«Меж растущей молодежью, в восходящем поколенье»

В субботу, 26 февраля, в Вистинском Ижорском музее в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России прошел День «Калевалы». Традиционный праздник впервые был проведен в формате «симбиоза» художественных выставок, презентаций, концертного выступления и театрального действа.

«Мы занимаемся не просто копированием, мы занимаемся реконструкцией»

Центральным событием праздника стало открытие авторской выставки керамики газового восстановительного обжига Д. Н Ткачева.

– Так совпало, что у Дмитрия Николаевича день рождения накануне Дня «Калевалы», – рассказала директор Ижорского музея Елена Ивановна Кострова. – Такой человек необходим этому краю, этому народу, потому что он сделал удивительно волшебное дело – восстановил традиционную ижорскую керамику деревни Большое Стремление. Здешние мастерская и выставочная галерея и существуют для того, чтобы выставлялись работы людей, живущих на этой земле, и не важно, имеют ли они отношение к коренным народам или занимаются изучением культуры, традиций, ремесел, промыслов. Прекрасно, когда такие творческие люди есть в родном крае.

Перед торжественным открытием Дмитрий Николаевич Ткачев подробно рассказал о своей новой выставке:

– Моя работа заключается в том, чтобы сохранить те формы традиционной утилитарной глиняной посуды, которые до нас дошли, и воссоздать те, которые обнаружились лишь в виде археологических осколков. Мы занимаемся не просто копированием, мы занимаемся реконструкцией. Керамика, которую мы делаем, соответствует всем нормам, и по пищевым стандартам, и по качеству изготовления не уступает магазинной посуде. Мы отступили от традиционного промысла только в одном: усовершенствовали технологию обработки глины. На выходе получается посуда, полностью сохранившая традиционность.

Современная керамика – это соединение глины и стекла. При Петре I на нашей территории было организовано много стекольных заводов, и появилась красочная стеклянная посуда – зеленая, синяя, красная, коричневая. И именно гончары, увидя великолепие царского стекла, решили перенять это разнообразие красок и украшать обычную простую глину цветными глазурями.

На территории нынешнего Кингисеппского района был доступ только к оксиду железа. Фактически это окраска ржавчиной – самый доступный материал для крестьянина.

Оксид меди был дороже и встречался редко, поэтому такую глазурь делали исключительно изразцов, украшали иконостасы, использовали для фаянса и фарфора.

Сегодня мы открываем выставку восстановительного газового обжига. Что такое восстановление? Керамику можно обжигать в двух средах – с доступом кислорода и без. Если ту же самую медь обжигать без доступа кислорода, в углеродистой среде, она восстанавливается из окисления и переводится в состав металлов. И прекрасный золотой цвет, который мы видим сегодня на выставке – это и есть восстановительный обжиг.

Наша выставка рассказывает о целом цикле экспериментов, которые растянулись на многие века. Они осуществлялись и гончарами, и стеклодувами, и теперь у современных художников и мастеров есть огромный арсенал и огромный опыт предшествующих поколений. И мы сейчас пытаемся воспользоваться этим опытом, чтобы он не исчез, подобно ямбургской керамике, а сохранился, и стремимся передать этот опыт подрастающему поколению, которое связывает себя с ижорской культурой, с искусством и с керамикой.

«Мы открыли мобильное выставочное пространство в мансарде музея»

Под крышей Ижорского музея Е. И. Кострова открыла выставку репродукций, привезенную из Санкт-Петербурга представителями Музея-института семьи Рерихов. Все участники мероприятия были в масках, меры ковид-безопасности соблюдались даже на таком небольшом пространстве – и дети, и взрослые продемонстрировали понимание и разумное поведение.

Елена Ивановна напомнила присутствующим о том, что в августе 2021 года было заключено соглашение об открытии Ижорского культурно-выставочного центра Николая Рериха, подписанное главой администрации МО «Кингисеппский район» Ю. И. Запалатским, главой администрации МО «Вистинское сельское поселение» И. Н. Сажиной и директором Музея-института семьи Рерихов А. А. Бондаренко:

– В рамках этого соглашения у нас прошло уже множество различных мероприятий, и сегодня мы открываем выставку репродукций известных художников под названием «Чары Финляндии». Почему же эти работы прибыли к нам именно сегодня? У нас День «Калевалы», и мы собрали всех наших друзей. И, чтобы вы могли воочию увидеть великолепные иллюстрации Тамары Юфа, развернули небольшое мобильное пространство в мансарде Ижорского музея.

Важность музейного сотрудничества подчеркнул и гость мероприятия, Дмитрий Евгеньевич Быченков, соучредитель Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие»:

– Культурное сотрудничество музеев демонстрирует наибольший эффект в двух аспектах. Музеи сохраняют как историческую память, так и сами фонды. А за музеями стоит мощная государственная поддержка. Хочу отметить и особую важность подписания договоров межмузейного сотрудничества, состоящую в том, что это договоры трехсторонние: в них добровольно участвуют как оба музея, так и властная структура. Как правило, подписание договоров случается в тех регионах, где сами руководители отличаются творческими качествами, желают музейного развития, развития культуры, исторической памяти, и видят необходимость их распространения в области. Поэтому участие администраций и Вистино, и Кингисеппа здесь очень важно.

Выставку и последующую презентацию прокомментировала сотрудница Музея-института семьи Рерихов Анастасия Ефимова:

– Пять из шести репродукций выполнены заслуженной художницей РФ Т. Г. Юфа. Следует отметить, что с «Калевалой» ее жизнь связана с детства, и большую роль в ее творчестве играет эпический сюжет о девушке по имени Айно. Обратите внимание: автор шестой картины – мы подготовили презентацию о нем – финский художник Аксель Галлен-Каллела, также иллюстратор «Калевалы».

«Мы провели не просто праздник, а настоящее просветительское мероприятие»

Праздник продолжился путешествием по сюжетной линии «Калевалы» под руководством учителя русского языка и литературы Вистинской средней школы, волонтера Центра коренных народов Ленинградской области Ксении Решетовой и выступлением детского ансамбля кантелистов Ижорского музея под руководством Елены Викторовны Ведайко – музыканта, волонтера Центра коренных народов ЛО.

– Елена Викторовна учит детей играть на этом замечательном древнем инструменте на слух, – пояснила Е. И. Кострова. – Наши ребята не владеют музыкальной грамотой, не ходят в музыкальную школу, они все «слухачи». И то, что показывает им Елена Викторовна, они успешно осваивают. Она приезжает к нам один раз в месяц, а потом с ними занимается домашним обучением одна из мам, Татьяна Крылова. И благодаря успешному творческому союзу музыканта и такой замечательной мамы, этот коллектив состоялся. Они репетируют самостоятельно и в стенах музея – каждую неделю.

Эпические песнопения и древние ижорские руны исполнили Ксения Решетова, Сергей Карпов и Никита Дьячков, преподаватель ижорского языка.

Теневой спектакль по мотивам «Калевалы» привез в Вистино Кингисеппский театр юного зрителя (режиссер – Ольга Абдулхалимова).

– Мы провели не просто праздник, а настоящее просветительское мероприятие, – подчеркнула Елена Ивановна. – Эта программа продолжит развиваться во время музейных гастролей. Должна сказать, что наш опыт использования исконного художественного материала заметили и признали в Санкт-Петербурге. Наши дети учатся народному искусству и ремеслам не просто так. Кантеле, руны, национальные традиции – все это особенно важно для подрастающего поколения вистинцев, особенно в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

В финале праздника прозвучала цитата из заключительной, пятидесятой руны «Калевалы»: «Как бы ни было, а все же проложил певцам лыжню я, я в лесу раздвинул ветки, прорубил тропинку в чаще, выход к будущему дал я, – и тропиночка открылась для певцов, кто петь способен, тех, кто песнями богаче меж растущей молодежью, в восходящем поколенье».

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях