
В Кингисеппском историко-краеведческом музее открылись две новые выставки – художественная и фондовая.
«Дыханием душистым»
Экспозиция картин под таким названием будет работать до 4 июля. На ней представлены работы художников Кингисеппа, Кингисеппского района и Санкт-Петербурга. Тема выставки – цветочное великолепие. Жанры – натюрморт, пейзаж, аллегория.
Это уже вторая художественная выставка в текущем году. Первая открывалась еще в прошлом декабре и была посвящена памятникам истории и архитектуры Кингисеппского района. Новой, весенне-летней выставкой музей решил порадовать художников – ведь у них очень много цветочных и пейзажных работ, а потому и тема им интересна.
Придя на выставку, посетители увидят 42 работы двенадцати художников.
Прежде всего, это постоянно выставляющиеся в музее авторы, чьи имена знакомы кингисеппцам много лет: неизменный участник вернисажей Владимир Ухин; пейзажист Алексей Стяпин; художники-педагоги Денис Кужим и Людмила Аникина; участницы не только художественных, но и декоративно-прикладных выставок Лариса Пуронен, Тамара Овчинникова и Светлана Пряничникова.
Художник Дмитрий Андреев сейчас живет в Санкт-Петербурге, но его творчество тесно связано с нашим городом.
Впервые выставила свои работы Галина Николаева. Жительница Кингисеппа сама пришла в музей, заявила о себе – и вот она уже на выставке.
Другой интересный новый автор – Галина Книга. Этой жизнерадостной женщине было уже за 70, когда она осознала, что хочет писать картины. Начала обучаться – и постоянно обучается – посредством сети Интернет. Картины Галины Ивановны очень светлые. Сама художница говорит, что творчество много значит для нее: и сил придает, и вдохновения, и желания дальше развиваться.
Вероятно, скоро постоянной участницей сотрудники музея смогут назвать молодую художницу Надежду Кютт. Не впервые с музеем сотрудничает и художник-любитель Татьяна Федорова. Ее акварельные работы легкие, невесомые, прозрачные. Подписывается она своеобразным «иероглифом» – неким придуманным символом, а не просто инициалами.
Первой на стене висит аллегорическая картина В. А. Ухина, посвященная Центру эстетического воспитания и образования детей. Начальное отделение ЦЭВиОД олицетворяет игрушечный мишка, художественное – палитра, театральное – занавес, музыкальное – струнный инструмент. А в вазе – в образе роз – балерины. На открытии выставки Владимир Анатольевич подробно рассказывал о своей работе, так как она заинтриговала посетителей.
«Ремесла и промыслы Ямбургского края»
В выставочном зале до середины августа продлится традиционная фондовая выставка, рассказывающая об основных занятиях коренного населения нашего региона.
Первая часть экспозиции посвящена земледелию – основному занятию местного населения в прошлом. Здесь представлены орудия труда, которыми пользовались крестьяне: борона, цеп, серп, вилы в трех вариантах и огромная ступа, которая всегда вызывает яркие эмоции, особенно у детей. Севня, сплетенная из соснового корня, – из семьи Николая Пыдера, коренного жителя Принаровья.
Тесно связано с земледелием животноводство – ему посвящена отдельная витрина. Экскурсоводы рассказывают, как важна и востребована была должность пастуха, какие качества были необходимы для этой работы, как тщательно относились жители деревни к выбору работника.
Три витрины демонстрируют не менее важное занятие жителей нашего региона, особенно в прибрежных деревнях, – рыболовство. Здесь представлены сеть, мерт, поплавки, грузила, камни в берестяной оплетке, прялка и иглицы для вязания сети и т.д. Центральная композиция: женщина в ижорском наряде занимается починкой мережи.
Впервые экспонируется фрагмент борта старинной лодки. Музею его передал руководитель поискового отряда «Форпост» Виктор Костюкович – предмет был найден на одном из островов Финского залива.
Гончарное дело – очень важное ремесло. Занимались им в основном в ижорских деревнях Большое и Малое Стремление. Коллекция керамики – это подлинные предметы, выполненные руками ижорских мастеров. На выставке присутствует реплика ножного гончарного круга, за который может сесть любой желающий и прочувствовать, как нелегка работа гончара.
Кожевенное дело тоже было немаловажным. Изготавливали не только обувь, но и предметы экипировки рыбаков – кожаные шапки, плащи, рыболовные рукавицы. Кожевенных дел мастеров было не так уж много, зато было много мастеров, связанных с деревообработкой – непременными экспонатами стали предметы столярного и плотницкого мастерства. Кузнечное дело представлено ключами, замками, клещами, подковами, гвоздями. Бондарный промысел – маленькими кадушками (в фондах музея есть и большие бочки).
Завершает выставку все, что связано с женским ремеслом – с обработкой льна и его дальнейшим превращением в ткань: льномялка, два трепала, прялки и ткацкий станок, швейка, образцы льняных тканей и готовые изделия местных мастериц.
Кингисеппский историко-краеведческий музей приглашает жителей и гостей города посетить обе выставки.
А. Ульянова