Борьба с коррупцией – приоритетная задача прокуратуры

9 декабря Россия отметила Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН. Этой теме и посвящен наш разговор с Кингисеппским городским прокурором, старшим советником юстиции А. Ю. Стрельниковым.

 Андрей Юрьевич, на что в первую очередь ориентирован прокурор в своей работе по борьбе с коррупцией?

– Деятельность органов прокуратуры России по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.

Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.

 Каковы результаты работы Кингисеппской городской прокуратуры в этом направлении в 2022 году?

– Надзор за исполнением антикоррупционного законодательства является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Ежегодно городской прокуратурой выявляется существенное количество нарушений в данной сфере. Так, за одиннадцать месяцев 2022 года прокуратурой выявлены более ста нарушений закона. В целях их устранения прокурором внесены 24 представления, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечены 13 лиц, на незаконные правовые акты принесены 29 протестов, вынесены четыре постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, в органы следствия направлен материал прокурорской проверки для решения вопроса об уголовном преследовании, по которому возбуждено уголовное дело.

Законодательство о противодействии коррупции затрагивает широкие сферы деятельности, в связи с чем и проверки проводятся по разным направлениям. Например, всем известно, что лица, замещающие должности государственной и муниципальной службы, государственные и муниципальные должности обязаны ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения, касающиеся их супругов и несовершеннолетних детей.

Городской прокуратурой в обязательном порядке проводится проверка полноты и достоверности представленной указанными работниками сведений.

Проводится антикоррупционная экспертиза всех нормативно-правовых актов и их проектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов и соответствия федеральному законодательству.  Подобные факторы могут выражаться в отсутствии сроков рассмотрения соответствующих вопросов, четких исчерпывающих критериев для принятия решений, недостаточной регламентации процедуры их принятия, определения компетенции сотрудников с использованием формулировок «может», «вправе» и так далее.

Зачастую наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах связано с несвоевременным внесением изменений, что влечет коллизию правовых норм. Основные усилия прокуроров сосредоточены на исключении подобных составляющих из нормативных правовых актов, регулирующих права граждан, интересы общества и государства.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы городской прокуратурой принесены 30 протестов на нормативные правовые акты, противоречащие действующему законодательству, которые рассмотрены и удовлетворены. Акты приведены в соответствие законам.

 Сегодня ответственность за совершение коррупционных правонарушений несут не только физические, но и юридические лица. Поделитесь наработанной практикой в этой сфере.

– Эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Административным законодательством предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, а также бывшего чиновника. Закон ограничил трудоустройство бывших чиновников, предусмотрев специальный порядок их приема на работу. Ответственность за его несоблюдение установлена статьей 19.29 КоАП РФ.

В текущем году по этой статье прокуратурой возбуждены два дела об административном правонарушении.

 Так, например, в январе 2022 года в общество с ограниченной ответственностью на работу был принят бывший государственный служащий. При этом обществом не был соблюден предусмотренный Федеральным законом «О противодействии коррупции» порядок информирования. По итогам проверки городской прокуратурой в отношении руководителя и организации возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ. Постановлениями мирового судьи должностное лицо и юридическое лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

 Как обстоят дела с коррупционными преступлениями у нас в районе?

– За одиннадцать месяцев 2022 года на территории района зарегистрированы 14 преступлений коррупционной направленности, что на два преступления меньше прошлогодней цифры. К уголовной ответственности привлечены семь лиц.

Наиболее часто выявляются преступления коррупционной направленности, касающиеся дачи взятки должностным лицам. Выявляются и расследуются мошенничества с использованием служебного положения, растрата вверенных бюджетных средств. Указанные составы хищений формируют основной ущерб, причиненный в результате коррупционных преступлений.

 Каков ущерб от коррупции и принимаемые в этой связи меры?

– Коррупционные деяния отличаются повышенной латентностью, так как обычно они выгодны всем их участникам. Этим во многом обусловлена и относительная сложность их выявления. Поэтому точную сумму установить весьма непросто.

За одиннадцать месяцев 2022 года преступлениями коррупционной направленности зафиксирован причиненный ущерб на сумму свыше четырех миллионов рублей. Не весь ущерб возмещается в добровольном порядке. Следственными органами изымаются преступно нажитые деньги и имущество и накладывается арест на них.

Судами по таким уголовным делам в основном назначаются наказания в виде штрафа. Стоит отметить, что законодательством предусмотрено, что с виновного лица возможно взыскать штраф в размере до стократной суммы взятки либо до пяти миллионов рублей. Кроме того, судами также принимаются решения о конфискации предмета взятки (денежной суммы) в доход государства.

 Выявляются ли нарушения антикоррупционного законодательства при размещении государственных и муниципальных заказов?

– Городской прокуратурой уделяется пристальное внимание соблюдению государственными и муниципальными заказчиками законодательства при планировании, размещении и проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Нарушения в этой сфере также встречаются.

В настоящий момент в результате выявленных нарушений в следственный орган направлен материал прокурорской проверки, послуживший основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ. В настоящее время уголовное дело направлено в суд для привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

Важно отметить, что благодаря скоординированным действиям прокуратуры и Следственного комитета на стадии предварительного расследования удалось добиться полного возмещения материального ущерба виновным лицом.

 На что прежде всего вы ориентируете подчиненных в их работе по борьбе с коррупцией?

– Направлений в работе по противодействию коррупции много, и все они важны. При этом важно в современных реалиях обеспечить социальную направленность надзорной деятельности в сферах образования, охраны здоровья граждан, регулирования градостроительной деятельности, реализации программ социально-экономического развития регионов. В связи с тем, что эти отрасли наиболее важны для граждан, они играют существенную роль в формировании общественного мнения о государственных институтах.

Также хочется отметить большое значение работы с молодежью, которая должна воспитываться в атмосфере непринятия коррупционных проявлений, в связи с чем важно уделять внимание работе по правовому просвещению среди подрастающего поколения.

Добавлю, что эффективность борьбы с коррупционными проявлениями во многом возрастает, если в этом механизме принимают участие институты гражданского общества. На мой взгляд, здесь важно принимать меры по расширению источников получения информации о коррупционных проявлениях.

И. Князева