Экосистема – баскетбол

2128-120

Учебно-тренировочный сбор по баскетболу провела в Ивангороде с 5 по 18 июля СДЮСШОР № 1 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Спортивная школа олимпийского резерва – это учебное заведение, в котором готовят будущих профессиональных спортсменов. Там занимаются дети, серьезно увлеченные спортом, желающие связать с ним свою дальнейшую судьбу. Нагрузка в школе олимпийского резерва гораздо серьезнее, чем в обычной спортивной секции, а тренерский состав сильнее. Мы поговорили с одним из тренеров – Борисом Алексеевичем Григорьевым

Чтобы побеждать, нужна системная подготовка, начиная с детства, нужна популяризация баскетбола

– Сейчас проводим восстановительный сбор, отдых после окончания тренировочного сезона. Это подготовка к следующим сборам, начинающимся 22 июля, на которых мы будем серьезно готовиться уже к сезону соревнований. В Ивангороде мы оказались не случайно, нам посоветовали сюда приехать и нам здесь очень понравилось. Все рядом – стадион, бассейн, баскетбольный зал. Хорошее проживание, кормят хорошо, поэтому мы довольны, с удовольствием приехали бы еще.

Баскетбол – это командная игра, достаточно интеллектуальная, в нем помимо физических кондиций важны скорость реакции, скорость принятия решений. Есть три основные вещи, которые можно совершенствовать всегда – это технический аспект, в любом возрасте можно найти над чем поработать в технике, силовые показатели – это показатели атлетизма, их можно улучшать практически в любом возрасте, и психологическая составляющая, которая играет огромную роль в баскетболе. Очень важны уверенность в своих силах, позитивный настрой на сезон.

Баскетбол – это достаточно коммуникативный вид спорта, здесь игру не делает один человек.  В защите играет вся команда, один против пятерых защищаться не может. Но – один может атаковать. Поэтому мы строим игру и от защиты, и тренируем индивидуальное мастерство для атаки. Баскетбол постоянно меняется, нам всем – тренерскому составу – приходится подстраиваться, быть достаточно гибкими. То, что позволяло добиться высоких результатов раньше, уже не работает в современных условиях. К примеру, достаточно острая тема, это нынешнее состояние отечественного спорта. Мы пытаемся нанять иностранного тренера, за счет этого получить немедленный результат, но не попадаем на олимпиаду в Токио. Где же наш российский баскетбол, что можно у нас перенять? А мы постоянно где-то что-то подсматриваем. Сейчас мы смотрим как играют иностранцы, и стремимся за ними повторять. Но у нас совершенно другая ментальность, и когда мы пытаемся играть как они – получается плохо. А почему бы нам не играть хорошо, как русским? В Советском Союзе, сборная которого входила в число сильнейших в мире, тоже присутствовали иностранные тренеры, но они не были главными. Достаточно много было хороших российских специалистов, которые выстраивали свою систему, начиная с подготовки резерва, тогда у тренеров было на это время – они работали на одном месте подолгу, могли пробовать, ошибаться, в отличие от того, что происходит сейчас – ненадолго приходит нанятый иностранец, который даже не знает, что у нас есть спортшколы, а легионеры отвечают за результат. Нет легионеров – не на кого спихнуть игру, приходится брать инициативу, а этого мы делать не умеем, у нас нет игроков, способных взять на себя ответственность за броски, за набор очков и так далее. Чтобы побеждать, нужна системная подготовка, начиная с детства, нужна популяризация баскетбола. Вот сейчас мы тренируемся, у нас есть школьная команда. К чему мы ее готовим, как будет происходить дальнейший рост игроков в спорте? Если хочешь натренировать детей, создай взрослую команду, чтобы детям было куда стремиться. В какой-либо сильный, пусть даже не самый «топовый» в России клуб, но в котором будут играть наши молодые игроки, будут знать, что у них есть возможность играть профессионально, где будут работать высококвалифицированные российские тренеры и куда без тени сомнения можно будет направить ребенка после окончания спортшколы, зная, что его дальнейшее развитие как личности, как спортсмена обеспечено.

А талантливые ребята у нас есть. Как было раньше?

– Много игроков, много тренеров и очень мало залов. Сейчас много тренеров, много залов, но мало игроков, ведь талантам нужно еще вырасти. При этом существует множество различных отвлекающих факторов, которые размывают мотивацию – учеба, компьютеры. Как сейчас в стране строится система подготовки спортсменов – создаются новые интернаты, академии, а что происходит внутри них? Вот я отдал своего сына в академию. Он должен учиться, тренироваться, ездить на просмотры, а ребенку это все самому организовать нереально. Если попытаться объяснить маленьким детям какие-то фундаментальные основы, они не поймут. Когда происходят какие-то события, выбивающие из ритма тренировок, ребенок отвлекается, теряет акцент на спорт. Он понимает, что баскетбол отодвинули в сторону, появляются сомнения и у него, и у родителей, приходят мысли о том, что можно затеряться в баскетболе и лучше будет переключиться на что-нибудь другое. В детском спорте в таких ситуациях не нужно делать упор на мотивирование детей, нужно делать акцент на мотивацию родителей, которые их постоянно поддерживают, ободряют, оплачивают расходы на турниры. Родители должны понимать значение и важность тренировок, работа с ними составляет, наверное, процентов 90 успеха, нужна их вовлеченность в процесс, заинтересованность в результате. Выкладываются на тренировках дети, работают тренеры, жертвуют своим временем и ресурсами родители – все эти усилия в итоге складываются, продвигая детей в спорте. Мы организовываем различные семейные мероприятия, в виде, к примеру, каких-то субботников на природе, или совместных походов на игру «Зенита». Все общаются, дружат, возникает некая своя экосистема. Тренер, игроки, родители, друзья родителей, друзья игроков – все вместе становятся одной большой командой. И когда ребенок находится в этой системе, ему там хорошо, в этом коллективе он чувствует себя личностью, чувствует, что способен добиваться результатов. Американский баскетбольный авторитет Тим Бертон в своей книге «Манифест великого тренера» все время повторяет про необходимость выхода из зоны комфорта для того, чтобы добиться результата. Но на одном из психологических семинаров в университете им. Лесгафта я услышал замечательную фразу: зачем выходить из зоны комфорта, если эту зону можно расширить? И я понимаю, что, если дети ее расширят, им будет легко там, где день назад было некомфортно. Тренировки станут более эффективными естественным путем, за счет увлеченности, интереса, будут приносить больше положительных эмоций. Такое отношение к занятиям, к соревнованиям, играет, наверное, фундаментальную роль в становлении спортсмена именно в период детства. Когда человек выходит из зоны комфорта, ему трудно, скучно, он начинает чувствовать себя обязанным непременно чего-то добиться – а это давление на детей совершенно не нужно. Ведь спорт – это же игра, не какой-то нелюбимый тяжелый труд. Мы не используем выражение «работаем» при выполнении упражнений, наоборот, говорим: «ребята, играем, тренируемся». Чтобы дети не чувствовали момент нудной работы, чтобы это все было в радость, через игру. Важно создать отношение к тренировочному и к соревновательному процессу, направленное не на получение результата любой ценой, через постоянное преодоление себя, а на достижение успеха за счет увлеченности и высокого личного уровня игрока.

Когда мы смотрели, как играют американские школьники, я обратил внимание, что у них нет табло

– Не идет математический набор очков, а просто все получают удовольствие от игры – и зрители, и команды. При этом уровень игроков гораздо выше, даже и в небольших городах, таких, как Ивангород. Приехав сюда, я поймал себя на ощущении, что все здесь друг друга знают, все соседи, что создает в городе свою особую атмосферу. Также в Ивангороде уже имеется удобная и хорошая спортивная база. Есть все условия для воспитания будущих спортивных звезд».

А. Петров

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”