В среду, 14 декабря, Ленинградская областная детская библиотека (ЛОДБ) провела семинар «Современные формы работы с читателями» для библиотекарей Кингисеппского района.
На «Библиобусе» – в Ленобласть
Кингисеппская центральная городская библиотека как всегда радушно приняла коллег из Санкт-Петербурга. На мероприятие, способствующее повышению квалификации, собрались библиотекари города и района. Затронутые темы – классика и современность – общественно важны и необходимы.
Специалисты методического отдела областной детской библиотеки постоянно проводят мероприятия в самых дальних уголках Ленобласти, куда они добираются на «Библиобусе» (мобильной библиотеке). Как сказано на официальном сайте lodbspb.ru, «Библиобус» приобретен и модернизирован по поручению губернатора А. Ю. Дрозденко при поддержке областного комитета по культуре.
Живое непосредственное общение придает библиотечным семинарам дружеское звучание, соответствующее главной задаче подобных встреч – обмену опытом.
Информация или духовный «заряд»?
С лекцией «Чтение классики в системе социокультурного развития личности» и фрагментами мастер-класса «Классика в детской библиотеке: как это бывает» перед собравшимися выступила главный библиотекарь методического отдела ЛОДБ Е. Ю. Шибитова.
Скажем прямо, Елена Юрьевна не давала слушателям ни скучать, ни отвлекаться. Начала она с провокационной цитаты из статьи известного в стране социолога чтения и библиотек М. М. Самохиной: «Изучение классиков в школах – самая большая ошибка».
Основная идея этого мнения, как, собственно, и мнений оппонентов, состоит в том, чтобы не лишить молодежь интереса к русской литературной классике.
«Нас заставляют читать не столько для того, чтобы мы получили какой-то духовный «заряд», какое-то облегчение, решение проблем или эстетическое удовольствие, – отметила Елена Шибитова. – На первый план выходит получение информации, иногда даже избыточной».
Классика во все времена брала на себя заботу о душе человека, его духовном строе. Как это коррелирует с вышеуказанным мнением? Собственно, противоречия-то и нет – когда человеку интересно, он будет читать отечественную классику, а вот из-под палки…
Что мы позабыли в XX веке?
Лектор прошлась по истории определения «классика», по именам, вехам и событиям. Подняла вопрос, существуют ли «живые классики» и можно ли так называть современных писателей.
Во время выступления Елена Юрьевна задавала аудитории разнообразные вопросы – на проверку знаний и для размышления.
Например, правомерно ли высказывание о том, что «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина сейчас интереснее школьникам, чем «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» В.В. Маяковского?
А также: какая классика ХХ века незаслуженно забыта и полностью выпала из литературной «обоймы»? Ответ на этот вопрос поразил: это Лениниана (например, пьеса Николая Погодина «Человек с ружьем», послужившая сценарием одноименного фильма).
И еще: какие два автора в XIX веке сознательно проповедовали безбожие? А это А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Классики, между прочим.
Учил, учил… да так и не выучил
Вершина русской классики – это А.С. Пушкин. И с этим никто давно уже не спорит. Но, оказывается, современным школьникам ближе не пушкинский «Пророк», а лермонтовский. Сравнивая оба произведения, лектор продемонстрировала, что у М.Ю. Лермонтова изложена более понятная современной молодежи «история».
Пророческое слово, «божественный глагол» русских классиков, которых, как сейчас говорят, «растащили на цитаты» от А.С. Грибоедова до А.П. Чехова, не создает преград для наших размышлений. Однако современным ученикам далеко не все слова понятны у классиков. Елена Юрьевна привела в пример школьника, который заявил, что учил стихотворение «Бородино» 27 дней – да так и не выучил.
Базаров ошибался
Герой И.С. Тургенева задавался вопросом, нужен ли он России. И полагал, что «нет, видно не нужен». Но Евгений Базаров ошибался – классический герой России все еще нужен. Даже если это… Василий Теркин.
Актуально? Еще как!
Елена Юрьевна рассказала о том, что на ее занятиях дети хорошо воспринимают пушкинскую «маленькую трагедию» «Моцарт и Сальери». И один из ребят обратил внимание на то, что фразу про гения и злодейство произносит как раз злодей, и потому она ложна.
Актуальность классики, прежде всего, – в воспитании вкуса. Вкуса в языке, позволяющего отличить талантливые произведения от бездарных.
Так что же делать? Как приблизить классику к современности? Не отказываться от ее «осовременивания». И тогда при диалоге Лизы со Ставрогиным сможет присутствовать Человек-паук, а Пьер Безухов – опубликовать анкету на сайте знакомств. Смешно? Конечно. Но что-то из этого работает, а негодование по этому поводу не заставит ребят читать…
Собственно, всю лекцию Е. Ю. Шибитовой можно было «растащить на цитаты». Например, «классика независима от власти, но к власти же обращена», (Г.Р. Державин, «Властителям и судиям»), «классика – это пространство смеха» (пушкинские эпиграммы).
Присутствующие дружно аплодировали лектору, ведь глубокое владение материалом и высокий профессионализм – всегда огромное удовольствие для слушателей.
Современные технологии – в помощь библиотекарю
О том, как библиотекам вести группу в социальной сети ВКонтакте рассказала заведующая информационно-библиографическим отделом ЛОДБ Л.О. Егорова. В своем выступлении с элементами диалога Любовь Олеговна затронула такие вопросы, как концепция группы, целевая аудитория, содержание публикаций, техническое оформление постов и формат взаимодействия с читателями.
В завершение был проведен краткий мастер-класс по составлению контент-плана группы библиотеки для соцсети.
А. Ульянова