Две судьбы одной войны

Открытый после  реконструкции музей «Астрача, 1941» ждёт гостей на новую экспозицию о Великой Отечественной войне

Астрачинский рубеж

Музей «Астрача, 1941» находится на востоке Ленобласти: в 9 километрах от Тихвина, в 21 – от Бокситогорска. Мимо не проедешь. Фигуру бойца с пистолетом-пулемётом в вытянутой руке видно издалека. Рядом – братское захоронение, памятные плиты с фамилиями красноармейцев и офицеров, погибших осенью 1941 года на Астрачинском рубеже. Здесь проходила линия обороны. Немцев дальше не пустили.

Музей расположился через дорогу от мемориала. Небольшой бревенчатый дом – единственный уцелевший во всей Астраче за годы войны. Бывшая деревенская школа. По удивительному стечению обстоятельств именно в здании, стены которого помнят яростные сражения, сегодняшним мальчишкам и девчонкам экскурсоводы дают урок истории. Новую экспозицию назвали «Война глазами Павлика и Пауля».

Музей боевой славы в Астраче вырос из школьного уголка. В деревне, где каждая пядь земли полита кровью её защитников, ребята взялись собирать свидетельства войны: предметы вооружения, амуниции, документы и фотографии бойцов. Поисковый отряд «Красные следопыты» при бокситогорской школе № 1 проделал огромную работу. В 1975 году, 9 декабря, в годовщину освобождения Тихвина, здесь открыли музей. Жители Астрачи им очень гордятся. Это своеобразное место силы, напоминание о подвигах времён Тихвинской наступательной операции, которая сыграла колоссальную роль в защите Ленинграда.

Назрели перемены

К сожалению, в истории музея немало грустных страниц. Был здесь и крупный пожар, и забвение в 90-е годы. Лишь в нулевые началось полноценное восстановление памятника культуры. Родившись как народный, музей стал государственным, сейчас он является филиалом Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея.

– Очевидно было, что музею «Астрача, 1941» необходимы перемены. Он оживал только дважды в год – на 9 мая и 9 декабря. Остальное время пустовал, – рассказывает директор Тихвинского музея Вера Бондарева. – Хотелось переформатировать его под молодежную аудиторию, детей и подростков.

Требовалось придумать что-то особенное и вдобавок не дублирующее приёмы других региональных военных экспозиций, скажем, музеев «Дорога жизни» в Кобоне или «Прорыв блокады Ленинграда».

Параллельно в музее искали средства на капитальный ремонт. В здании 1912 года постройки его не делали ни разу! Только в 2017-м, выиграв грант одного из благотворительных фондов, музей закрыли на реконструкцию.

Павлик и Пауль

Несколько лет назад в Тихвин из Германии приезжала писательница Анна Тукерманн. К ней попали воспоминания уроженца Восточной Пруссии Пауля Балтуса. В 1945 году вместе с воинским эшелоном немецких военнопленных Пауль оказался в Тихвинском районе. В лагере для военнопленных он работал переводчиком, а в 1947 году работники лагеря помогли ему вернуться домой.  

Писательница познакомила сотрудников музея с этим сюжетом. По словам Веры Бондаревой, в этой истории её поразило признание Пауля: он никогда в жизни не встречал таких чудесных людей и такого теплого отношения, как в России. Если бы ему дали вторую жизнь, он прожил бы её в нашей стране!

Рассказ Пауля местные музейщики увязали с историей его тихвинского тёзки Павлика Светова. Павла Васильевича в Тихвине знают многие. Он был журналистом, работал в газете «Трудовая слава». В 41-м, будучи четырнадцатилетним подростком, перешёл линию фронта и собрал важную информацию о расположении немецких войск в оккупированном Тихвине. После чего с риском для жизни пробирался из захваченного врагом города к родным, чтобы присоединиться к подполью. Своё разведзадание Павел получил именно в штабе Красной Армии, распложенном в Астраче!

Трогать разрешается!

Так у Веры Бондаревой и главного хранителя музея Виктора Зюрина родилась концепция экспозиции: показать людские судьбы в контексте места. В музее «Астрача, 1941» подрастающее поколение XXI века видит военные годы глазами юных Павла и Пауля. Сюжет выставки закручен вокруг историй русского и немецкого подростков, озвученных в аудиоспектакле.

В центре основного выставочного зала – нагромождение самых разных предметов: парты, шкафы, патефон, сани, колёса, книги, тетрадки, игрушки, фотографии… Этот хаос отражает смешение линий жизней, перевороты человеческих судеб. На четырёх мониторах идёт военная хроника. В наушниках аудиогида мы слышим шум моторов, стрельбу, немецкую речь, детские голоса. Вокруг много чёрного цвета: война – это очень страшно. Красный цвет, вступая с ним в противодействие, говорит о силе воли, преодолении, желании помочь и спасти.

Экспонаты можно и нужно трогать. В каждой вещи скрыт эпизод истории. Посетителей, особенно школьников, интерактивность подкупает. Ребятам даже дают примерить военную форму.

 – Мне очень не нравится, когда история начинает бронзоветь, – высказался эксперт в области музейного проектирования Леонид Копылов. – Здесь – не так. Получилось убрать дистанцию между посетителями и тем временем. Зачем? Чтобы события не отдалялись от человека, не теряли свою значимость.

Выставку можно рассматривать с любого места, как и фотографировать – она удивительно фотогенична. Хоть через окно загляни – ощутишь гордость, теплоту и надежду на лучшее.

Людмила Кондрашова

Фото Сергея Шитова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях