Долгая битва за Нарву: первые бои

Продолжение. Начало в №№ 5, 6, 7

«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…»

Долгая – более чем полугодовая – битва за Нарву, Нарвский перешеек и Эстонию началась 2 февраля 1944 года. Севернее Ивангорода, входившего тогда в состав Нарвы, к реке Нарове в ночь на второе прорвались части 98-й стрелковой дивизии полковника Николая Никанорова. Еще до рассвета два батальона 4-го полка этой дивизии стали переправляться на западный берег в районе деревни Кудрукюла. Толщина льда на реке была не более пяти сантиметров. Местами имелись полыньи. Несмотря на пулеметный, минометный и артиллерийский огонь противника, еще больше разрушавший ледовое покрытие Наровы, бойцы этих батальонов сумели достичь западного берега и захватить там плацдарм. За ними устремились бойцы 166-го полка, создавшие другой плацдарм в районе Рийгикула. Начались жаркие бои по удержанию этих плацдармов.

 В ночь на 3 февраля под сильным вражеским огнем, неся значительные потери в людях, Нарову форсировали батальоны 48-й отдельной морской бригады. Они овладели окраиной поселка Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва) и завязали бой за деревню Кудрукюла.

 Южнее города Нарвы 2 февраля первыми Нарову форсировали полки 314-й стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Алиева. Это была дивизия, получившая за освобождение нашего города почетное наименование «Кингисеппская». Ее успешный прорыв на западный берег Наровы стал началом создания южного Нарвского плацдарма, известного в исторической литературе как Аувереский. Свое название он получил по названию железнодорожной станции Аувере, которая была одной из главных целей наступления советских войск. Захват этой станции, а также автомобильного шоссе Нарва – Таллин, должен был прервать снабжение немецких войск, стоявших в обороне у Нарвы, отрезать им пути отступления, окружить, пленить или уничтожить.

 В течение нескольких дней 314-я Кингисеппская дивизия вела тяжелые бои по удержанию занятого плацдарма. 7 февраля на помощь ей были направлены два полка 125-й дивизии. Завязались бои за расширение плацдарма. Противник пытался как можно быстрее ликвидировать этот плацдарм, понимая его опасность для своей обороны. За два дня боев по нему были выпущены до 20 тысяч крупнокалиберных снарядов немецкой артиллерии. За то же время нашим бойцам пришлось отразить до 20 контратак.

 6 февраля две группы 147-го полка 122-го стрелкового корпуса на лодках форсировали Нарову у деревни Вихке. Но немцы тут же перешли в контратаку и вынудили советских солдат отойти на восточный берег.

 Немецкие войска активизировали свои контратаки на других участках западного берега Наровы. В результате две попытки частей 11-й стрелковой дивизии преодолеть эту водную преграду оказались безуспешными.

 «До 10 февраля на фронте от Финского залива до Чудского озера ни днем, ни ночью не умолкала артиллерийская канонада, – писал в своей книге начальник штаба артиллерии Эстонского стрелкового корпуса Федор Паульман. – Наша артиллерия, поддерживая наступательные действия войск по захвату и удержанию плацдармов, расходовала ежедневно 10-15 тысяч снарядов и мин. Гитлеровцы всюду оказывали упорное сопротивление. За дни боев вражеская артиллерия выпустила по нашим частям не менее 100 тысяч тяжелых снарядов».

 Севернее Нарвы части 98-й стрелковой дивизии в течение пяти суток отбивали ожесточенные контратаки превосходящих сил противника, но все-таки были вынуждены оставить один из плацдармов на западном берегу Наровы, занятый 2 февраля.

Немецкие плацдармы у Ивангорода

 В ходе боев на подступах к Нарве выяснилось, что на восточном берегу противник создал два сильных плацдарма. Один из них находился перед Ивангородом, простираясь на 6 километров в длину и на 3 – в глубину. Опорными пунктами этого плацдарма были селения Лилиенбахи, Поповка, Теллескиви и сам Ивангород со старой каменной крепостью.

 Другой немецкий плацдарм прикрывал Ивангород с юга. Он состоял из трех опорных пунктов в деревнях Криуша, Пустой Конец и Долгая Нива. Длина этого плацдарма составляла три километра по фронту, глубина – полтора. Как писал Федор Паульман, все опорные пункты этих немецких плацдармов были связаны между собой «сплошными траншеями и ходами сообщения… до берега реки. Каждый опорный пункт имел десятки железобетонных огневых точек, бронеколпаки и бетонные убежища. Огневая система опорных пунктов обеспечивала круговую оборону».

 В течение недели четыре стрелковых дивизии 2-й ударной армии атаковали эти плацдармы врага, но захватить их не смогли. Оборона противника под Нарвой оказалась весьма устойчивой. Несмотря на мужество и героизм советских солдат, враг упорно и успешно защищался.

Значение Нарвы и Эстонии для гитлеровской Германии

 Откатившись от Ленинграда до Нарвы и сумев вывести сюда свои основные части и тяжелое вооружение, включая крупнокалиберные орудия и новые танки «Тигр», немецкие войска стали проявлять необычайную стойкость. С одной стороны, это объяснялось созданной здесь сильной оборонительной позицией. С другой – тем значением, которое немцы придавали Нарве в стратегическом, идеологическом и политическом смысле. Пропаганда Третьего рейха утверждала, что граница Германии проходит по реке Нарове. Среди немецких солдат и офицеров было немало тех, кто был готов умереть, но не пропустить русских дальше этого рубежа. Немцы считали Нарву своим исконным, германским городом. Территория древней Ливонии была для них также духовно близка, как для русских земли Киевской Руси. Нарва для немцев являлась самым восточным городом Германии. Зрительно это подтверждалось не только орденским замком Германа, но и всем обликом тогдашней Нарвы, выглядевшей как типичный средневековый немецкий город.

 Имелось еще несколько важных причин того, почему Гитлер требовал оборонять Нарвский рубеж всеми силами, чтобы не допустить в Эстонию советские войска.

 Во-первых, удержание за собой Эстонии и всей Прибалтики позволяло немцам сохранять господствующее положение в Балтийском море. Это давало им возможность влиять на политику нейтральной Швеции и вывозить из нее ценное сырье, необходимое для военной промышленности Германии.

 Во-вторых, через Балтийское море и Эстонию Германия имела непосредственную связь с военным союзником – Финляндией. Финны помогали немцам закрывать доступ советскому Балтфлоту в Ботнический залив и Балтику в целом. Это делало безопасными перевозки из Швеции в Германию железной руды, никеля, леса и иного сырья.

 В-третьих, в трех десятках километров за Нарвой велась добыча сланцев, из которых немцы наладили производство жидкого топлива. Масштабы производства были таковы, что позволяли обеспечивать боевую технику всей группы армий «Север», располагавшейся в Прибалтике.

 Четвертой важной причиной было существование в Эстонии, в городе Палдиски, центра подготовки экипажей немецких подводных лодок. Его потеря грозила срывом планов тотальной подводной войны, которую Германия вела против Англии. С помощью такой войны Гитлер надеялся осуществить полную морскую блокаду Британских островов и принудить Лондон к сепаратному миру.

 Решимость немцев всеми силами бороться за Нарву поддерживалась стойкостью эстонцев из 20-й дивизии ваффен СС и различных охранных эстонских частей. Одна часть жителей Эстонии вступила в эти войска добровольно, другая была мобилизована насильно. Но даже те, кто оказался под ружьем не по своей воле, не желали, чтобы в Эстонии опять была установлена Советская власть. Воевавшие против Красной армии эстонцы, похоже, искренне верили, что борются за независимость своей страны, наивно полагая, что союз с нацистской Германией может дать им свободу. Это было трагической ошибкой. Руководство Третьего Рейха не собиралось предоставлять свободы ни одной из стран Балтии, а неприятие эстонцами коммунистического строя ловко использовалось в интересах гитлеровской Германии, тем самым обрекая Эстонию на человеческие жертвы и разрушения.

«Битва европейских СС»

 Оборона Нарвского рубежа была провозглашена Берлином делом защиты всей европейской цивилизации от большевизма. Среди солдат и офицеров армейской группы, защищавшей Нарву, находились не только немцы и эстонцы. Воевавший здесь Эрих Керн писал в своих мемуарах: «Нарва вновь… делалась заставой между Европой и Россией. В блиндажах и траншеях, в дотах и в открытом поле – повсюду представители всех северных государств вновь сражались вместе с эстонскими добровольцами, на этот раз в составе войск ваффен СС – ради спасения Европы… Именно здесь решалась судьба континента, здесь пролегал рубеж, разделявший два противоположных мира. И это отлично понимали не только мы, но и русские, предпринимавшие атаку за атакой».

 Как свидетельствует тот же автор, «вместе с эстонцами, голландцами, норвежцами, фламандцами и датчанами в боях участвовали и немецкие поселенцы из Юго-Восточной Европы, потомки германских переселенцев, заселивших плодородные земли Баната и Бачки (районы нынешней Сербии. – В. А.), леса и альпийские луга Трансильвании (бывшая территория Венгрии, ныне Румынии. – В. А.)».

 В 1944 году под Нарвой в основном воевали войска СС – элита армии Гитлера. Поэтому в западной литературе сражение за Нарву получило название «Битва европейских СС». Их концентрация здесь наложила отпечаток на характер сражения. Оно отличалось особым упорством и кровопролитием. Эсэсовцы проявляли в боях необычайную стойкость. Чтобы добиться победы над ними, войска Ленинградского фронта проявляли решительность, массовое самопожертвование и героизм.

Кингисепп – база снабжения и опорный пункт Ленинградского фронта

 Так как позиции гитлеровских войск находились восточнее и южнее Ивангорода, то вплоть до взятия Нарвы война шла на территории современного Кингисеппского района, а сам Кингисепп оставался ближайшим прифронтовым городом. С первого дня после своего освобождения и до взятия Красной армией Таллина и всей Эстонии наш город исполнял роль опорного пункта и основной базы снабжения наступавших советских войск. Отсюда на передовые позиции под Нарву везли продовольствие, снаряжение и боеприпасы.

 Объем перевозок был огромен. Только одна суточная норма продуктов питания для личного состава частей Ленинградского фронта под Нарвой составляла около 300 тонн. Чтобы доставить такое количество продовольствия требовалось 100 трехтонных американских грузовиков «Студебекер» или 200 советских ГАЗ-АА, так называемых «полуторок». Еще не менее 150 трехтонных машин было необходимо для перевозки суточной нормы топлива для танков, самоходных орудий, броневиков и автомобилей 2-й ударной армии, штурмовавшей Нарву.

 Один комплект боеприпасов для наших войск составлял 4000 тонн. Для их одновременной перевозки нужны были более 1300 американских и около 2700 советских грузовиков. Для прорыва же обороны врага на Нарвском рубеже необходимо было два – три боекомплекта. А это уже почти 2700 «Студебекеров» или свыше 5300 «полуторок» – для перевозки двух боекомплектов – и 4000 американских и более 5300 советских машин – для перевозки трех. Поэтому ежедневно, особенно в ночное время, сотни грузовых автомобилей двигались из Кингисеппа к Нарвскому рубежу, возвращались назад и вновь отправлялись с полными кузовами в расположение наших войск. Одновременно на железнодорожные станции Кингисеппа и Веймарна ежедневно приходили сотни вагонов со всем необходимым для советских полков и дивизий Нарвского фронта (так в то время называли участок фронта Красной армии под Нарвой).

 Назад к Кингисеппу отходили переведенные во второй эшелон части, понесшие большие потери. Сюда же отправляли раненых и подлежавшую ремонту поврежденную технику.

 Сразу после освобождения Кингисеппа на его восточной окраине была развернута 21-я ремонтная база танковых войск. Только за сутки ее работы было отремонтировано 60 советских поврежденных танков. Это была двухмесячная производственная норма. «Казалось, все идет нормально, – вспоминал генерал Иван Голушко, – но вдруг налет вражеской авиации. Видимо, противник заметил выдвижение наших войск к переднему краю. Три фугаски упали и на нашу базу. В результате появились убитые, раненые и полностью сгорели две летучки».

 Воспоминания Голушко и другие свидетельства говорят о том, что и после освобождения Кингисеппа война на его территории и в окрестностях нашего города не закончилась. Это важно подчеркнуть, ибо в литературе и в массовом сознании укоренилось мнение, будто военные действия для города Кингисеппа завершились 1 февраля 1944 года после изгнания отсюда фашистов. К сожалению, было не так. Немцы продолжали обстреливать и бомбить Кингисепп. Из-за налетов немецкой авиации подходившие к нему полки Красной армии несли потери и вынуждены были сосредотачиваться не в самом городе, а в лесах севернее и южнее него. Двигавшиеся к линии фронта у Нарвы грузовики и военная техника получали повреждения или уничтожались бомбами и снарядами противника.

 После взятия Кингисеппа война на территории Кингисеппского района шла еще более полгода. А битва за Нарву, в которой Кингисепп принимал участие как ближайший прифронтовой город и важнейший опорный пункт войск Ленфронта, стала одним из самых длительных и кровопролитных сражений Великой Отечественной и Второй мировой войн. До сегодняшнего дня этот факт остается вне поля зрения большинства краеведов и журналистов. Нет должного внимания к нему и со стороны профессиональных историков.

 Другим центром снабжения войск Ленинградского фронта под Нарвой были Сланцы. Оттуда шли поставки техники, боеприпасов и продовольствия на Аувереский плацдарм. Западная, принаровская, часть Сланцевского района тоже более чем полгода после ухода оттуда немецких войск продолжала находиться в зоне боевых действий.

Продолжение следует…

В. Аристов

Loading

Яндекс.Метрика
Мы используем файлы cookie и Яндекс Метрику для сбора статистики и улучшения работы сайта. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с использованием этих технологий
Принять

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях