Доклад ко дню противодействия коррупции

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, в связи с принятием в 2003 году Конвенции ООН против коррупции. Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. В связи с чем Кингисеппской городской прокуратурой подведены итоги работы в данном направлении за 2021 год.

К основным направлениям деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции относятся: контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам; антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов; надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного расследования при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории; возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц; работа по защите прав граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции.

Каковы масштабы коррупционных проявлений.

За 11 месяцев 2021 года по результатам прокурорских проверок выявлено 141 нарушение законодательства о противодействии коррупции. Для их устранения прокурорами внесено 42 представлений, принесено 30 протестов на незаконные правовые акты. По требованию прокуроров 29 должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке. По материалам прокурорских проверок возбуждено 3 дела об административном правонарушении по фактам коррупционных проявлений.

Сколько всего было совершено преступлений коррупционной направленности и сколько человек привлечено к уголовной ответственности?

За 2021 год зарегистрировано 11 преступлений коррупционной направленности, из них:

— 5 преступлений ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество);

— 3 преступления по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения);

— 1 преступление по ч. 4 ст. 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств);

— 1 преступление по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки);

— 1 преступление по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

К примеру, 17.11.2021 в отношении оперуполномоченного полиции
ОП № 129 ОМВД России по Кингисеппскому району возбуждено уголовное дело в связи с тем, что лицо за незаконное денежное вознаграждение содействовало прибытию иностранного гражданина в приграничную зону, пытавшегося впоследствии незаконно пересечь границу РФ.

Действия должностного лица квалифицированы как получение взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей и совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 291.2 и ч. 1 ст. 286 УК РФ).

За указанный период судами Кингисеппского района по делам коррупционной направленности осуждено 6 лиц по 6 уголовным делам.

Так 30.06.2021 оперуполномоченный ОМВД России по Кингисеппскому району признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 и ч. 3 ст. 290 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев, назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 6 месяцев.

Судом установлено, что данное должностное лицо, будучи осведомленным по роду своей службы о причастности его знакомых к незаконному обороту наркотических средств, в группе лиц по предварительному сговору за денежное вознаграждение осуществлял общее покровительство их незаконной деятельности, получив при этом взятки в виде денег в общем размере 105 000 рублей.

Назначение столь мягкого наказания обусловлено исключительно тем обстоятельством, что с обвиняемым было заключено досудебное соглашение, в рамках исполнения которого от него получена информация, способствовавшая изобличению иного лица в сбыте наркотических средств.

По уголовным делам рассматриваемой категории назначалось наказание в основном в виде штрафа, варьирующегося от 5 000 до 10 000 рублей и условного лишения свободы.

За какие коррупционные правонарушения чаще всего привлекаются к ответственности?

Наибольшее количество нарушений в данной сфере связано с несоответствием сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих. Так, за 11 месяцев выявлено 101 нарушение при предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Чаще всего служащими скрывались данные о недвижимости и транспортных средствах, находящихся в собственности у них или их супругов, а также сведения о доходах.

Кроме того, в течение 2021 года по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 3 лица (как физические лица, так и юридические), совершивших коррупционные правонарушения, связанные с незаконным трудоустройством бывших государственных (муниципальных служащих) в коммерческие структуры после их увольнения с госслужбы (ст. 19.29 КоАП РФ). При этом суммы штрафов достигли 120 тыс. руб.

Например, 30.09.2021 юридическое лицо ОАО «Кингисеппский хлебокомбинат» признано виновным в административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ за неуведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим. Юридическому лицу назначен штраф в размере 50000 рублей.

Кроме того, раньше, чтобы уйти от ответственности за коррупционные правонарушения, должностные лица сами увольнялись до принятия в отношении них решений по результатам проверок, а на бывших служащих соответствующие антикоррупционные требования уже не распространялись.

В настоящее время существует возможность контролировать расходы и бывших служащих. Критерием для проверочных мероприятий является приобретение бывшим чиновником, его супругой или на их несовершеннолетних детей в период прохождения им службы имущества, стоимость которого превышает совокупный трехгодичный доход семьи. Такой контроль возможен в течение шести месяцев со дня увольнения или освобождения служащего от занимаемой должности.

В сфере нормотворчества также возможны нарушения…

Так за истекший период 2021 года прокурорскими работниками проанализировано 522 нормативных акта, а также 559 проектов нормативных актов, принятых на территории Кингисеппского района. При этом выявлено 58 нормативных правовых актов и проектов, содержащих коррупциогенные факторы. В результате чего на все незаконные акты прокурором принесены протесты для исключения коррупциногенных факторов.

Городской прокуратурой на постоянной основе проводится профилактическая работа с гражданами, в средствах массовой информации размещено более 20 материалов, направленных на предотвращение коррупции, на постоянной основе проводятся лекции и беседы с гражданами и учениками школ. В результате профилактической работы наблюдается возрастание числа обращений граждан, в том числе, о фактах коррупционного поведения должностных лиц на 25%.

Деятельность по противодействию коррупции в городской прокуратуре носит системный характер. Прокурорский надзор направлен не только на раскрытие факторов коррупции, которые привели к совершению преступления данной направленности, но также на предотвращение коррупционных правонарушений и преступлений.

При дальнейшей работе прокуратурой совместно с правоохранительными органами будет уделено внимание соблюдению закона при строительстве на территории района промышленных объектов, защите прав предпринимателей, а также целевому расходованию бюджетных средств.

Деятельность по противодействию коррупции стоит на постоянном контроле Кингисеппской городской прокуратуры.