Дистанционное обучение глазами детей и их родителей

worning_123211-747

В прошлом номере газеты мы писали о том, как организовано дистанционное обучение школьников в Кингисеппском районе. Об этом рассказала председатель комитета по образованию районной администрации Е. Н. Румянцева.

А как выглядит такое обучение глазами детей и их родителей, с какими трудностями им пришлось столкнуться, и какие первые выводы о плюсах и минусах «дистанционки» можно сделать, мы узнали, пообщавшись с кингисеппскими школьниками, их мамами, и папами. 

Посидев три недели в самоизоляции, ребята словосочетанию «живое общение» теперь стали придавать особое значение

На вопрос, заданный школьникам, нравится ли им такой метод обучения, мнения детей разделились. Если одни восприняли «дистанционку» как дополнительные каникулы и возможность подольше поспать, делать уроки тогда, когда появится настроение, и, в общем, заниматься своими делами, то другие наоборот огорчены таким способом обучения, и считают, что качественное образование можно получить только в стенах родной школы на традиционных уроках. Сидя дома за компьютером и честно выполняя все заданные уроки, эти ребята столкнулись с тем, что достаточно трудно, пусть и под чутким руководством педагогов, но все же учиться самим. И тут дело не только в том, что на уроке, прежде чем задать домашнее задание, учителя подробно объясняют тему, а в том, что для детей оказались очень важны – коллективная работа в классе, дискуссии, методические и практические занятия, живое общение с учителями и друг с другом. Посидев три недели в самоизоляции, ребята словосочетанию «живое общение» теперь стали придавать особое значение.

Конечно, учителя присылают методические рекомендации, онлайн-лекции и видеоуроки, но, согласитесь невозможно за столь короткий период времени создать массив таких видеолекций на все существующие темы всех школьных предметов. Вот и приходится ребятам искать дополнительные материалы в сети «интернет». Но все же во всем этом есть плюс – дистанционное образование вынуждает ребенка проявлять больше активной самостоятельности, то есть, собственно, учиться, а не ждать, что его научат.

Как рассказала девятиклассница Алина, «дистанционка» для нее не очень удобна: из минусов – технические неполадки: не всегда загружается материал, тесты зависают, результаты не сохраняются, нет общения, большой объем домашней работы, знаний меньше, и они не такие качественные, как на полноценных уроках. Она жалеет, что в свое время на уроках информатики была недостаточно прилежна, и теперь ей самой пришлось наверстывать упущенное и вникать во все процессы и нюансы. Из плюсов – Алина подтянула свои знания в компьютерной грамотности.

«Дистанционка» или самообучение?

По словам мамы третьеклассника Михаила, тот формат, в котором приходится сейчас заниматься ее сыну, это скорей не дистанционное обучение, а самообучение. Теперь они учатся вместе с ним всей семьей. Учитель присылает задания по всем предметам, которые необходимо выполнить. Но согласитесь, прежде чем ребенку выполнить задания, ему необходимо «пройти» эту тему. Понятно, что старшеклассники могут это сделать сами, а вот малышам самим не справиться. А еще нужно делать поделки на уроке технологии и записывать видеоуроки физкультуры. И хорошо, если родители находятся дома на самоизоляции и могут вместе с ребенком делать уроки, а что делать тем детям, у которых родители работают?

Родители второклассницы Насти рассказали, что за две недели дочка исписала целую тетрадку по русскому языку, хотя в школу покупали пять тетрадей на весь учебный год.

«Ничего сложного в дистанционном обучении нет»

Но были и другие мнения – в основном от родителей старшеклассников. По словам мамы десятиклассницы Дарьи, ничего сложного в дистанционном обучении нет, и никаких трудностей их семья не испытала. Насчет того, что ребенок целый день сидит за уроками, она резонно заметила, что обычно дети учились в школе с 9 до 16.00, а потом должны были еще выполнить домашнюю работу, поэтому и сейчас они обязаны делать то же самое. А вот папа ученика того же класса считает, что сыну вообще ничего не задают, и ему целыми днями нечем заняться. Тут вопрос уже к отпрыску – может пора уже начать учиться?

И родителям, и детям сложно ориентироваться в информационном массиве

Сегодня педагоги Кингисеппского района в основном  работают со следующими федеральными образовательными платформами: «Российская электронная школа», «Мобильное электронное образование», «Учи.ru» и ГИС СОЛО (Государственная информационная система «Современное образование Ленинградской области»), в которую вписан и идеально лег давно используемый у нас «Сетевой город». Общение с учениками происходит при помощи платформы для проведения видеоконференций и онлайн-встреч ZOOM, мессенджеров Skype, WhatsApp и Viber. Разные учителя выбирают разные способы обучения. Например, математику ребенок делает в «Российской электронной школе», русский изучает в ГИС СОЛО, а окружающий мир на «Учи.ru». Это все достаточно неудобно, нужно потратить кучу времени на настройку, интерфейсы у всех платформ разные.

Хотя в этом есть и плюс – и учителя и дети учатся работать в новых форматах, познают новое, дети вообще все схватывают на лету и подключаются к информационным процессам быстрее. Ну а за ними и нам, уважаемые родители, придется подтянуться! Но все же одно из пожеланий от родителей на будущее, чтобы учителя одной школы работали на единой образовательной платформе, хотя бы педагоги младшего звена, ведь там, как мы уже выяснили, техническое сопровождение процесса обучения обеспечивают родители, и им достаточно сложно ориентироваться в этом информационном массиве.

Образование не будет прежним

Как считает мама первоклассницы Кати, которой, как и большинству родителей младших школьников, помимо своей основной работы приходится выполнять функции  учителя и самой объяснять дочери темы, нет ничего сложного организовать для детей уроки в формате видеоконференции – сделать групповой чат в Skype или ZOOM, в котором дети могли бы видеть в режиме реального времени то же, что и на уроке, просто из дома — учителя и доску. Посмотреть урок своего педагога, сидя за компьютером, вполне под силу и первоклашке.

Кстати, может в этом и загвоздка, что не все учителя знают, как это сделать? Никто не осуждает их или школу за это. Ведь раньше не было такой необходимости. Но нужно учиться, и учителям тоже – сегодня реалии нашей жизни показывают, что образование не будет прежним – теперь немалая роль должна быть отведена цифровому обучению. Коронавирус – это урок, который изменил фундаментальные установки всей системы образования. И учителя, и ученики, и их родители должны шагать в ногу со временем, чтобы в случае непредвиденных ситуаций переход на «дистанционку» был для всех быстрым и безболезненным. Ведь и без короновируса у нас из-за эпидемии гриппа периодически закрывают на вынужденные каникулы некоторые школы. Но такая сложная система, как образование, в одночасье не может перестроиться и измениться.

Обучение должно быть налажено так, чтобы было легко и комфортно всем участникам образовательного процесса

Педагоги вникают в весь процесс, выстраивают свои методы работы, ищут лучшие способы подачи материала и взаимодействия с учениками. Спасибо им за их нелегкий труд! И на самом деле можно организовать процесс обучения так, чтобы в это трудное время было легко и комфортно и учителям, и детям, и родителям. Как, например, это сделала классный руководитель класса моей дочери – учитель Кингисеппской гимназии Л. А. Белянская, которая с первых дней дистанционного обучения оперативно взаимодействует с детьми в специально созданном групповом чате – выкладывает необходимые задания, объясняет, что и как необходимо сделать, контролирует присутствие на онлайн-уроках каждого ребенка и выполнение домашних заданий, в том числе и по предметам других учителей, а в «родительском» чате информирует родителей  о результатах учебы их детей, кто как работает, и кому на что нужно обратить внимание – все четко и понятно. У нас и раньше была хорошая связь с классным руководителем, а теперь она особенно ценна!

Вокал по «Скайпу»

Еще один пример хорошего взаимодействия преподавателя с детьми и продуктивного обучения на «дистанционке» показывает практика работы педагога по вокалу Центра эстетического воспитания и образования детей – руководителя вокального ансамбля «Конфетти» Е. А. Кучеренко, которой также пришлось оперативно подстроиться под нынешние реалии. В процесс обучения были внесены коррективы, но в целом занятия проходят по тому же графику, что и раньше – каждый день, кроме выходных Елена Анатольевна проводит по скайпу индивидуальные занятия с каждым ребенком и в групповом видеочате занятия с ансамблем.

– В любом виде работы есть свои плюсы и минусы, конечно же, сейчас для всех – это огромное испытание, потому что такая форма деятельности для нас непривычна, для детей особенно. Для меня тяжеловато, что очень долгое время приходится работать за компьютером, и еще возникают проблемы со связью и технические проблемы – когда мы работаем с детьми, мы слышим друг друга не в реальном времени. Если я у себя включаю фонограмму, ребенок слышит ее с опозданием, приходится как-то приспосабливаться. Но, тем не менее, не смотря на трудности, есть в таком обучении и свои плюсы. Например, график уроков более гибкий, и не обязательно работать в одном месте. Учащиеся по предмету «вокальное исполнительство» много работы проводят в изучении песенного репертуара а капелла, т.е. без музыкального сопровождения.  Детям приходится больше концентрироваться. Это развивает музыкальный слух и интонацию. На своих уроках мы также развиваем чувство ритма посредством игровых моментов и ритмических упражнений, работаем над правильным дыханием, дикцией и артикуляцией, учим термины, которые в дальнейшем будут использоваться на протяжении всего учебного процесса. Ребята приучаются к большей самостоятельности по изучению материала. И самое главное – родители полностью подключились и принимают активное участие в учебном процессе, особенно у младших школьников. Согласитесь, это здорово, ведь такие занятия еще больше сближают детей и родителей, – отметила Е. А. Кучеренко.

Ну и напоследок, хорошая новость во всей этой ситуации — дети захотели идти в школу

Большинство опрошенных детей выразили желание поскорее приступить к занятиям в школе. Вы когда-нибудь слышали, чтобы в конце учебного года дети говорили, как они скучают по школьным стенам?

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях