Георгий Победоносец обрел образ в витраже

2119-227

6 мая в Зеленогорске митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсофонием был освящен новый храм Георгия Победоносца. На торжественной церемонии присутствовали представители епархиального управления, высшие руководители Петербурга и Ленинградской области и Петербургского Законодательного собрания, храмоздатели церкви. А центральный витраж храма – Георгия Победоносца создал художник из Кингисеппа Виктор Федосеев.

От креста до храма – пять лет 

Почему именно в курортном Зеленогорске появился храм воинского покровителя – св. великомученика Георгия Победоносца? Церковь построена на территории бывшего военного городка, стоящего на страже нашей границы. В 2016 году на его месте был воздвигнут поклонный крест, а возведение храма началось год спустя. Проект разработан группой компаний «Росинжиниринг» под руководством архитекторов Светланы Плотицыной и Евгения Денисова. Строительство на пожертвования благотворителя Бориса Ротенберга осуществила компания «ЭкоИнжСтрой».

Открытие состоялось в престольный праздник храма – День памяти святого Георгия Победоносца – 6 мая – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм и совершил Божественную литургию. Ему сослужили духовные лица епархиального управления, клирики храма, другие священнослужители. В их числе – настоятель протоиерей Вячеслав Никитин. Среди молящихся присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель петербургского Законодательного собрания Вячеслав Макаров, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, представители местной администрации, а также благотворитель Борис Ротенберг и ктитор (храмоздатель) церкви – Сергей Шульга.

Александр Беглов: «Мы не делим наших жителей на городских и областных…»

Владыка поздравил всех собравшихся с пасхальной радостью, поскольку этот великий праздник в Церкви длится сорок дней и обратился к присутствующим. Он отметил, что новый храм – это радость, источник благодати Божией: «Сюда люди будут приходить, потому что это дом Божий. Храм – дом Божий, а не человеческий… Георгий Победоносец полюбился у нас на Руси. Сын князя Владимира Ярослав Мудрый был крещен с именем Георгий. Он построил Юрьев монастырь в Новгороде, город Юрьев. Имя Георгий носил основатель Москвы – князь Юрий Долгорукий. Он основал город Юрьев-Польский, который и сейчас существует во Владимирской области. Изображение святого Георгия есть на монетах и гербах России и Москвы. Мы продолжаем чтить этого святого, многие мужчины носят его имя. Теперь появилось еще одно место, посвященное ему. Будем приходить сюда, просить его помощи, заступничества перед Господом».

Александр Беглов обратил внимание на то, что храм находится на границе между Санкт-Петербургом и областью и поблагодарил губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко за сотрудничество: «Мы не делим наших жителей на городских и областных. У нас два субъекта федерации, но одна агломерация». Петербургский губернатор выразил признательность представителям бизнеса, которые внесли свой вклад в возведение храма, поблагодарил строителей и архитекторов, которые спроектировали и возвели храм.

– Сегодня произошло великое чудо, – отметил Борис Ротенберг. – Мы ищем чудес, мечтаем о них с детства, а сейчас мечты воплотились. Прекрасно, что здесь освящен храм, где люди могут соединиться с Господом, получить от священнослужителей ответы на духовные вопросы.

Он поблагодарил всех, кто внес лепту в созидание храма.

А исполнение сюжета церковного интерьера Георгия Победоносца – большой витраж, который должен по замыслу служить и большим арочным окном было поручено кингисеппскому художнику Виктору Федосееву, с которым мы встретились, и он рассказал, как велась сложная кропотливая работа с витражом для храма.

Для витража Георгия Победоносца планируется построить рядом часовню

Виктор Федосеев – художник-витражист, предпочитающий технику Тиффани. О своем проекте – витраже Георгия Победоносца, созданного для православного храма, он рассказал.

– Витраж воителя Георгия Победоносца я выполнил по заказу. Над ним работал почти три года, работа была, не скрою, тяжелая, особенно, учитывая размеры витража – почти два на четыре метра. Предполагалось, что витраж должен стать функциональным – служить и в качестве центрального арочного оконного проема в церкви. Сюжет и образ мне был задан, а основным моим куратором стал ктитор С. Н. Шульга. Договорились, что образ Георгия Победоносца, поскольку это и оконный витраж, будет выполнен не в строгом иконописном стиле, а в реалистичном, как писали для храмов холсты, к примеру, русские живописцы Серебряного века. И для образца была взята такая картина.

Поэтому в изображении Святого допускалась определенная художественная свобода, реалистичные отступления, разумеется, обсуждались со священнослужителями. Но при создании эскиза витража необходимо было приблизить готическое искусство к православной традиции. Все эти согласования и обсуждения заняли довольно много времени, но без этого никак – витраж предполагался устанавливать в церкви. При создании объемного витража, учитывая его размеры, как подчеркнул художник, помимо иконографии, пришлось решать и непростую инженерную задачу: чтобы витраж держался и мог вынести напор ветра, пришлось делать металлический каркас, который надо было аккуратно и, по возможности незаметно, вписать в изображение. Каркас пришлось резать, сваривать из металла, зашкуривать, задуманное выполнить удалось вполне – зрителю каркас почти незаметен.

Образ воителя Георгия Победоносца был создан с особым смыслом: зло, безусловно, должно быть пресечено, если все иные мирные духовные пути его отвержения уже использованы, осталась расплата, дабы его пресечь.

В итоге работа была предварительно одобрена, но сам витраж получился тяжелым – примерно 300 кг весом, что тяжеловато для оконного проема. Его поднимали десять человек, а нести витраж необходимо только вертикально, если перемещать его горизонтально, он может рассыпаться. Временно его установили у храма в обрешетке.

– По предложению губернатора А. Ю. Дрозденко было решено специально для витража рядом с церковью построить часовню в том же стиле с куполом-луковкой, где разместить витраж для прихожан под освященным покровом как доминанту часовни. И это планируется сделать уже в этом году. Надеюсь, что так и произойдет.

Сейчас Виктор Федосеев начал работу над новым витражным заказом тоже для храма – Троицей Рублева. Также продолжает делать витражи для Малого Порохового амбара в Ивангородской крепости.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях