Найти и изучить

Как обычно происходит посещение музея? Негромкий голос лектора-экскурсовода, старинные артефакты, словно бы застывшее время. Серьезность, неторопливость, тишина. Иногда бывает скучновато – особенно, если тебе девять-десять лет и хочется поиграть. Например, в детектива. Или в археолога, который нашел что-нибудь старинное, очень интересное и необычное.

Археологи – детективы прошлого

В дни осенних каникул в Малом пороховом амбаре Ивангородского музея-крепости прошла интерактивная игра. Программа, рассчитанная на детей 9-12 лет, начинается с рассказа о тех, кто отыскивает следы прошлого – ученых-археологах. Лекция-вступление одновременно объясняет и правила предстоящей игры.

Дети узнают о том, почему старинные предметы оказываются под слоем земли. О том, что прежде, чем начинаются раскопки, ученые готовятся к ним, изучая летописи, книги, древние карты. При раскопках археологи заносят записи о результатах в специальный дневник. Найденные предметы тщательно изучаются – их нужно измерить, взвесить, описать. После изучения предметы становятся музейными экспонатами.

Лекция сопровождается показом слайдов, видеороликом об археологических работах в Ивангородской крепости. В 2020 году там начаты масштабные раскопки, в ходе которых, кроме обычных бытовых предметов, найдены деревянные сани – редкий случай в археологии.

Итак, лекция заканчивается, начинается игра. Каждый из участников получает карандаш и дневник археолога, в который будет заносить результаты исследований. С третьего этажа Малого порохового амбара, из лекционного зала, спускается уже группа ученых, готовых приступить к работе.

Город лошадиной шкуры

На втором этаже организована игра по станциям. Переходя от деревянного макета старинного торгового корабля (ганзейского когга) к мечам и алебардам, от витрины со старинной кожаной обувью – к военному костюму петровских времен, дети узнают об исторических фактах и легендах, а также отвечают на вопросы, например, сколько пуговиц на военном костюме. В «дневнике археолога» делаются пометки, зарисовки – все как у настоящих археологов. На одной из станций лектор рассказывает историю о постройке Ивангородской крепости – Города Лошадиной шкуры.

Ответив на вопросы у каждой станции, дети получают фрагмент старинного артефакта, который будет экспонироваться в музее, – изразцовой плитки. А на последней станции археологи проводят раскопки, отыскивая в специальной песочнице «древности» – монеты, «драгоценные камни», красивые вещицы.

С находками юные ученые снова поднимаются в лекционный зал, где уже приготовлены инструменты – лупы, линейки, весы. После изучения найденные «артефакты» остаются у детей, на память о посещении музея.

Коллекция знаний

Интерактивная игра в Малом пороховом амбаре – часть областного фестиваля «Детские дни». Фестиваль организован Музейным агентством Ленинградской области на конкурсной основе. Для участия в нем учреждения культуры должны были представить свои идеи на тему «Моя коллекция». В конкурсном описании поставлена методическая задача – обеспечить связь темы коллекционирования с опытом ребенка. Познавая мир и себя в нем, человек собирает в «копилку памяти» впечатления, воспоминания, опыт.

Разработчики, модераторы и ведущие детской программы – сотрудники Ивангородского музея: методист Елена Мещерякова, лектор-экскурсовод Кристина Суворова, старший научный сотрудник Наталья Смола.

«В сущности, просто развлекать детей могут очень многие площадки, – рассказала Н.В. Смола. – Здесь же, в музее, в игровой форме прививается интерес к краеведению. Дети относятся к родному городу по-другому, когда больше узнают о его насыщенной и богатой истории».

Радостные лица участвующих детей, живой интерес и бойкие ответы на вопросы говорят о том, что результат работы сотрудников Ивангородского музея оказался очень удачным: созданная ими интерактивная игра получилась действительно захватывающей и увлекательной. По словам организаторов, игра, скорее всего, будет проводиться и после окончания осенних каникул. А это означает, что возможность побывать на такой полезной и необычной экскурсии будет еще у многих детей.

А. Петров

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях