Е. Н. Румянцева: «Что бы ни говорили о поколении 21 века, у нас растут нормальные дети, эмоционально восприимчивые и открытые всему хорошему»

2122-045

3 июня прошло первое выездное заседание Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» – участников Совета принимало Вистинское сельское поселение. В роли модератора выступила председатель комитета по спорту, культуре, молодежной политики и туризму районной администрации Наталья Вадимовна Берденникова. В начале заседания его участников приветствовал заместитель главы районной администрации Виктор Евгеньевич Толкачев

Директор МКУК «Фалилеевский культурно-досуговый центр «Современник» Светлана Владимировна Левина рассказала об участии в конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне», в также о фестивале «Русская завалинка».

На фестиваль в Ополье 12 июня приглашаются семьи различных национальностей

Глава администрации Опольевского сельского поселения Светлана Анатольевна Пономарева пригласила участников выездного заседания в Ополье, на фестиваль национальных культур «Мы дети твои, Россия», который по традиции состоится 12 июня, в День России.

Опольевское сельское поселение – многонациональное поселение, как и Кингисеппский район и Ленинградская область, и вопросам толерантности здесь уделяется большое внимание. На фестиваль 12 июня приглашаются семьи различных национальностей, и они представляют быт, костюмы, кухню, песни и танцы своего народа. Гостей фестиваля ждет угощение: в прошлом году это были русские щи, сваренные в тысячелитровом «царь-котле», в нынешнем обещают наваристую уху. В гости к жителям Опольевского поселения в этот день приедут творческие коллективы других поселений Кингисеппского района. И вас тоже, уважаемые читатели, милости просим! Начало фестиваля – 12 июня в 12.00.

Как напомнила Н. В. Берденникова, в прошлом году на День города на Романовке был развернут выставочный шатер, где была представлена водская деревня. У участников и гостей праздника эта экспозиция вызвала живой интерес, поэтому в нынешнем году снова планируется развернуть подобный шатер, и не один: организаторы ждут предложений по тематике экспозиций.

О необходимости поддержки и популяризации русского языка

Об этом говорила председатель комитета по образованию районной администрации Елена Николаевна Румянцева.

Да, действительно, в стране, где русский язык является государственным, назрела необходимость в его сохранении. Мы живем в цифровой век, когда появляется очень много сленговых слов и жаргонизмов. Это быстро, удобно, но это выхолащивает русский язык. Увы, ЕГЭ, где все строго регламентировано, также не способствует развитию у детей монологической речи. Приходится действовать иными методами и использовать другие формы работы.

Как сообщила Е. Н. Румянцева, школьники Кингисеппского района принимают активное участие различных конкурсах, таких как всероссийские конкурсы сочинений «Без срока давности» и «Я – гражданин России», всероссийский конкурс любителей русской словесности (и в этих конкурсах у нас есть победы на региональном уровне), конкурс «Живая классика» и «Театральные подмостки», проводимые на базе Центра творческого развития. В школах Кингисеппского района действуют одиннадцать школьных музеев, их экскурсоводы участвуют в региональном этапе конкурса юных экскурсоводов. И даже такие праздники как Рождество, Масленица, Пасха помогают пробудить у детей и подростков интерес к родной истории и культуре, а это – и язык тоже.

– Что бы ни говорили о поколении 21 века, у нас растут нормальные дети, эмоционально восприимчивые и открытые всему хорошему, – подчеркнула Е. Н. Румянцева.

В Вистинской и Кракольской средних школах накоплен интересный опыт работы по изучению языка, культуры, традиций ижорского и водского народов, входящих в состав малочисленных коренных народов Ленинградской области.

Как рассказала Е. Н. Румянцева, в Вистинской школе учителем начальных классов Ольгой Николаевной Черняевой разработана воспитательная программа «Четыре ступеньки роста». В рамках этой программы проводится большая работа по изучению своего родного края. За годы учебы в начальной школе дети учатся играть на народном ижорском инструменте – каннеле, поют песни на ижорском языке, исполняют народные ижорские танцы, знакомятся с народными играми, осваивают гончарный круг, постепенно осваивают разговорный ижорский язык.

В этой работе учительнице помогают сотрудники Ижорского музея – директор музея Елена Ивановна Кострова, культуролог Никита Андреевич Дьячков, руководитель гончарной мастерской «Сойка» Дмитрий Николаевич Ткачев. Помогает совершенствовать игру на каннеле мама ученицы 4 класса Ани Крыловой Татьяна Владимировна Крылова.

На занятия в музее приглашаются мамы и бабушки учеников, которые с интересом включаются в учебный процесс. Ученики регулярно участвуют в праздниках Вистинского поселения, в мероприятиях Ижорского музея, традиционно выступают на Дне ижорской культуры. В 2018 году принимали участие в фестивале малых народов Ленинградской области, который проходил в Санкт-Петербурге (Петропавловская крепость), а в 2019 году учащиеся школы принимали участие в записи получасовой документальной программы «Неизвестная Россия», рассказывающей об истории и буднях Сойкинского края и людях, которые его населяют.

В 2020 году О. Н. Черняева стала лауреатом конкурса «Классный, самый классный!». Классный руководитель и ученики 3 класса показали свои знания о родном крае, продемонстрировали игру на каннеле, спели на ижорском языке и станцевали народный танец.

К работе по краеведению присоединился ещё один класс Вистинской школы. Школа реализует просветительскую комплексную программу для школьников «Сойкинский край – моя малая родина» в сетевой форме на базе Ижорского музея деревни Вистино.

В 2020 году школа принимала гостей – участников выездного заседания Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте России. Участники выездного заседания проводили проверку по соблюдению прав коренных малочисленных народов, проживающих в Ленинградской области. По результатам проверки были даны рекомендации по дальнейшему развитию образовательных и культурно-просветительских программ.

Водская культура традиционно изучается в Кракольской школе

Прежде всего это уроки краеведения, воспитательные мероприятия, а также ставший уже знаменитым школьный фольклорный ансамбль «Линнут», которому в 2021 году исполняется уже 20 лет. Бессменный руководитель – Марина Александровна Петрова, педагог дополнительного образования. Цель работы ансамбля – сохранение и возрождение водской культуры: обучение основам водского языка, изучение песен водского народа, знакомство с традициями и обычаями, изготовление костюмов, возрождение народных промыслов, таких как ткачество, вязание спицами, плетение бисером, вышивка.

Фольклорный ансамбль «Линнут» занимается активной концертной и общественной деятельностью: принимал участие в областном фестивале в сентябре 2020 года в Выборге, в апреле 2021 года ребята выступали в деревне Вистино в совместном спектакле (ижоры, водь) «Танец длиною в жизнь», в ноябре 2020 года ребята ансамбля «Линнут» стали участниками передачи канала «ЛенТВ24», посвященной национальной кухне.

8 апреля 2021 года две ученицы 11 класса Анастасия Дыканюк и Карина Маркиянова приняли участие в VII областной молодежной научно-практической конференции «Многонациональная Ленинградская область. Национальные праздники и этнофестивали: история, традиции, современность». Девочки выступили с докладами на тему «История и современность традиционного водского праздника Петров день» и «Вээриссээ – праздник Крещения у вожан: история и современность водский народной культуры». Девочек подготовили педагоги М. А. Петрова и А. И. Алексеева. Материалы докладов вошли в сборник по итогам конференции.

В 2020-2021 учебном году, кроме участников ансамбля, водский язык изучали по программе дополнительного образования 21 обучающийся 2-го класса. Занятия проходили один раз в неделю.

Для преподавания водского языка университет имени А. С. Пушкина организовал курсы, которые успешно освоили учителя МБОУ «Кракольская СОШ» М. А. Петрова и Л. Ф. Калягина. Преподавание водского языка осуществляется по учебникам, которые в 2019 году издал университет имени А. С. Пушкина по заказу комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Авторы учебника – О. И. Конькова и научный сотрудник ижорского музея Н. А. Дьячков.

В 2020 году ЛГУ им. Пушкина, по заказу комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области выпустил рабочую тетрадь по водскому языку для детей. В рабочей тетради представлены упражнения по грамматике, способствующие закреплению теоретических знаний, лексического запаса, а также освоению навыков письма и письменной речи.

В дополнительную программу изучения водского языка входит обязательное посещение музея водской культуры. Там ребята наглядно знакомятся с предметами быта, музыкальными инструментами. Активно участвуют в языковом квесте «Тайны водского музея». К сожалению, коренных вожан в ансамбле, как и во всей школе, нет. Все ребята изучают язык и традиции водского народа по желанию и с интересом.

Е. И. Кострова: нельзя ли задействовать школьные автобусы для организации экскурсионных поездок ребятишек Кингисеппского района в Ижорский музей?

Директор МКУК «Ижорский музей» Е. И. Кострова рассказала о мероприятиях, проводимых музеем с целью сохранения и популяризации ижорского языка и фольклора.

С 2020 года при поддержке ООО «РусХимАльянс» реализуется проект «Языковой клуб ижорского языка для детей», в котором участвуют 42 человека трех возрастных групп – детский сад, 3 и 4-е классы. Малыши начинают знакомиться с языком с ижорского фольклора, школьники занимаются языком более серьезно и изучают историю Сойкинского края.

В нынешнем году Ижорский музей проводит акцию «Национальный музей России», нацеленную специально на жителей Кингисеппского района. Что греха таить, далеко не каждый из нас бывал в Ижорском музее, хотя там, безусловно, есть что посмотреть. И с 22 по 30 мая при содействии ООО «Европейский серный терминал», который выделил транспорт, состоялись экскурсии в музей жителей трех поселений – Фалилеевского, Нежновского и Котельского. Но неохваченными экскурсионной работой музея в настоящее время остаются дети. Поэтому Е. И. Кострова подняла вопрос: нельзя ли задействовать школьные автобусы для организации экскурсионных поездок ребятишек Кингисеппского района в Ижорский музей?

Формированию у молодежи ценностей моральных ведут сегодня и религиозные организации Кингисеппского района

Культурно-просветительскую деятельность по развитию межнационального, межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей и формированию у молодежи ценностей моральных ведут сегодня и религиозные организации Кингисеппского района. Настоятель прихода собора святой великомученицы Екатерины отец Александр рассказал о праздновании Пасхи, а пастор Евангелического лютеранского прихода «Ямбургский» Анатолий Леонидович Лещик – о проведении социокультурных праздничных концертов.

Завершилось выездное заседание районного Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям экскурсией в Ижорский музей.

И. Князева

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”