что связано с человеческим мозгом. Таких нейронных сетей, которые бы предвещали кончину человечества, нет. Они могут что-то изменять сами в себе, но человек понимает, что именно изменено и как. И для того, чтобы и дальше понимать, он должен это изучать – и когда? В детстве!

Результат – это понимание технологии

– Группа компаний «Брейн Девелопмент» преломляет высокие технологии на уровень детского восприятия. Мы берем за основу серьезную технологию, так как наши специалисты – не педагоги, а «технари» с высшим образованием. А дальше прописывается учебный материал, демонстрирующий, как учить ребенка робототехнике, чтобы тот становился профессионалом.

Если «на пальцах» объяснять, что такое технология, то схема такова: есть цель, которая является началом, и есть конец, который становится результатом, а между ними – ряд промежуточных этапов, которые нужно осуществить, чтобы этого результата добиться. В этом суть любой технологии – педагогической ли, производственной ли.

Мы должны прописать все этапы, всю структуру, чтобы ребенок научился и выдал результат – понимание технологии, с которой он работает. Конечно, в 5-7 лет он еще не осознает, что такое технология искусственного интеллекта. Но усваивает, что такое человеческий мозг, зачем нужно уметь концентрироваться, и что мыслительный процесс – это классно и нужно для того, чтобы стать специалистом.

Как побежал робот-паучок

– Во время работы с роботом ребенку на голову надевают не шлем, а всего-навсего один датчик в белой коробочке, работающий по принципу фитнес-браслета, считающего количество пройденных шагов. Он абсолютно безвредный, никакого излучения от него нет, он только улавливает сигнал мозга – альфа-ритм, который составляет 8-13 Герц.

Ученые давно открыли, что когда человек сосредоточивается или расслабляется, у него возникает мозговая «волна», которую можно уловить – это чистая биофизика. Пять лет назад оборудование было громоздким, а сейчас, в связи с развитием высоких технологий, можно поместить все в маленький датчик, а датчик – в коробочку: волна улавливается, передается на компьютер, обрабатывается, переводится в машинный код, а дальше – на плату или на контроллер, который запускает робота. Вот здесь у нас паучок, но это может быть, например, и вентилятор.

В завершение мастер-класса скажу, что инженерное мышление и технологическое образование никто не отменял. Именно не техническое, а технологическое – то есть правильное и глубокое восприятие высоких технологий.

А после столь интересной беседы мы с Натэлой Левановной понаблюдали за тем, как кингисеппские первоклассники с успехом запускают волчок с помощью высоких технологий проекта «Нейрончик» и управляют роботом-паучком «силой мысли». Ребята признавались, что запустить паучка было непросто – они концентрировали внимание, напрягали все мышцы, тужились и очень старались. И все заработало – паучок побежал!

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях