Создавая комфортную среду

Ленинградцев приглашают принять участие во втором этапе голосования в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда»

Руководитель Центра компетенций Ленинградской области Екатерина Манжула – о том, как жители региона могут повлиять на благоустройство общественных территорий в своих городах и посёлках.

Выбор за вами

– Скоро стартует второй этап голосования за благоустройство общественных пространств в Ленинградской области. Как это работает?

– В основе программы «Формирование комфортной городской среды» лежит рейтинговое голосование. На первом этапе жители всех муниципальных образований голосуют за территорию, которую они хотели бы благоустроить в следующем году. Там же они могут выбрать функциональное наполнение этого места.

Следующий этап – федеральное рейтинговое голосование. Оно пройдёт совсем скоро: с 16 апреля по 31 мая. Здесь жители могут детально ознакомиться с дизайн-проектами благоустройства на выбранные ранее территории и проголосовать за один из них.

Во втором этапе участвуют только 29 населённых пунктов из Ленобласти с численностью от 10 тысяч человек. По каждой территории будут представлены два дизайн-проекта. Чтобы принять участие в голосовании, нужно зайти на портал gorodsreda.ru через «Госуслуги», ознакомиться с проектом и выбрать тот, что вам более интересен. На основании этого выбора будут сформированы заявки для включения в федеральную программу. Если местная администрация правильно подготовит документы, а заявка и проект будут соответствовать всем требованиям и критериям, – его включат в программу, выделят средства, и уже через год территория будет благоустроена.

– Буквально на днях в нашем регионе завершилась серия проектировочных сессий от Центра компетенций Ленинградской области. Чему посвящены эти мероприятия?

– Практически все дизайн-проекты создаются с активным привлечением жителей. Раньше, до создания Центра, в основном для этого проводились опросы и общественные обсуждения. Но таких шагов недостаточно.

Есть такая практика, как «соучаствующее проектирование». Когда специалисты, представители власти и жители сообща разрабатывают проект благоустройства территории. Лучше всего о том, что на местности нужно создать, что исправить, а что – сохранить, расскажут люди, которые каждый день пользуются этой территорией.

Поэтому накануне федерального голосования мы совместно с архитекторами посетили населённые пункты, участвующие в федеральном этапе голосования, чтобы местные жители могли помочь создать дизайн-проекты, отвечающие их запросам.
Проектировочные сессии в других населенных пунктах также проводятся начиная с марта и до конца мая.

– Такое голосование проводится в Ленобласти уже третий год. Как вы оцениваете активность наших людей?

– В том же региональном этапе в 2021 году у нас участвовали около 32 тысяч человек из 113 поселений. В 2022-м голосовали уже 76 тысяч жителей из 120 населённых пунктов. В этом году цифра по поселениям выросла до 131, а на голосование откликнулось 86 тысяч человек. Мы видим, что каждый год о проекте узнаёт все больше людей, для нас это очень важный результат. Мы стараемся сделать процесс максимально прозрачным и открытым, следим за возможными накрутками и манипуляциями – всякое бывает, но мы удаляем их. Нам важен честный результат.

Если мы говорим про федеральный этап, то в 2021 году у нас участвовали около 107 514 тысяч человек из 29 поселений. В 2022-м голосовали уже 112 235 тысяч жителей. Результаты голосования 2023 года мы узнаем 6 июня.

Интересное наблюдение: если взглянуть – какие районы голосуют активнее всего, то каждый год картина меняется. В этом году активнее других были жители Бокситогорского, Волховского и Тихвинского районов. А в прошлом лидировали Всеволожский, Гатчинский и Кировский. Возможно, это связанно с тем, что жители видят те пространства, которые уже созданы и понимают, что их участие реально влияет на то, что будет сделано.

Зона комфорта

– А за какие локации в основном голосуют люди?

– В первую очередь – за набережные, центральные площади, скверы, площадки перед Домами культуры. Обычно это те места, где люди проводят много свободного времени: гуляют, отдыхают с близкими.

В этом и есть основная цель программы – создание полноценных общественных пространств, которые подходили бы для разных групп населения. Чтобы у них был в распоряжении не только сценарий «походить-посидеть-посмотреть», но и что-то дополнительное. Развлечения, здоровый образ жизни, просвещение…

– Чем же хотят наполнить эти места ленинградцы?

– Когда мы только начинали, уже наблюдался запрос на детскую инфраструктуру, спортивное оборудование, те же лыжероллерные трассы – людям интересен активный отдых. Конечно, существуют и стандартные требования. Например, очень востребованы беседки и навесы: в нашем климате большую часть года идёт снег или дождь, людям важно где-то укрываться.

Ну а самый высокий запрос у ленинградцев – на озеленение. Казалось бы, у нас и так очень «зелёный» регион. Но озеленение бывает разным. У кого-то запрос на лиственные породы, под сенью которых можно проводить время летом, а кто-то хочет видеть больше цветов – то, что привносит красоту в окружающее пространство.

– Какова роль Центра компетенций ЛО в этом процессе?

– Центры компетенций созданы во всех регионах по инициативе Минстроя РФ. Задача таких центров – помогать муниципалитетам эффективно реализовывать программу «Формирование комфортной городской среды». Подтягивать ресурсы и тех специалистов, которые не всегда есть в небольших городах и поселениях. А вместе с тем – проводить обучение, привлекать жителей к проектированию и развитию своих поселений.

В случае с голосованием мы также помогает муниципальным властям в формировании проектов, их загрузке на федеральную платформу, выступаем одновременно в роли наставников и помощников.

Важно быть активными

– С какими сложностями сталкиваетесь на этапе реализации проектов?

– Результат всегда зависит от уровня проекта. Важна не только хорошая концепция, но прежде всего рабочая документация. В ней должны учитываться как пожелания жителей, так и особенности местности, расположение сетей, подеревный план территории, охранные зоны и зоны безопасности объектов, имеющийся на реализацию бюджет. Многое зависит от квалификации подрядчика – без грамотного исполнителя даже с отличным проектом могут возникнуть сложности.

На практике мы сталкиваемся с разными ситуациями. Например, в ходе работ грунты повели себя непредсказуемо. Или вылезла ошибка в проекте, которую надо срочно решить в рамках авторского надзора. Те же цены на материалы находятся в постоянной турбулентности. В такой ситуации важно не бояться, а принимать оперативные решения. Ведь главная цель – сохранить проект, пусть даже и с какими-то корректировками.

– На что в этой ситуации могут повлиять сами жители?

– Главное – это активность. Даже в плане участия в онлайн-голосовании. Город – сложная экосистема, на его развитие всегда требуются дополнительные средства. Чтобы успешно привлекать эти дополнительные бюджеты, важна как слаженная работа сотрудников администрации, так и активная включенность в процесс со стороны населения. Это важный критерий для большинства федеральных программ и грантов.

– Благодаря вашей работе в регионе появились сотни новых объектов. Как сделать так, чтобы они гармонично вписались в облик наших городов?

– При разработке проектов учитывается окружающая застройка и среда, а элементы наполнения подбираются комплиментарные ей.

Если мы говорим про историческую среду, то тут применяются 2 подхода. Первый, формирование пространства в стиле выбранной эпохи. Второй, использование нейтральных элементов городской среды, которые выступают фоном для подсвечивания подлинных исторически ценных объектов. Безусловно важна и идентичности территории. Но тут важно отделять идентичность от тематического оформления. Очень часто их путают. Идентичность можно подчеркнуть через формы, цвет, материалы, уникальные элементы, имитация исторических особенностей в современном исполнении, интеграцию исторических образов и символов места в современные объекты городской среды, но в последнем я не имею в виду брендирование всего и вся. Обилие логотипов, гербов, и других символов поселения не является способом создания идентичности. Но чаще всего жители под идентичностью имеют в виду тематическое оформление.  Также стоит помнить про целостность городской среды, которую можно сформировать и через применение дизайн-кода.

Как показывает практика, при выборе между функциональностью и идентичностью, жители отдают предпочтение первой.

Алексей Астапчик

Фото: Центр компетенций Ленинградской области

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях