Альтернатива предложена и уже действует

С конца февраля в Кингисеппе действует школа родителей особенных детей «Наша альтернатива», организованная на базе пилотного проекта мобильной реабилитационной службы (МРС) «Спектр возможностей», руководителем которого является Марьяна Соколова. Открытие родительской школы произошло вопреки форс-мажорным обстоятельствам, что свидетельствует об острой необходимости создания подобного сообщества, объединяющего родителей для решения общих и одновременно крайне личных проблем.

«Восточный берег» оказался вовлеченным во вторую встречу участников родительской школы, которая прошла в субботу, 12 марта, в офисе МРС. Следующее занятие, место проведения которого уточняется, состоится только через две недели, так как педагоги уезжают в Санкт-Петербург – учиться и повышать квалификацию. А о чем это говорит? О востребованности и актуальности мероприятий, проводит которые на волонтерских началах практический психолог и воспитатель Елена Шипилова.

– На первом занятии мы создали символическое дерево, которое расцвело цветами ожиданий: «поддержка», «покой в душе», «надежда на успех», «ресурсы», «новые друзья», а уже к концу нашей встречи на дереве появились сердца: «вместе мы сила», «море эмоций», «приятные знакомства», «позитив», «сегодня я поняла, что я не одна», – рассказывает Елена Анатольевна. – Наше родительское сообщество живое и активное. В этом пространстве можно дать волю эмоциям, прожить радостные и печальные моменты, поделиться этим в кругу, оставить, растворить печаль здесь и уйти в хорошем, приподнятом настроении, полном ресурсов, когда ты готов искать себя, новую работу, пути выхода из сложных ситуаций. Появляется много путей и возможностей для достижения как личных, так и общих целей, удовлетворения собственных потребностей, потребностей семьи и даже глобальнее – потребностей страны.

С 2014 года Елене Анатольевне довелось работать с жителями Донбасса в мобильных бригадах психологов, выезжавших в нейтральные «серые» зоны Луганской области. Заниматься с населением специальными техниками, стабилизирующими психоэмоциональное состояние, снимать напряжение, обучать приемам саморегуляции в тяжелейших условиях, когда проблемы у людей возникают во всех жизненно важных сферах. Она не понаслышке знает, как могущественны внешние обстоятельства и какими непреодолимыми они порой кажутся.

Когда человек напуган и растерян, он не знает, как действовать. А болезнь ребенка и страх за него дезориентируют на глубинном уровне. Поэтому помощь психолога и специалиста-медика переоценить невозможно.

Родительскую школу также поддерживают эрготерапевт (специалист по восстановлению двигательных, бытовых, социальных и прочих навыков) и физический терапевт (специалист по развитию движения).

Во время теоретической части занятия они рассказали о важности такой составляющей в жизни особенного ребенка, как режим дня, и наглядно продемонстрировали, каким образом родители могут облегчить жизнь себе и малышу посредством визуализации расписания, когда каждое необходимое бытовое действие сопровождается соответствующей картинкой.

– Получать образование я приехала в Санкт-Петербург из Мурманска, – говорит физический терапевт Татьяна Розова. – Работала во взрослом реабилитационном центре для пожилых людей и инвалидов. Там находились люди после травм, инсультов, с аутоиммунными заболеваниями – очень широкий спектр для реабилитации. Затем мне пришлось временно оставить эту работу по семейным обстоятельствам. Поработала в детском реабилитационном центре, потом вернулась во взрослый. Предпочитала заниматься с постинсультными больными и с теми, кто проходил реабилитацию после травм, потому что видела плоды своего труда – люди восстанавливались.

Качественной реабилитации в Кингисеппе практически не было, а чем раньше начнется восстановление, тем быстрее оно происходит. Когда мне позвонила Марьяна Соколова и предложила участие в проекте от «Равных возможностей» с обучением в медико-социальном институте, я согласилась, потому что это направление мне очень интересно. Во время обучения я узнала много нового по сравнению с тем, чему училась раньше. Поменялась сама модель реабилитации, и я стараюсь ее освоить. Здесь я сейчас работаю как волонтер и продолжу обучение до декабря.

– Я занимаюсь как со взрослыми, так и с детками от двух месяцев и старше, – присоединяется к беседе специалист по эрготерапии Светлана Рабская. – У меня большой опыт работы как дефектолога, воспитателя, логопеда, психолога. В основном я работала с дошкольниками. Проживаю в поселке Волосовского района, где занималась с пациентами в поликлинике, практически выполняя функции нескольких специалистов разом. Выучилась на все, что можно. Помогала как могла. Когда же оказалась в этой команде, то поняла, что я не одна, что у меня есть поддержка. В компании с такими специалистами можно горы свернуть. Кингисепп – это все-таки город. А мобильная бригада приезжает к детям в поселки, в деревни. Это здорово, и я сейчас себя чувствую в своей тарелке – это то самое, к чему я стремилась в последнее время.

На занятии присутствовало несколько мам и одна бабушка. Во время практической части психолог предлагала им различные упражнения – двигательные, дыхательные, умственные. Начало освоения психологических практик привело к раскрепощенности и повысило настроение всем присутствующим. Так, по специальной шкале, на которой нужно было найти и оценить в баллах свое актуальное состояние, после тренинга все придвинулись к более оптимистичным цифрам.

– О родительской группе я узнала от Елены Анатольевны, к которой обратилась за психологической помощью для себя и своего особенного ребенка, – рассказала участница школы Екатерина Гнездилова. – Нашей группе всего две встречи «от роду». Но это только начало! На первом занятии многие из нас плакали, рассказывая о себе и о своем пути материнства. А уходили со встречи окрыленные. В одиночку нам не хватает опоры, знаний, сил двигаться дальше. Но в группе, когда мы вместе, под руководством специалистов мы находим все это. Спасибо организаторам за нашу «Альтернативу»!

В заключение Елена Шипилова поделилась философскими размышлениями:

– Нужно много читать, думать о том, что читаешь, причем в осознанном состоянии. Возвращаться к себе. Продумать: «что это для меня?» Не «за что?», а «для чего?» Я сама всегда прикидываю на себя – смогла бы я выдержать то, что выдерживают эти люди? Потому что для меня это очень сильно. Сейчас мир стал материальнее. Настолько, что изменить что-то в своей жизни можно лишь что-то отпустив, от чего-то отказавшись. И только тогда удается понять, что есть более важные вещи. Меняется шкала ценностей. Ценной становится жизнь, здоровье, семья, ритм каждого дня и часа. Наша школа как раз про это. Она помогает мне оставаться человеком, потому что есть пример – и не один – как они это делают.

Школа «Наша альтернатива» планирует проводить регулярные встречи и продолжать поддерживать замечательных и сильных духом людей – родителей особенных детей.

А. Ульянова