Обучение закончено, теоретические знания и практические навыки получены, впереди – работа

7 июля в одном из залов старинного дома на Парусинке, в котором располагается Ивангородский филиал ГУАП, на торжественном выпускном вечере со сцены звучали теплые напутственные речи, вручались грамоты отличившимся за время учебы студентам, и с большого экрана дистанционно поздравил молодых людей с окончанием университета директор Ивангородского филиала Д. В. Ворновских.

Дипломы с отличием получили в этом году четыре человека – Дарина Белозерова и Дарья Зуева (направление обучения «Юриспруденция»), Даниил Рябич и Андрей Садовников (направление обучения «Экономика»).

Заместитель директора ИФ ГУАП Ольга Владимировна Ладанова рассказала о выпуске 2022 года, а также о новшествах в учебном процессе:

«Прежде всего хотелось бы отметить отличную работу профессорско-преподавательского состава: Р. А. Коваленко, Е. А. Яковлевой и А. А. Сорокина (кафедра прикладной математики, информатики и информационных таможенных технологий); Е. В. Болотиной, Е. В. Леошкевич и Д. И. Иванова (кафедра права); а также А. Э. Салтыковой и Е. М. Курочкиной (кафедра социально-экономических наук и внешнеэкономической деятельности).

Выпускной в нашем образовательном учреждении проходит два раза в год – зимой и летом. Первыми закончили образование студенты, заочно обучавшиеся по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция». А на торжественном вечере праздновали окончание учебного процесса юристы, экономисты и программисты, как с очного, так и с заочного отделений. Общее число выпускников (по всем направлениям) в этом году меньше, чем в прошлом – сто тридцать пять человек, а в 2021 году обучение закончили на сто человек больше.

Из опыта прошлого «ковидного» года взято все лучшее

Изменения в организации учебного процесса в основном связаны с принятием карантинного опыта прошлого года – как дистанционных форм обучения, так и форм подачи документов при поступлении: сейчас это также можно сделать несколькими способами – посредством электронной почты, либо на сайте или в приложении «Госуслуги». Сохранилась и возможность подать документы лично. Вообще, происходящие сейчас процессы цифровой трансформации вузов, например, такие, как широкое внедрение дистанционного обучения с использованием специальных онлайн-платформ, оказали заметное влияние на учебный процесс, и в этом направлении сделано уже очень многое.

«Цифра»  удобно и студентам, и проверяющим, и преподавателям

Как это воспринимают преподаватели и студенты? Безусловно, с одной стороны, нагрузка на преподавателей увеличилась, так как для того, чтобы работать в электронной образовательной среде, предварительно нужно внести туда большой объем данных. Но затем преподавателю становится гораздо проще проверять, к примеру, тест либо ситуационную задачу – к работе подключается программный алгоритм, что позволяет делать ее практически в автоматическом режиме.

Образовательный процесс для студентов тоже становится проще и удобнее – при использовании доступа к сервису «Личный кабинет студента», входящего в комплексную интегрированную среду обучения ИФ ГУАП, для взаимодействия между участниками образовательного процесса, получение информации об  успеваемости, доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик, формирования электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранения работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.

Внутренняя онлайн-платформа ГУАП «Интегрированная среда обучения» была создана в университете в 2017 году и включает в себя как «Личный кабинет преподавателя», так и «Личный кабинет студента». Преподаватели выкладывают «в онлайн» все задания – особенно актуально это для студентов заочного отделения, которые приезжают в университет только на сессию, и помогает заранее выполнить контрольные, либо тесты, как допуски промежуточной аттестации. Все данные хранятся достаточно длительное время, что упрощает работу проверяющих (в частности, из «Рособрнадзора») – отпадает необходимость работы с большим количеством бумажных документов.

«Личные кабинеты» преподавателей используются и заведующими кафедрами – для распределения нагрузки и контроля качества работы. У нас введена система «эффективного контракта»: если преподаватель качественно и квалифицированно выполняет все свои должностные обязанности и дополнительные положения трудового договора – подготавливает учебно-методические пособия, научные статьи, проще говоря, если человек хорошо работает (а это оценивается по специальной балльной системе), то получает за это вознаграждение, размер которого определяется в головном вузе. Это позволяет дополнительно стимулировать преподавательский состав.

Россия отказалась от Болонской системы образования – что дальше?

Как именно изменится учебный процесс, сейчас с уверенностью сказать не могу – дело в том, что у нас, в Ивангороде, филиал, а все основные решения принимаются головной организацией – ГУАП, на основании нормативных актов Министерства науки и высшего образования РФ.

На ближайший год остаются актуальными действующие учебные планы, 2022-2023 года. Вообще-то, Болонская система и так не функционировала у нас в чистом виде, потому что не очень хорошо подходила к российским реалиям. Она создавала много проблем, в частности, не совпадая с положениями трудового законодательства РФ – скажем, когда предприятию требуется «специалист» на ту или иную должность, то по нормам, принятым у нас ранее, это мог бы быть человек, закончивший высшее учебное заведение по профилю; а если приложить к этому Болонскую систему, в которой существуют бакалавриат и магистратура, то получается, что бакалавр – это еще не совсем готовый специалист, а магистр – это уже почти кандидат наук.

В принципе, отмена Болонской системы в России должна принести положительный результат – если сравнивать учебные планы (которые мы разрабатываем в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) существовавшего ранее «специалитета» и сегодняшней «Болонской системы в российских реалиях», то становится явным уменьшение количества часов, отводимых на изучение дисциплин. Поэтому, при возврате к специалитету появится и возможность увеличить количество учебных часов, что позволит улучшить качество образования в целом и повысить гибкость учебного процесса, облегчая внесение изменений в программу для адаптации ее под нужды конкретного региона в соответствии с запросами рынка. Также в настоящее время вводится много дополнительных учебных дисциплин, связанных с цифровыми технологиями, являющихся обязательными к изучению вне зависимости от основного направления – объем получаемых знаний увеличивается, и, соответственно, учебный процесс требует больше времени.

Конечно, в полной мере оценить результаты перестройки отечественной системы образования станет возможным лишь с течением времени – новая система, кроме того, что пока еще предстоит ее разработать и утвердить, должна будет пройти длительную проверку «на прочность», но в целом, в современных условиях это видится развитием, шагом вперед».

Выпускным вечером символически заканчивается одна пора жизни и начинается другая: обучение закончено, теоретические знания и практические навыки получены, впереди – работа. С которой, как правило, у бывших студентов ИФ ГУАП проблем не возникает – благодаря полученному качественному образованию по актуальным направлениям выпускники всегда востребованы на рынке труда, а родной ВУЗ служит им прочной и надежной ступенью к успеху и новым достижениям.

А. Петров

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях