«Глубинный патриотизм строится на знании истории»

В медиацентре МБУ ДО «Центр информационных технологий» состоялась презентация публицистического фильма, созданного старшеклассниками КСОШ № 2 и воспитанниками ЦИТ к 350-летию Петра I.

На презентации присутствовали

Глава администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ю. И. Запалатский, заместитель главы администрации по социальным вопросам С. Г. Свиридова, заместитель главы администрации по местному самоуправлению и безопасности П. В. Порин, председатель комитета по образованию Е. Н. Румянцева, почетный  житель Кингисеппа Б. В. Гольдемберг, сотрудник Ивангородского музея Н. В. Смола, а также руководители, педагоги и учащиеся ЦИТ, КСОШ № 2 и № 5, музейные работники и приглашенные гости.

«За последние несколько десятков лет наш город резко возмужал, – отметил в своем приветственном слове Ю. И. Запалатский. – Для молодых людей создаются беспрецедентные возможности повышения уровня знаний. Мы всегда гордились и гордимся тем, что наш район является своего рода локомотивом Ленинградской области, и что наши дети всегда хорошо сдают экзамены. Вы поступаете в лучшие вузы, получаете хорошее образование и воспитание. Сегодня вкладывается много средств в ваше духовное развитие. Вы сами видите, как развивается наш город. И сегодня я хочу пожелать вам успехов, здоровья, любви к своей малой родине, чтобы вы берегли своих родителей и педагогов, были чутки ко всему, что происходит вокруг нас. Самая большая беда – это равнодушие. Не будьте равнодушными – изучайте историю, изучайте свой край и любите его – и тогда у нас с вами все будет хорошо!»

Юрий Иванович преподнес ЦИТу картину, выполненную в технике гобелена, на которой изображен памятник Петру I, установленный в нашем городе.

Отправной точкой фильма стал памятник Петру I в Кингисеппе

Видеофильм «От поражения к победам», основную работу по созданию которого выполнили старшеклассники 2-й школы, обучающиеся в Виртуальном филиале Русского музея на базе «Центра информационных технологий» (ЦИТ), посвящен первым годам Северной войны – от поражения русской армии под Нарвой в 1700 году до реванша 1704 года. Его представление было приурочено к 350-летию со дня рождения первого российского императора.

Виртуальный филиал Русского музея № 144 работает в ЦИТе с 2014 года, поэтому учащиеся центра не в первый раз успешно принимают участие в конкурсах, ежегодно учреждаемых музеем. В этом году виртуальным филиалам было предложено создать мультимедийные ресурсы, посвященные Петру Великому.

Основным условием участия в конкурсе было использование музейных фондов, произведений изобразительного, монументального искусства и архитектуры, связанных с образом Петра, с его окружением, эпохой.

Изучая фолианты Русского музея, посещая экскурсии у памятника, крепостные стены и фонды музея в Ивангороде, творческая группа – Даниил Васильев, Диана Елисеева, Иван Керпус, Екатерина Недашковскаяи их преподаватель Т. П. Ефимова – подобрала материал, иллюстрирующий деятельность Петра I на территории, ныне относящейся к Кингисеппскому району.

Отправной точкой фильма стал памятник Петру I, установленный перед зданием городской администрации, а содержание видеоролика составляет описание исторических событий, ставших основанием для его установки. Одним из вдохновителей создания памятника выступил руководитель исторического общества Ямбурга – Кингисеппа Вадим Аристов, автор скульптурного изображения царя – член Союза художников РФ, санкт-петербургский скульптор Михаил Польский, архитектор – также петербуржец Антон Медведев.

Памятник не может возникнуть на пустом месте

О том, в чем заключалась идея создания памятника и как она возникла, рассказал меценат Б. В. Гольдемберг, в свое время выделивший средства на монумент:

«Город Ямбург очень многим обязан Петру I – после первой победы над шведами он получил мощное экономическое развитие.

Любой памятник не может возникнуть на пустом месте – это одно из проявлений патриотизма. Глубинный патриотизм строится на знании истории, на знании тех событий, которые происходили на этой территории, и на ощущении связи с давними событиями и причастности своей лично к этому.

Я еще хотел бы сказать и о нетленности идей Петра. Изначально идея Петра заключалась в том, чтобы построить северную столицу там, где находится Вистино – подходящие глубины, незамерзающий порт и т.д. Исходя из фортификационных соображений порты строили в устьях рек, и Петр выбрал Неву. Прошло почти три века, когда в Ямбургском районе начали строить порт.

Я надеюсь, что когда-нибудь мы вернем Ямбургу его историческое название, и одной из зримых опор для этого является памятник Петру – мы ходим рядом, упираемся в него взглядом и помним, что для нас означает Петр Великий и каким образом наш город ему обязан».

Как визуализировать Петровскую эпоху

Директор и главный редактор мультимедийных ресурсов ЦИТ Г. А. Пинчук вручила Благодарности ребятам – участникам проекта, его руководителю Татьяне Ефимовой и техническому исполнителю Сергею Синотову, директору Ивангородского музея Ирине Мироновой и старшему научному сотруднику Ирине Коноваловой, а также поблагодарила Павла Порина за содействие в съемках с помощью квадрокоптера.

Пользуясь случаем, Павел Викторович напомнил присутствующим о том, что 12 июня возле памятника Петру Великому пройдет большое праздничное мероприятие.

После торжественных речей и просмотра двадцатиминутного фильма в ответном слове ребята подчеркнули, что если события недавнего времени почти всегда можно задокументировать при помощи фото- и видеосъемки, то визуализация такого давнего времени, как Петровская эпоха, возможна лишь при наличии живописных полотен, памятников скульптуры и архитектуры. С их помощью легче представить себе исторические события, что способствует лучшему пониманию эпохи. «Мы надеемся, что наша работа будет полезна на уроках истории, на классных часах в общеобразовательных школах, а может быть и более широкому кругу зрителей» – так завершили свое выступлениеюные авторы фильма.

Оценивая работу ребят, Б.В. Гольдемберг сказал: «Материал лаконичный, очень емкий и смотрится на одном дыхании. Его нужно непременно использовать и в школах, и в Петровском центре. В дополнение к проведению праздника 12 июня я хотел бы предложить включить в программу просмотр этого фильма. Добавлю, что мы изготовили бронзовые копии памятника Петру Великому – своеобразный «кингисеппский Оскар», которым обязательно наградим ребят».

Г.А. Пинчук сообщила, что презентованный в Медиацентре фильм стал победителем муниципального этапа конкурса «Талант Юниор» и сейчас представлен на конкурс, проводимый среди виртуальных филиалов Русского музея, результаты которого еще ожидаются.

Попытаться понять Петра Первого

По словам Т.П. Ефимовой, название проекта «От поражения к победам» было выбрано не случайно: «В этом фильме нам хотелось не только показать историю начала Северной войны, напрямую связанной с историей нашего города и района, но и раскрыть уникальную личность Петра Алексеевича Романова – человека необычайного. Хотелось бы, чтобы те, кто будет смотреть этот фильм не только восторгались Петром Великим как талантливым военачальником, полководцем и реформатором, но прежде всего учились у него таким качествам, как смелость и энергичность, стремление и умение осваивать новое, исключительное трудолюбие, безмерная любовь и преданность своему отечеству. И самое главное –никогда не опускать руки перед трудностями и поражениями, всегда достигать поставленной цели и помнить, что проигранное сражение – это еще не проигранная война. Мне хочется, чтобы подрастающее поколение, юноши и девушки, переняли эту черту личности великого человека, потому что в наше время тоже нелегко добиваться успехов».

Старшеклассникам, столь длительное время занимавшимся изучением истории Государства Российского, в неформальной обстановке был задан единственный вопрос: «Кто для вас Петр Первый сегодня?»

Даниил Васильев: «Для меня Петр Первый является человеком, который нашел ключ к модификации России, чтобы преобразовать страну и вывести в лучшее. При этом – не с полным уходом в Европу, а оставив свою определенную изюминку, без которой Россия не Россия».

Иван Керпус: «Для меня Петр Первый –великий человек во всех смыслах этого слова и пример для подражания всем «прорывным» великим людям, которые не боятся никаких сложностей и идут к своей цели».

Диана Елисеева: «Я считаю, что Петр Первый действительно великий человек и с него можно брать пример. Он ставил перед собой цели и, хоть у него и бывали поражения, он их достигал. Во время работы над фильмом меня удивила история о том, как Петр переодел своих солдат в шведскую форму и инсценировал сражение, чтобы победить врага».

Екатерина Недашковская: «Для меня Петр Первый является примером, потому что после всех своих поражений он шел вперед и добивался своих целей. Такого императора иметь не страшно, потому что со временем многие люди поняли бы, что он все делает ради процветания страны. Многие его не понимали, но сейчас мы можем рассмотреть историческую ситуацию со всех сторон и попытаться понять Петра Первого».

А. Ульянова