Будет ли Ивангород местом певческого праздника?

002

Заседание «круглого стола» с темой «Певческие праздники в Принаровье. История. Традиции» прошло в Малом пороховом амбаре Ивангородской крепости. Тема выбрана неслучайно, поскольку комитетом по культуре Ленинградской области в настоящее время рассматривается муниципальное образование, которому будет отдан приоритет по продвижению проекта возрождения областного праздника песни «Песня без границ». Организаторами мероприятия выступили «Музейное агентство» Ленинградской области и его Ивангородский филиал – Ивангородский музей.

Уже седьмой год, начиная с 2013 года, реализуется этот музейный продукт

Для понимания, как решить эту задачу за «круглым столом» собрались директор музейного агентства Ленинградской области Леся Колесникова; исполняющий обязанности главы администрации Ивангорода Александр Соснин; старший научный сотрудник, хранитель коллекции музыкальных инструментов музея театрального и музыкального искусства Владимир Кошелев; главный хранитель Нарвского музея Айли Вестор; библиограф Нарвской центральной библиотеки Татьяна Климина; директор Печорской центральной районной библиотеки Вера Шувалова; руководитель объединения гидов Нарвы Елена Вальме; библиотекарь Нарвского городского музея Ирина Солодова; член международной ассоциации «АИС», член Нарвского общества древностей имени Ганзена Марина Чудинова; председатель общества славянских культур «Святогор» Алла Матвеева и другие. Модератором круглого стола выступила директор Ивангородского музея Ирина Миронова.

Выставка «Из истории предпринимательства в Ивангороде и Нарве»

За ее организацию директор Ивангородского музея выразила благодарность Наталье Белоцерковской, председателю Координационного совета национально-культурных обществ Нарвы.

– Мы в свою очередь зеркально добавили материал из нашего архива о мануфактурах, которые располагались на ивангородской стороне – это льнопрядильная и суконная мануфактуры барона А. Л. Штиглица, – добавила Ирина Миронова.

В практической части «круглого стола» состоялись выступления учащихся музыкальных школ Нарвы и Ивангорода, а также ансамбля симфонического оркестра Ленинградской области.

Ямбуржские эстонцы

В России на 1917 год существовало 318 эстонских поселений, где проживало около 200 тысяч человек. Кроме Петербурга и Кронштадта эстонцы жили в 96 населенных пунктах Петербурской губернии, уезды: Гдовский, Ямбургский, Петергофский, Царскосельский, Лужский, Шлиссельбургский.

В Ямбурском уезде эстонцы проживали в 20 населенных пунктах. Первый в 3-4 верстах от города Нарва – Ново-Ивановское (Лилиенбах), где проживали 50 семей. В городе Ямбург жило более двух тысяч эстонцев, имелась своя церковь, церковно-приходская школа с двумя учителями, несколько обществ, народный дом с выставочной площадкой. Крупными поселениями являлись также Аазику (существовало с 1898 года, где проживали 150 семей) и Симитица (существовало с 1884 года, 80 семей).

Первое заседание по организации певческого праздника состоялось в Нарве 23 мая 1911 года

Проблемой был выбор места проведения праздника. Военные власти не разрешили использовать территорию Ивангородской крепости и двор Нарвского замка. Окончательный выбор пал на Суттгофский парк на берегу реки Нарва из-за красоты ландшафта. В парке по проекту архитектора Николая Опацкого была построена сцена в виде трапеции площадью 782,6 квадратных метра, сделаны скамейки для зрителей. Сцену украсили зелеными ветками и флагами.

Певческий праздник решили провести 23 и 24 июня 1912 года

Всего участвовали 259 коллективов (195 смешанных и 24 детских хоров, 40 духовых оркестров), всего 5,5 тысячи человек. Из эстонских поселений в Нарву приехали 50 смешанных хоров и четыре детских хора, пять духовых оркестров, всего 1181 человек. Из Ямбурского уезда в празднике принимали участие детские хоры из Симитицы – 40 человек, из Ямбурга – 60. Нарву представляли восемь смешанных и четыре детских хора, один оркестр – всего 667 человек. Дирижерами выступили нарвские учителя Пеэтер Пенна, Мадис Фриш, Ханс Сиймер и военный музыкант Эдуард Кнуде, почетными гостями были эстонские композиторы Кириллиус Креэк и Март Саар.

23 июня в два часа дня все участники праздника торжественным шествием прошли от Петровской площади по улицам города до места праздника в Суттгофский парк, некоторые коллективы были в национальной одежде, а участницы нарвского хора общества Выйтлея были в белых платьях с синими лентами через плечо.

После торжественной речи прозвучал в трехкратном исполнении государственный гимн Российской империи. В первый день исполнялась духовная музыка.

Второй день праздника начался в 6 часов утра под звуки оркестров, размещенных на колокольнях Петровской и Александровской церквей и церкви Святого Михаила. В 10 часов состоялась торжественная служба в православных церквях – Никольской и Воскресенской, а также в лютеранских – Петровской и Александровской.

Особую похвалу и признание получили детские хоры  под  управлением Мадиса Фриша. Позже выступили  объединенные смешанные хоры и оркестры.

По окончании праздника выступил с речью Яан Спеэк, член оргкомитета, восхвалявший силу песни. Праздник собрал 18,8 тысячи зрителей и имел большое значение в подъеме национального духа эстонцев, разбросанных по всей России. Впервые они собрались вместе и почувствовали себя частицей эстонского народа.

Остались с прибылью

По итогам праздника провели финансовый отчет. Всего продали 18 793 билета. Цена билета зависела от места. Билет в первый ряд стоил 1 руб. 25 копеек, без места – 20 копеек. К празднику напечатали путеводитель тиражом в 10 тысяч экземпляров, продано было около 6000, а также песенник. Заказали и значки для участников и зрителей праздника: медные – 10 тысяч, посеребренные – 1000. Строительство сцены обошлось 2019 рублей 88 копеек. Из этой суммы получили обратно с продажи материалов после демонтажа 672 рубля. Участники праздника ночевали бесплатно в нарвских школах, а оргкомитет закупил солому на пол на 442 рубля 44 копейки, остатки потом продали на 25 рублей 55 копеек. В итоге расходы составили 10429 рубля 24 копейки, а получили 12463 рублей 12 копеек. Чистый поход получился 2033 рублей 88 копеек. Так состоялся первый и единственный певческий праздник эстонских поселений в России. Последующая Первая мировая война и революции не дали возможности проводить праздники такого рода.

С 1913 по 1937 годы

9-10 июня 1913 года состоялся первый русский певческий праздник, подготовленный  Нарвским кружком преподавателей и любителей пения. Участвовало 13 смешанных и 20 детских хоров. Он прошел в Нарве (на Ивангородском форштадте, в саду Пожарного общества) и Гунгербурге. Накануне вышла брошюра «Русское певческое празднество в городе Нарве и Гунгербурге в 1913 года», в которой помещался исторический очерк о Нарве с фотографиями, различный справочный материал, программа праздника, текс песен. Праздник был широко освещен в  пресссе: в газетах «Postimees», «Kaja», «Päevaleht», «Meie Elu», в двух номерах газеты «Нарвский листок». Этот певческий праздник был более скромным по масштабам, чем праздник в 1912 году, но он продолжил традицию, возобновившуюся в 20-е годы прошлого века в Печорах правда в уездном масштабе, а затем в 1937 году в Нарве.

С 1920 года в Эстонии начинают интенсивно возникать многочисленные новые русские культурно-просветительные, благотворительные, профессиональные, спортивные, религиозные и прочие общества и организации.

Возникла потребность объединить и скоординировать их деятельность. С этой целью в 1923 году был создан Союз русских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии. Первый его председатель – А. К. Янсон. Союз с 1925 года регулярно выпускал газету «День русского просвещения».

Одной из важнейших форм работы Союза стало проведение Дней русского просвещения (называли их и Днями русской культуры), Дней русской песни. На местах эту работу вели просветительские общества. Наиболее крупным из них было созданное в 1922 году Печорское (городское) просветительское обще­ство, которое имело пять отделений в деревнях края. В нем насчитывалось более 200 членов. Здесь были организованы библиотеки, кружки различной направленности для населения. Особое внимание уделялось развитию песенной культуры.

С 1924 года в Печорах, как и в других местах массового проживания русских, ежегодно проводились Дни русского просвещения, в которых принимали участие русские хоры и оркестры уезда.

По свидетельствам очевидцев того времени, необычайно ярко в Печорах отпраздновали 24 мая 1924 года День русского просвещения. Он был посвящен 125-летию со дня рождения А. С. Пушкина и приурочен к церковному празднику – Дню поминовения святых Кирилла и Мефодия, основателей славянской письменности. А уже на следующий год День русского просвещения праздновался не только в Печорах, но и в Изборске, Лаврах, Залесье, Новоизборске, Городище, Кулье, Печках. В эти годы в крае сформировались сильные русские хоровые коллективы, почти профессиональные по своему уровню. В Печорах таким хором руководил М. Ф. Гривский, бывший преподаватель пения в Псковской духовной семинарии. Организуемые обществами праздники стали повсеместно знакомить с русской культурой коренных жителей регионов Эстонии. Приоритет Дней русской песни принадлежит городу Нарве, где 18 июня 1933 года местное общество просвещения «Святогор» устроило первый краевой День Русской Песни. Большой успех праздника, проведенного в Нарве в 1934 году, выдвинул идею о Всегосударственном празднике русской песни в Эстонии. В результате огромных усилий замысел был претворен в жизнь.

26 и 27 июня 1937 года в Нарве состоялся I Всегосударственный слет русских хоров и оркестров. В нем приняло участие 70 русских хоров и 13 оркестров народных инструментов из Эстонии, Латвии и Финляндии – всего около 2500 человек.

В пятницу, 25 июня 1937 года, ближе к вечеру, перрон печорского железнодорожного вокзала запестрел разноцветьем русских национальных костюмов: из Печор специальным поездом, состоящим из вагонов III класса, отправлялись хористы и оркестранты, всего около 800 человек, в Нарву. За проезд каждый платил 50 процентов стоимости билета. По приезду их отвели в школу, в классах которой на полу была постелена солома. Так и спали. На эстраде Певческого поля в Ивангороде состоялась репетиция сводного хора с Великорусским оркестром. Здесь можно было увидеть прославленных русских дирижеров, всех вместе: И. Ф. Архангельский, К. Г. Вережников, Н. А. Вехновский, И. П. Васильев, М. Ф. Гривский, А. Н. Губерт, Г. Е. Родионов, И. Х. Степанов и другие».

Приветствие празднику прислали певец Федор Шаляпин и композитор А. Т. Гречанинов. От имени эстонского правительства хористов и многочисленную публику приветствовал министр социального обеспечения Каск.

Второй слет русских хоров и оркестров в Эстонии состоялся в Печорах 1-2 июля 1939 года

И хотя в Печорах 24 мая случилось большое бедствие – пожар, который уничтожил треть города – праздник не отменили. Во время пожара погибла и часть уже подготовленного литературного материала. Многое восстановить не удалось, особенно фотографий и нотных записей. Подготовка к слету продолжалась, хотя условия работы значительно усложнились. И городские власти, и государственные учреждения, и монастырь шли навстречу заботам и усилиям комитета. Например, Министерство путей сообщения известило, что в Петсери на вокзале более 100 вагонов для ночлега, где можно разместить 4000 человек. В близлежащих деревнях Новые Бутырки, Большая и Малая Пачковка, Рагозино, Мыльниково были также изысканы места для размещения гостей. В котловане у Русского дома раскинулась громадная эстрада, а перед ней бесконечные ряды скамеек. В окрестном лесу устанавливались огромные столы, лотки и кухни для питания участников слета. Дорогу к Русскому дому зацементировали. У входа на главную площадь праздника установили триумфальную арку.

Получился грандиозный певческий праздник. В нем участвовало 60 хоров и 25 оркестров из Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии и Закарпатской Украины. Общее число участников превысило 3500 человек.

Леся Колесникова: «Нет сомнений, что подобные праздники надо возобновлять именно на территории Ивангорода»

– В целом, у нас нет сомнений, что подобные праздники надо возобновлять именно на территории Ивангорода. Вместе с тем есть еще претенденты на проведение аналогичного мероприятия, это Старая Ладога и Выборг, – пояснила директор Музейного агентства Ленинградской области Леся Колесникова. – Окончательное решение будет, конечно же, за комитетом по культуре Ленинградской области, но, то, что я увидела и услышала сегодня в Ивангороде, по глубине истории, насыщенности информацией, заложенным традициям, склоняет чашу весов в пользу Ивангорода.

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”