Год педагога и наставника подходит к концу. В преддверии Нового года, который станет Годом семьи, мы сочли уместным поговорить о музыке и музыкальном воспитании наших детей. Поэтому «ВБ» отправился в Кингисеппскую детскую школу искусств на встречу с педагогом-наставником Светланой Анатольевной Калининой.
Стаж работы С. А. Калининой в Кингисеппской ДШИ составляет около 30 лет: с 1997 года она работает преподавателем по классу народного пения, музыкального фольклора. Именно благодаря Светлане Анатольевне в ДШИ появилась новая специальность «народное пение» – своим высоким профессионализмом и увлеченностью делом педагогу удалось привлечь к народному творчеству одаренных детей разного возраста и уровня подготовки.
Заслуги преподавателя были оценены Знаком отличия «За достижения в культуре». В 2007 году Светлана Анатольевна стала победительницей областного конкурса профессионального мастерства «Звезда культуры» в номинации «Лучший педагог ДМШ». Неоднократно награждалась грамотами и благодарностями администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», Законодательного собрания Ленинградской области. В 2011 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В 2016 году награждена Благодарностью, а в 2022 году – Почетной грамотой губернатора Ленинградской области.
За время работы С. А. Калинина проявила себя как высоко профессиональный преподаватель, готовящий лауреатов областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В течение 2017-2022 учебных лет она подготовила лауреатов Областного фестиваля-конкурса «Звенящий родник», посвященного Году истории в Ленинградской области; XXI, XXII, XXIII Российских конкурсов-фестивалей народного творчества «Самоцветы России» в Иваново; XVI, XVII, XVIII Открытых конкурсов учащихся школ искусств «СлИвКи»; XXVI, XVII Московских международных детско-юношеских музыкальных фестивалей «Звучит Москва»; Регионального фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Светлое Христово Воскресение» в Кировске; X Международного конкурса музыкантов «Волшебная Лира» в Москве; XIV Международного музыкального детско-юношеского конкурса «Теремок» в Санкт-Петербурге; XXII Московского международного детско-юношеского конкурса на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь» в Москве.
Учащиеся класса С. А. Калининой являются постоянными активными участниками культурной жизни школы искусств, города и района, часто выступают с концертами в Кингисеппе и за его пределами. Светлана Анатольевна – преподаватель с большим педагогическим опытом, она воспитала много талантливых учеников, некоторые из них продолжили свое музыкальное образование в средних специальных и высших профильных учебных заведениях.
«Работа с голосом сродни нейрохирургии»
– Светлана Анатольевна, как давно Вы живете и работаете в Кингисеппе?
– Я родилась в солнечной Республике Башкортостан, в городе Кумертау, где училась в музыкальной школе. Представьте себе, мой преподаватель Маргарита Ивановна Степанова до сих пор там работает! Училась я хорошо, в том числе в хорошей технике играла на фортепиано. Окончила Оренбургское музыкально-педагогическое училище, а вслед за этим начала работать в Кингисеппе – сначала в 4-й школе, потом в Кингисеппской гимназии, и уже практически 30 лет – в ДШИ. Общий педагогический стаж у меня около 40 лет. У нас с мужем трое взрослых детей, двое внуков – большая дружная семья.
Когда я начала работать в ДШИ, здесь был маленький педагогический коллектив. И был ансамбль художественной самодеятельности. Вместе со мной пришли дети из гимназии – я работала с ними по собственной программе сольного пения, за что и была удостоена звания «Лучший педагог Ленинградской области».
– Откуда возникла идея собственной программы?
– От желания заниматься голосом профессионально. В каждом ребенке столько индивидуальности, что нужно развивать именно ее, а не напевать свою и не навязывать учительскую манеру исполнения. В первую очередь это касается охраны голоса.
Случается и так, что преподаватель берет ребенка – ребенок хороший, он весь звучит, ему от природы очень много дано, а педагогу как бы и дать-то ему нечего. И начинается: один конкурс, второй, третий… Но наступает критический переходный период (так называемая «голосовая ломка») – и вот тут-то и начинаются проблемы. И если до этого момента профессионального подхода к голосовому развитию не было, возникают проблемы серьезные.
Некоторые преподаватели не рассуждают педагогически, а идут на поводу у амбициозных родителей. А дети разные, некоторые в пять лет могут то, чего другие не могут и в десять. Работа с голосом сродни нейрохирургии. Я бесконечно восхищаюсь психо- и нейролингвистом Татьяной Владимировной Черниговской, ее идеи мне очень близки. Голос – это тончайшая структура, а детский – тем более. Но помимо голоса для исполнителя важен темперамент – а это идет изнутри, это тоже надо «вытащить».
– Сейчас на конкурсах дети поют взрослые песни. Как Вы на это смотрите?
– Раньше детям давали детские песни – и не было современной конкурсной гонки. Сейчас масса площадок – все они открыты, везде можно стать лауреатом. Для меня конкурс – это прежде всего состав жюри. Поэтому у моих учеников конкурсов за год немного, но все они важные.
Я много езжу по стране и наблюдаю хорошую тенденцию: преподаватели, которые ищут свои пути и занимаются с детьми правильно, стали грамотно относиться к детскому голосу. Поэтому есть очень хорошие результаты. И не единовременные, а на протяжении всех лет, пока ребенка готовят к поступлению в музыкальное училище или консерваторию. Для меня важен преподаватель, который отслеживает, какой репертуар поют дети, куда они поступят.
– Расскажите, пожалуйста, о Ваших выпускниках.
– С некоторыми выпускниками мы очень близки – общаемся, созваниваемся, они приезжают в гости. Когда берешься учить ребенка, то думаешь о его репертуаре, о будущей карьере, помнишь его маленьким. Эта связь может сохраняться долгие годы.
Среди моих выпускников – две солистки оперных театров: Ольга Толкмит (Геликон-опера, г. Москва) и Ирина Михайлова (Михайловский театр, г. Санкт-Петербург). Анастасия Малышева – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Екатерина Максимова – студентка Санкт-Петербургского государственного института культуры. За эти годы семь моих выпускников окончили Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского по сольному народному пению.
Продолжаю растить ребятишек по классу народного пения в ДШИ.
– Кто привил Вам любовь к народному пению?
– Фольклор – та звезда, которая меня окрыляет. Все песни идут от деревенских бабушек – это дань тем педагогам, которые 20-30 лет назад ездили по деревням и собирали эти песни.
У меня была очень тесная связь с моей бабушкой, которая жила в деревне. С детства помню, что и как пели, скажем, на деревенских похоронах. Не начинали церемонию, не дождавшись «голосящих».
В нашем деревенском доме всегда звучала Лидия Русланова. Хотя в юности мне, конечно, больше нравилась эстрада, например, Алла Пугачева. А начинала я с городских бытовых песен. Но с детьми нельзя было брать песни, звучащие вульгарно, пусть на тот момент я и не принимала фольклора. Наше поколение в основном слышало застольные песни – глубже дело не заходило. Но если начинаешь этот пласт поднимать, это такая глубина – петь не перепеть!
Моя музыкальная жизнь круто изменилась, когда я попала в музучилище имени М.П. Мусоргского на госэкзамен, который принимала Наталья Владимировна Силина, заведующая отделением сольного народного пения. Я посидела у нее на уроках – и увидела все другими глазами. Я и сейчас к ней приезжаю, мы на одной волне.
– Такие песни исполняются только вживую?
– Всегда стараюсь отодвигать то, что поется под фонограмму, не брать композиторские произведения. Воспитываю детей на фольклоре. Вы даже не представляете себе, какие красивые можно плести «кружева» в песнях Белгорода, Курска, Архангельской области, Краснодарского края, Ленинградской области. Это какая же глубина жизни должна быть, чтобы плести, как на коклюшках, музыкальный узор. Но чтобы этому научить ребенка, нужно быть грамотным и получить хорошую базу.
Как ни странно, маленькие дети вкладывают в эти песни нечто свое. Колыбельная для них – это нечто невероятное. И таким образом фольклор продолжает жить.
Где бы мы ни пели фольклор, нас слушают. Тишина стоит в зале, а потом нам кричат: «Браво!» Потому что это необычно, это самобытно и увлекательно. И зал получает настоящую живую эмоцию.
– Есть ли у вас кумиры-исполнители?
– Безусловно, да. Это Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Мария Мордасова – те айсберги, которые не тают и не растают никогда!
А. Ульянова