Платить налоги вовремя – выгодно

2103-000

Декабрь-январь – месяц налоговых уплат, чтобы текущий год спать спокойно. Мы встретились с начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области С. В. Шустровой и задали ряд актуальных для налогоплательщиков вопросов, в том числе новостей начавшегося года.

Одна команда

– Светлана Владимировна, в 2020 пост премьер-министра российского правительства занял руководитель Федеральной налоговой службы М. В. Мишустин. Кто теперь пришел на этот руководящий пост, это человек новых реформ, доводилось ли вам с ним встречаться по работе? 

– В настоящее время руководитель Федеральной налоговой службы – российский государственный деятель Даниил Вячеславович Егоров. Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса. Ранее, он замещал должность заместителя руководителя ФНС России. Лично встречаться с новым руководителем мне не доводилось, но в рамках больших семинаров приходилось. Он является продолжателем линии М. В. Мишустина и непосредственным участником налоговых реформ, которые активно проводятся в России.

Когда уведомления о налоге ждать не стоит

– Ведет ли налоговая служба базу данных о плательщиках? Как действует система «Личный кабинет»?

– Налоги – необходимое условие существования государства. Естественно, у нас есть база данных о налогоплательщиках. База данных налоговой инспекции содержит важные сведения о физических лицах и компаниях с момента получения ИНН и регистрации. В базе налоговой хранится вся информация о финансово-хозяйственной деятельности человека или компании: официальные доходы, имущество и недвижимость в собственности, а также банковские операции со средствами и счетами и иное

Инспекцией на постоянной основе проводится работа по идентификации плательщиков, также инвентаризация полноты применения мер по урегулированию задолженности физических лиц, выясняются причины неуплаты налогов налогоплательщиками, проводится работа по идентификации объектов налогообложения, и работа по актуализации адреса, по которому направлялось единое налоговое уведомление и требование об уплате налога. Мы стараемся снять нагрузку для людей, чтобы при уплате налогов для них было меньше бумажной волокиты.

Начисление налогов гражданам (физическим лицам) по имущественным налогам производит инспекция и направляет налоговое уведомление на уплату налогов, а компании (юридические лица) рассчитывают налоги самостоятельно и представляют налоговые декларации. Иногда налогоплательщики ссылаются на то, что не получали от нас уведомления об уплате налогов. Для этого у них есть возможность зарегистрироваться в «Личном кабинете», где можно узнать свою налоговую историю. Следует знать: если физлицо зарегистрировано в «Личном кабинете» уведомления ждать не стоит, так как оно рассылается в электронном виде – надо смотреть свой «Личный кабинет».

Это очень удобно, особенно сейчас, в период пандемии, когда общение ограничено. Сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» дает возможность контролировать состояние расчетов с бюджетом, формировать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату, оплачивать налоговые платежи через онлайн-банк, обращаться в налоговые органы по интересующим вопросам без личного визита, а также отслеживать статус камеральной проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ на получение вычетов.

Оплатить налоги можно на нашем сайте «www.nalog.ru» и за третьих лиц. Получить пароль доступа к Личному кабинету можно в любом налоговом органе с паспортом (в настоящее время-по предварительной записи). Хочется отметить, что в случае возникновения конкретного возникшего вопроса его можно так же выяснить по предварительной электронной записи в налоговой службе на приёме в операционном зале. Такая запись сделана для того, чтобы избежать скопления народа и очередей для удобства граждан. Возможно направить письменное обращение по почте.

Ориентированность на клиента – приоритетная задача

– Как идет работа с налогоплательщиками?

– Служба постоянно работает над повышением качества обслуживания налогоплательщиков, именно качество обслуживания налогоплательщиков в значительной степени формирует имидж службы в целом, поэтому клиентоориентированность – наша приоритетная задача.

Сайт налоговой службы – лидер по посещаемости среди остальных сайтов государственных услуг, он оценен как один из самых удобных для пользователя с доступным и понятным интерфейсом. При этом на смартфонах устанавливается мобильное приложение для физических лиц и уведомления тогда приходят через сообщение, оплатить можно также через «Личный кабинет». К нам иногда поступает информация от плательщиков, что у них нет в собственности тех объектов, за которые взимаются налоги или взят не тот налог, по их мнению, и просят исправить ситуацию. Бывает, по поступившим новым данным мы пересчитываем налоги в сторону увеличения. Но в Налоговом Кодексе есть норма, где говориться: если за данный период все налоги были уплачены полностью и вовремя, налоговый орган пересчитать налоги в сторону увеличения не может. Поэтому своевременная уплата налогов выгодна прежде всего самому плательщику.

На территории Ленинградской области планируется реализовать возможность упрощённого порядка предоставления имущественного налогового вычета. После принятия нормативного документа, вместо пакета документа жителям региона будет достаточно предоставить соответствующее заявление на получение вычета, поскольку практически вся необходимая информация уже имеется в ведомственных информационных системах. Таким образом, желающим получить налоговый вычет, не придется заполнять налоговую декларацию, а также собирать подтверждающие документы. Пока этот проект находится в стадии разработки.

– Какова статистикак снижению или к росту? Какова сейчас собираемость налогов?

– За 2020 год из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений изменилась среда, в которой работает мы работаем, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне.

К сожалению, придётся отметить рост задолженности по транспортному налогу физических лиц. С целью повышения налоговой грамотности мы проводим различные акции, информационную работу, напоминая гражданам о об обязанности уплаты налогов.

«ФНС стремится к добровольной уплате налогов»

– Какие меры применяются к тем, кто уклоняется от уплаты налогов, или кто не заплатил по забывчивости и проявился впервые? В отношении организаций, фирм, частных лиц? Сколько недобросовестных компаний на сегодня?

– Прежде всего поясню, ФНС стремится к добровольной уплате налогов. Если кто совершил уклонение от уплаты налогов впервые, исследуются причины и возможности применения смягчающих обстоятельства. А в отношении тех, кто нарушает законодательство умышленно, проводятся все необходимые мероприятия налогового контроля с целью – достоверности начисления и поступления налогов в бюджет.

В случае, неисполнения обязанности по уплате налогов физическими лицами налоговым органом применяются меры принудительного взыскания. В адрес налогоплательщика будет направлено требование об уплате задолженности, и если по истечению срока уплаты по требованию обязанность налогоплательщика будет не исполнена, в соответствии со ст. 48 налогового кодекса, налоговым органом инициируется процедура по направлению заявления о взыскании за счет имущества должника в судебные органы. Далее, суд выносит судебный приказ о взыскании, который направляется в адрес работодателя (для удержания из заработной платы), в банк (для взыскания за счет денежных средств должника) или в службу судебных приставов. В процессе исполнительного производства будут применены такие меры как: арест имущества должника в целях дальнейшей его реализации, ограничение права на выезд за границу, запрет на регистрационные действия на имущество, ограничения на счёт, кроме того в процессе исполнительного производства с должника будет взыскан дополнительно еще и исполнительный сбор в размере семи процентов от указанной суммы задолженности, но не менее одной тысячи рублей с физических лиц. За неисполнение обязанности по уплате имущественных налогов на сумму образовавшейся задолженности начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки платежа.

В случае, когда все меры взыскания были использованы, но исполнительное производство осталось без исполнения, процедура повторится. Взыскание задолженности с таких лиц подлежит возобновлению в общем порядке, без соблюдения сроков исковой давности. Так будет происходить до тех пор, пока налогоплательщик не выполнит свои обязательства.

Прозрачный бизнес

– Часто бизнес ведется в партнерстве. Есть ли возможность через налоговую службу узнать налоговую историю – надежность будущего партнера. Предоставляется ли такая услуга по запросу одного из партнеров, ведь каждый хочет знать, насколько надёжен тот, с кем собираешься вести бизнес?

– На официальном сайте ФНС России www.nalog.ru открыт сервис «Прозрачный бизнес», который позволяет получить комплексную информацию о налогоплателыцике-организации Данный сервис является онлайн-помощником, который поможет обезопасить бизнес. В частности, используя данный сервис, можно оперативно получить сведения из различных реестров ФНС, а также информацию о дисквалифицированных лицах. Использование сервиса помогает повысить защищенность при выборе контрагентов организации, в частности, не располагая специальными, в том числе платными программными средствами, штатом специализированных работников, можно заблаговременно установить, обладает ли предполагаемый контрагент признаками, присущими «фирмам-однодневкам», в частности «массовости» учредителя и руководителя, адреса места регистрации.

В сервисе отражаются сведения не только об организациях, но и об индивидуальных предпринимателях. Информация о них поступает из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Есть возможность получить информацию о среднесписочной численности работников организаций, уплаченных налогах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях, а также иные данные.  Мы также призываем к личному общению с контрагентом в целях своей безопасности, а не только доверять интернет-общению.

– Есть налоговые проверки плановые, идут ли сейчас внеплановые проверки, стали они чаще или реже, в каких случаях принимаются решения о проведении последних?

– Выездные налоговые проверки стали проводиться реже, например, в 2015 году уже 19, а в 2020 – только три юридических лица и ИП. Задачи выйти непременно на проверку налоговая служба перед собой не ставит. Мы предлагаем сначала диалог. Но если открываются факты с доказательствами совершённой вины плательщика, назначается выездная налоговая проверка. По проверкам у нас применяется рискоориентированный подход: автоматически проходит анализ отчетности, устанавливаются риски по налоговой нагрузке, по показателям, отражённым в отчётности. После проведения аналитического анализа приглашаем налогоплательщика для объяснения причин занижения налоговых обязательств и предоставления уточненной декларации. Таким образом, эффективно проведённый анализ деятельности компании позволяет обеспечить больше поступлений в бюджет, чем выездная налоговая проверка. В случае добровольной уплаты налогоплательщик освобождается от штрафных санкций, а в случае назначения проверки, несёт ответственность в соответствии с налоговым законодательством.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время у налоговой службы есть все ресурсы для установления доверия между налогоплательщиком и государством.

Благодарю добросовестных налогоплательщиков, которые являются локомотивом развития экономики и способствуют исполнению государством своих социальных и иных обязательств перед гражданами.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях