От флотатора на «Фосфорите» до заслуженного учителя России

31 октября на расширенном совещании органов власти и управления Кингисеппского муниципального района глава районной администрации Ю.И. Запалатский поздравил с днем рождения почетного гражданина Кингисеппского района, заслуженного учителя Российской Федерации А. Ф. Лауконен.

Династическая традиция и мечта стать учителем

В течение 19 лет, с 1985 по 2004 годы, Анастасия Федоровна Лауконен заведовала Кингисеппским городским отделом народного образования, стоя у руля большого корабля под названием «Районная система образования» и с честью проводя его между подводных камней перестроечных и постперестроечных реформ.

Иногда говорят: «написано на роду». Анастасии Федоровне Лауконен, в девичестве Александровой, на роду было написано стать учителем. Три ее тети по материнской линии были учителями начальных классов, а дядя заведовал гороно. С младенческих лет Настя слышала от мамы об их работе и росла в атмосфере уважения к нелегкому труду педагогов. Неудивительно, что с выбором жизненного пути девочка определилась рано и раз и навсегда, мечтая быть учителем. Слушая мамины рассказы, она представляла, как войдет в светлый, красивый класс, встанет у доски и скажет: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Федоровна, я – ваша новая учительница…»

И еще один знак был дан ей самой судьбой: так случилось, что родилась Анастасия Федоровна 29 октября, в день рождения ВЛКСМ. И вся ее дальнейшая жизнь была прочно связана с комсомолом: она прошла путь от секретаря школьной комсомольской организации до третьего секретаря горкома комсомола и делегата 15 съезда ВЛКСМ.

…Отец Анастасии, Федор Федорович Александров, был военным моряком, прошел финскую кампанию и все пять лет Великой Отечественной. Когда Насте было восемь месяцев, он получил новое назначение и переехал вместе с семьей под Кингисепп, в деревню Горки. Сутками отец пропадал на службе, а дом, хозяйство и большая семья, где подрастали пятеро детей, держались на маме. Старшие дочери охотно помогали ей – могли и корову подоить, и огород вскопать, и за младшими приглядеть.

Учеба всегда давалась Анастасии легко. Этому способствовала привитая мамой любовь к чтению: в деревенской библиотеке не было ни одной книги, которую не прочла бы девочка.

Первое взрослое решение и первая работа

Окончив восемь классов в Вистинской школе, Настя поступила в девятый класс Кракольской средней школы. Успешно отучилась год, параллельно возглавляя школьную комсомольскую организацию. Но семье, где подрастали трое младших детей, жилось тяжело, и Настя приняла решение уйти из школы и пойти на работу. Вместе с сестрой устроилась транспортным рабочим первого разряда в СУ-8, прокладывавшее дороги на Всесоюзной комсомольско-молодежной стройке «Фосфорит».

Сразу же Анастасия поступила в десятый класс школы рабочей молодежи, которая располагалась в здании нынешнего краеведческого музея. Учиться в «вечерке» в то время было обычным делом, поэтому классы набирались большие, по 25 и более человек из тех, кто по каким-то причинам не мог посещать обычную школу. Занимались пять дней в неделю, с половины седьмого до половины двенадцатого вечера. И при этом успевали и в кино сбегать, и на танцы. Иногда – портфели в окно – и прямиком на танцплощадку в Летнем парке…

Анастасия Федоровна уверена, что ее поколению повезло родиться и расти в такое время, когда государство всем предоставляло равную возможность получить образование – были бы способности и желание учиться: 14 из 25 ее одноклассников, закончив вечернюю школу, в последствии поступили в вузы.  

За один учебный год Анастасия прошла программу двух классов и получила аттестат зрелости. Четыре следующих года она проработала на «Фосфорите», флотатором на обогатительной фабрике, совмещая с основной работой общественную: была членом комитета комсомола комбината, вела шефскую работу в школах города… Поэтому в ее комнате в общежитии на спинке стула всегда висел отутюженный «официальный» костюм – чтобы, отправляясь на очередное мероприятие, не тратить время на долгие сборы.

Жили тогда небогато, но весело. Труд был в почете, и об успехах «Фосфорита» знала вся страна. Среди молодых гвардейцев пятилетки, своим трудом добывавших славу «Фосфориту», была и Анастасия Александрова, за что и получила первое в своей жизни звание – «Отличник химической промышленности».

Рос комбинат, а вместе с ним и город. На глазах поднялись пятиэтажки на Октябрьской улице, и фосфоритовцы начали переезжать из рабочих общежитий в небольшие, но отдельные квартиры. Тогда в Кингисеппе начался первый «бэби-бум» – и спасибо за это, по мнению Анастасии Федоровны, нужно сказать именно «хрущевкам». Так и сегодня: дайте молодежи работу, которая прокормит, и доступное жилье – будут и дети…

«Отпустите меня, я хочу учиться»

Все, казалось бы, складывалось в жизни Анастасии удачно – производство, друзья, интересная общественная работа, но детская мечта стать учителем не отпускала. И однажды девушка вошла в кабинет директора комбината, положила на стол заявление об уходе и сказала: «Отпустите меня, я хочу учиться».

В то время для поступления на заочное отделение вуза нужно было год отработать по выбранной специальности. И Анастасия устроилась пионервожатой в Ивангородскую школу. А через год без труда сдала вступительные экзамены и стала студенткой Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена. В годы учебы работала в школе № 2, в Доме пионеров, а затем Анастасии Федоровне предложили должность заведующей школьным отделом горкома ВЛКСМ. Комсомольская жизнь тогда кипела в нашем городе: проводились собрания, военно-патриотические сборы, первые туристические слеты, ставшие впоследствии традиционными…

Новая школа и огромная ответственность

В 1975 году в Кингисеппе открывали четвертую школу, и Анастасия Федоровна вступила в должность заместителя директора по воспитательной работе. Параллельно она преподавала природоведение и историю в пятых классах. Историю дети не просто любили – обожали. Возможно, потому что это была великая история великой страны. Но и тогда, когда в нашем государстве была только одна, официальная версия исторических событий, Анастасия Федоровна старалась не вкладывать в головы учеников готовый, «пережеванный», материал, а научить детей думать.

В 1985 году А. Ф. Лауконен предложили должность заведующей Кингисеппским городским отделом народного образования. «Хозяйство» ей досталось серьезное – более одиннадцати тысяч школьников и восемь тысяч «дошколят», три с половиной тысячи педагогов и обслуживающего персонала, более пятидесяти образовательных учреждений… Но и работало все это как хорошо отлаженный механизм: Кингисеппский район всегда был одним из лидеров образовательного пространства Ленинградской области. В кабинете заведующей Кингисеппского гороно много лет подряд стояло переходящее красное знамя за успехи в работе системы народного образования, и Анастасия Федоровна дала себе слово держать планку так же высоко.

Первые годы работы А. Ф. Лауконен в должности заведующей гороно совпали с непростым периодом перестройки. Очень быстро перемены коснулись и системы народного образования: стало приветствоваться разнообразие – учреждений, обучающих программ, классов, учебников…

«Твори, выдумывай, пробуй, но не навреди»

Анастасия Федоровна прекрасно помнит, как в нашем районе начиналась работа по углубленному изучению предметов. На очередной педагогической конференции она спросила у собравшихся педагогов: кто возьмется за новое дело? В зале поднялась одна рука. Это была Людмила Альбертовна Белянская. Так в нашем районе одним из первых в области появился класс с углубленным изучением литературы.

Потом было еще немало интересных дебютов и экспериментов. К примеру, мало кто помнит, что первый компьютерный класс в нашем районе начал работать в школе № 2 на базе вечерней школы, а уже потом его аналоги постепенно появлялись и в других учебных заведениях города и района. Творческий, ищущий коллектив кингисеппских педагогов с радостью брался за все новое. Но при этом старался придерживаться правила: «Твори, выдумывай, пробуй, но не навреди».

Большим плюсом системы образования России нового времени, по мнению Анастасии Федоровны, стало то, что школы, наконец, получили возможность работать с учениками, учитывая их индивидуальность. Если до этого главной задачей учителя было дать стандарт знаний всем и каждому, то теперь педагог получил возможность больше внимания уделять и тому, кому школьная программа дается трудно в силу особенностей здоровья, и сильному ученику.

Результатом произошедших изменений стало повышение качества образования и, как следствие, дождь медалей «За особые успехи в учении», пролившийся на Кингисеппский район.

Роль учителя возросла многократно

Работа учителя была уважаемой во все времена. Но сегодня, по мнению Анастасии Федоровны, ее роль возросла многократно. И лучшая награда любому учителю за его тяжелейший труд – когда его ученики, взрослея, становятся хорошими работниками и достойными людьми, любящими своих родителей, свой город и свою страну.

За многолетний труд А. Ф. Лауконен удостоена высоких званий «Отличник народного образования» и «Заслуженный учитель России», ее имя включено в энциклопедию «Лучшие люди России» за 2005 год, где представлены граждане нашей страны, чей труд оказал наиболее заметное влияние на развитие российского общества и государства.

На расширенном аппаратном совещании в адрес А. Ф. Лауконен прозвучало много поздравлений и добрых пожеланий. В ответном слове Анастасия Федоровна поблагодарила Совет депутатов и администрацию Кингисеппского муниципального района за помощь, которую они всегда оказывали народному образованию, и выразила надежду, что и впредь районная система образования будет чувствовать эту надежную поддержку.  

И. Князева

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях