«Без малых народов больших не бывает»

На территории Кингисеппского района проживают представители малочисленных коренных народов Ленинградской области, в том числе финны-ингерманландцы, в большинстве традиционно исповедующие лютеранскую веру.

Вот что рассказал пастор Евангелическо-лютеранского прихода «Ямбургский» Анатолий Лещик:

– В 2022 году одним из победителей конкурса Фонда Президентских грантов стал проект «Открытая кирха». Он создавался с целью сохранить историческое наследие и память о предыдущих поколениях путем привлечения внимания к кирхам, как к объектам локальной истории и культуры.

В проект вошли 25 евангелическо-лютеранских исторических приходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В рамках проекта информационно-исторические стенды были установлены у церквей Святого Лазаря в Кингисеппе и Святого Андрея Первозванного в Большом Куземкино.

В городе службы и мероприятия проходят регулярно, в Куземкино – по договоренности. Кирха действует, в летнее время собираемся практически каждое воскресенье. По мере сил делаем там ремонт.

Историческая справка

Церковь в Большом Куземкино представляет собой архитектурное сооружение в готическом стиле (архитектор – Карл Андерсон). Здание является объектом культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения.

Информационно-исторический стенд дает представление туристам об истории кирхи.

Приход Косемкина (Kosemkina) был образован в 1640 году. 30 ноября 1732 года в деревне Большое Куземкино во имя святого Андрея Первозванного была освящена первая деревянная приходская церковь. 3 июля 1879 года состоялось освящение каменной церкви на 450 мест. В 1912 году храм был отремонтирован.

К приходу Косемкина (Нарвуси) было приписано несколько финско-эстонских молитвенных домов. Они были открыты в деревнях Конново и Гакково в 1888 году, в Кайболово и Курголово – в 1895 году, в Вейно и Выбье – после 1896 года, в Кирьямо – в конце XIX века.

В 1920 году от прихода Косемкина отделился лютеранский приход Калливере с центром в деревне Калливере. В 1917 году в приходе числилось 4260 человек.

В 1930-х годах в деревнях прихода были закрыты все молитвенные дома.

Церковь не действовала с 1936 года и была закрыта в 1938 году. Богослужения возобновлялись в период немецкой оккупации (1941–1943), в 1944 году здание церкви было передано под клуб.

С 1989 года в деревне Конново вновь открылся молитвенный дом и стали проводиться богослужения. В феврале 1990 года в деревне Большое Куземкино был зарегистрирован возрожденный приход. Современный приход относится к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии и входит в Западно-Ингерманландское пробство. До недавнего времени в кирху приезжали служить финские пасторы.

Как и в стародавние времена, когда в Куземкино располагался странноприимный дом, церковь осуществляет социальную поддержку нуждающихся прихожан.

Наследница по прямой

Кирху нам открыла жительница Куземкино, этническая ингерманландка Изольда Карпачева, внучка прежнего местного церковного старосты. Изольда Александровна – активная прихожанка, ведущая огромную работу в церкви. Она присматривает за зданием, принимает гостей, оповещает прихожан о мероприятиях в Куземкино и в других деревнях, относящихся к приходу, собирает детей на занятия Воскресной школы и летние программы. И сама встречает гостей – как дома, так и в здании храма.

На улице светит яркое солнце и воздух уже теплый, а в старинных каменных стенах – полумрак, здесь прохладно и гулко. Мы входим в церковь, прислушиваясь к собственным шагам. В таких местах невольно начинаешь понижать голос…

Наш экскурсовод, как и положено рачительной хозяйке, извиняется за «беспорядок»: здесь собирают гуманитарную помощь нуждающимся. А еще в помещении кирхи хранятся фигуры Рождественской композиции, с 2020 года украшающей улицу Воровского в Кингисеппе – вертеп был прислан Иваном Лаптевым, ректором Теологического Института и епископом Церкви Ингрии.

Сразу видно, что пол в церкви настлан новый – дерево светлое, не затоптанное. В лютеранской церкви во время богослужений принято сидеть – места для прихожан оборудованы. А вот окна в плачевном состоянии.

 Изольда Александровна, здесь идет ремонт?

– Настоящий ремонт делать практически некому. Спонсоров у нас нет. В советское время здесь был резиновый цех, потом зернохранилище, потом – Дом культуры. Потолок сохранился с тех времен.

В алтарной части сцена была. Примерно в 1997 году алтарь нам помогли восстановить финны. А пол стелили ребята из реабилитационного центра «Преображение России». Посмотрите, как мастерски сделали, как ровно прошили – не каждый плотник так сможет. Крышу подремонтировали недавно – рамы начали подсыхать. В планах – починить окна.

 Вы занимаете в приходе какую-либо должность?

– У меня здесь нет никакой должности, я просто прихожанка. По мере сил слежу за порядком. Это сейчас к работе подключилась наша епархия, а то все одной приходилось делать. Составляла отчетность, отвозила в Ленинград.

Когда зимой кирху заносит снегом, хожу в администрацию поселения, прошу расчистить. Объясняю владельцам крупных машин, что площадке перед храмом не полезно, когда рядом паркуются грузовики. Должна сказать, что люди относятся с пониманием.

На сегодняшний день почти все местные ингерманландские финны, составлявшие малую этническую группу, уже ушли из жизни. После нас останутся внуки, правнуки, но это уже другая история.

Расскажите, пожалуйста, о том, как жили люди вокруг вверенной Вам кирхи.

– Я знаю, что после отмены крепостного права в 1861 году, люди более 10 лет отстраивали эту каменную церковь. Народ здесь жил очень одаренный. Люди закончили по семь классов. Но среди своего народа здесь были и врачи, и писатели, и поэты, и художники. А родители-то их были всего-навсего рыболовами.

Люди были трудолюбивые, держали большие хозяйства, большие поставки отправляли государству – мясо, масло, молоко, сметану. Колхоз здесь образовался поздно, уже после войны.

И в нашей семье были очень талантливые люди. Восемь братьев! Стихи писали, деревню веселили – кто во что горазд. Охотники, рыболовы – все любили родную землю. И все – верующие люди, все ходили в церковь.

Один из членов семьи вырезал по дереву прекрасные картины. Однажды он выбрал гоголевский сюжет – как брали в плен Тараса Бульбу. Только представьте себе, что это была за картина! Так Днепр ярко был изображен… гнущиеся высокие камыши… горячий конь на дыбах… Тарас Бульба наклоняется за своей «люлькой» – поляки хватают коня под уздцы… Эту картину он предназначал в подарок отцу. Подарить не успел.

Церковный староста

Дед Изольды Александровны по материнской линии, Александр Ахонен, был репрессирован, 12 лет провел в лагере. Вышел из заключения, воссоединился с семьей, но на родину вернуться не успел.

– Александр Иванович был выбран церковным старостой. И когда священник отсутствовал, он сам читал проповедь. Более того, дедушка был и выборным судьей по близлежащим деревням. А бабушка была домохозяйкой, очень грамотной – все умела, все могла. И кучу детей воспитывала.

Когда его арестовывали, дед вышел из дома с карманной Библией в руках – она так и осталась при нем, он с ней и вернулся из лагеря. Как это произошло, непонятно. Еще более необъяснимо, что он вообще вернулся: его четырежды выводили на расстрел, он падал, но пули пролетали мимо.

Люди помогли дедушке найти семью (с божьей помощью бабушка с детьми выбрались из Казахстана) – сработало «сарафанное радио». После этого он прожил всего четыре месяца. Смерть свою предчувствовал. Попросил затопить баню. Потом прилег и тихо ушел. Это было в 1946 году. А уже потом наша семья вернулась домой.

А с кирхой как обстояли дела во время войны?

– По дороге фашисты рушили все подряд, но в Куземкино остановился интендантский отряд. Установили «немецкий порядок». Во время оккупации здесь даже служил пастор-немец.

Кирха в Куземкино сохранилась, в Котлах – нет. Есть в нашем районе еще исторические места, связанные с ингерманландскими финнами?

– За деревней Конново есть стела «Капитанам России братьям Койвунен», репрессированным в 1937 году. Там же рядом – музей под открытым небом «Мельничный ручей». Мельница принадлежала моряку Юлле Пантелею, расстрелянному немцами в 1943 году за нежелание переселиться в Финляндию. Ему тогда был 91 год.

На территории кладбища у деревни Кирьямо с 1989 года стоит памятникам местным жителям, репрессированным в 1939-1940 годах. Установлен по инициативе Лидии Юлле. Ежегодно у памятника проходят встречи прихожан.

Как организованы службы в Куземкинском приходе?

– Прежде у нас служил пастор Григорий, теперь он проживает в Губаницком приходе. К нам приезжает пастор из Кингисеппа, Анатолий. По плану службы проходят раз в две недели. Летом чаще, чем зимой. Зимой службы часто проводятся у меня дома.

Люди любят к нам приезжать, любят нашу церковь!

Не забывать родные имена

– Когда мне тяжело, я стихи пишу, – призналась Изольда Карпачева. – Так хочется, чтобы всегда у людей был мир, чтобы все жили хорошо.

Одно из произведений куземкинской поэтессы начинается словами «Ты нам дорога, ты любима, Россия!» Есть в нем и призыв к Господу: «И снова Россия на страже своих народов и мира всего. А мы молим и просим: Боже, спаси, сохрани и помилуй сыновей полка своего!»

На прощание Изольда Александровна прочла длинное стихотворение собственного сочинения. В нем есть очень хлесткие строки, а есть и такие слова: «Без малых народов больших не бывает. Внуки и правнуки память их чтят. И где б они ни были, где сейчас проживают, имена дорогие не забыть никогда…»

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях