Город, которого нет

Прибрежная деревня Ручьи стоит особняком среди прочих селений, поскольку здесь 90 лет назад начала строиться крупная военно-морская советская база надводных кораблей и подводных лодок и город для моряков Комсомольск-на-Балтике. Но карты спутала война. Исполняется также 80 лет освобождения военно-морской базы «Ручьи» и 70 лет окончательной кончины и ее, и самого города.

Ручьи плюс Ручьи

Знаменитый хит Игоря Корнелюка «Город, которого нет», словно написан для Комсомольска-на-Балтике: «Ночь и тишина, данная на век, дождь, а может быть, падает снег, все равно, бесконечно надеждой согрет, я вдали вижу город, которого нет…». Это местность у деревни Ручьи, которая еще хранит свои тайны.

Ручяй – так именовалось это село в XIV веке. Надо полагать, оно заметно старше, но более ранних письменных свидетельств до нас не дошло. При шведах деревня стала именоваться во множественном числе – Ручьи, имя сохранилось до сих пор. Население рыбацкой деревни в начале второго тысячелетия было смешанное: русскоязычная чудь и финноязычные ижоры. В последствии состав населения частично поменялся.

То были два рядом стоящие селения, носившие одно имя. Деревня частично принадлежала казенному ведомству – Ораниенбаумскому дворцовому правлению, к середине XIX века она значилась и как владельческая – майорши Д.Ф. Ермаковой, и состояла из 24 дворов, где проживали русские и ижоры общим числом более двухсот человек. Таким образом, существовали две деревни: Ручяй-1 и Ручяй-2, они слились и стали называться единым именем – Ручьи. К началу ХХ века их население заметно увеличилось: в Ручьях-1 проживало 290 человек, преобладали русские, в Ручьях-2 – 86 человек, большинство из них – ижоры.

В таком составе население Ручьев встретило революцию. Деревни вошли в Сойкинский сельсовет, и их уже не разделяли, называли просто Ручьями. В 1934 году здесь, благодаря подходящей береговой линии и глубоким водам, начали строить военно-морскую базу, названную Вторым Кронштадтом, и город – Комсомольск-на-Балтике. С началом войны, на рубеже августа-сентября, Ручьи попали в оккупацию, но были освобождены 1 февраля 1944 года. Перед войной здесь проживало около пятисот человек, после здесь числилось уже немногим более трехсот человек.

В Ручьях, располагающихся на берегу моря в живописном месте, имела загородный дом известная оперная певица, народная артистка РСФСР Галина Карева (1929-1990) – лирическое меццо-сопрано, солистка театра им. Кирова (ныне Мариинский театр).

Второй Кронштадт, ворошиловские дороги

С рубежа 20-30-х годов прошлого века сложилась опасная международная обстановка, такая, что советскому правительству стало ясно – на Балтике необходима новая военно-морская база поближе к границе. Кронштадт – морские ворота Ленинграда – удален от возможного театра военных действий. Но в 30-е годы создавался новый современный флот, и ему нужна была оперативная база. При выборе места для постройки базы сразу обратились к удобному для такой цели месту, проверенному еще Иваном Грозным, а затем и Петром I на Лужской губе, где нашли и бухту с подходящими глубинами – у деревни Ручьи.

В июне 1933 года Совет Труда и Обороны принял постановление «О программе военно-морского строительства на 1933-1938 годы». Предусматривалось обновление корабельного состава флота, троекратное увеличение морской авиации, создание аэродромов, береговых и зенитных батарей и военно-морских баз. В дополнение к программе прилагалось секретное постановление «Об особых мероприятиях по Кронштадтской морской крепости», где значилось: «Приступить в 1934 году к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе». Предписывалось строительство рядом военных складов для минно-торпедного боезапаса, вооружения. Задание гласило, что «маневренная база «Ручьи» создается для базирования в мирное и военное время». База должна обеспечить: якорную стоянку на рейде для всех кораблей, надежную гавань для эскадренных миноносцев, подлодок, сторожевых кораблей, тральщиков, других судов малого тоннажа для хранения и приема топлива, технического снабжения, хранения мин и торпед. Предполагалось, что на будущей военно-морской базе в мирное время должно размещаться до 102 кораблей, в военное – до 138. В их число включалось три линкора, планировалось ввести в строй восемь. На базе «Ручьи» должны были размещаться два новейших крейсера, затем еще четыре типа «Киров».

Оборону «Ручьев» должны были держать артбатареи в районе Колгомпя, стационарные батареи для борьбы с эсминцами и торпедными катерами, а также 180-мм и 356-мм орудия ж/д артиллерии на базе Балтфлота «Мукково» – на 20 км южнее на Кургальском полуострове. Для той цели от Усть-Луги была проложена ж/д ветка: с юга она огибала озеро Белое, шла по западной части полуострова до Вейно, Липовского озера и гидроаэродрома. На побережье залива к полуострову Колгомпя прокладывалась ж/д сеть для арттранспортеров – защищать будущую базу флота от нападения с моря.

Председатель Сойкинского сельсовета А.Л. Федоров вспоминал, что строительство ВМБ «Ручьи» началось уже в 1933 году и сюда приезжал нарком К.Е. Ворошилов, который дал старт строительству, с тех пор мощеные камнем и кирпичом дороги на Сойкинском и Кургальском полуострове стали называть «ворошиловскими». Для их строительства были привлечены на заработки трудовые силы, значительную часть строителей составляли заключенные – более 10 тысяч человек. Последних разместили в построенных на берегу близ Ручев бараках, обнесенных колючей проволокой – то был Лужский лагерь НКВД СССР ведомства «Строительство-200». Начальником строительства был назначен комбриг товарищ Афанасьев, начполитотдела – товарищ Федоров. Кто-то из них обронил в разговоре с председателем сельсовета фразу: «Здесь будет «Второй Кронштадт». Так и прижилось.

Помимо заключенных над созданием и обслуживанием базы в Ручьях трудилось 1200 вольнонаемных инженеров и техников, прибывших на секретную стройку с семьями. Многие из них должны были получить постоянную прописку в новом городе. Для семей обслуживающего персонала и семей военных моряков на берегу в районе Ручьи – Вистино начали строить солидные четырех- и пятиэтажные дома в стиле помпезного сталинского ампира.

Рождение и смерть Комсомольска-на-Балтике и ВМБ «Ручьи»

Если Кингисепп перед войной насчитывал 6,5 тысяч человек и, за небольшим исключением проспекта К. Маркса да нескольких каменных жилых домов, имел деревянные постройки с печным отоплением, без водопровода, улицы почти без мощения и асфальта, то Комсомольск-на-Балтике строился как современный город с водопроводом, канализацией, паровым отоплением и мощеными тротуарами. Вскоре здесь появились магазины, столовые, ресторан, детские сады, большая школа-десятилетка, вошедшая в строй в 1937 году, шикарный клубный комплекс с танцзалом и кинотеатром. Были построены госпиталь, гостиница, банно-прачечный комбинат. Все здания и дороги в новом городе были из кирпича и камня с великолепной отделкой, напоминающие здания Московского проспекта, поменьше размером, конечно. Новый город тянулся от Ручьев до Вистино и имел несколько улиц.

Опережающими темпами велось строительство объектов военной базы. На расстоянии нескольких километров металлическими сваями был укреплен берег, затем у берега углубили акваторию будущей базы. Была построена железобетонная стенка с пирсами для стоянки кораблей. От Косколово на Ручьи проведена железная дорога, от Ручьев ветка шла на Калище, Шлиссельбург и Ленинград, но этот участок до войны достроить не успели, рельсы довели только до Колгомпя. Одна из двух железнодорожных линий проходила по берегу Лужской губы и предназначалась для строительства базы. Верхняя ветка – для обслуживания строящегося города. Но самым грандиозным сооружением военно-морской базы стал сухой док глубиной 12 метров, выкопанный вручную на месте вистинского луга. Размеры котлована для дока составляли полтора километра на 800 метров. На это ушло пять лет. Рядом с доком строились судоремонтные мастерские.

Строительство в самом разгаре прервалось началом войны. 2 июля 1941 года в ВМБ «Ручьи» был назначен командир – капитан 2-го ранга В.Н. Лежава. А 1 сентября приказом командующего Балтфлотом вице-адмирала В.Ф. Трибуца военно-морская база была расформирована, и в ночь на 3 сентября последние части покинули район Ручьев. Адмирал Трибуц вспоминал: «Меня пригласил к себе А.А. Жданов. В Смольном мне вручили телеграмму, подписанную Сталиным, Шапошниковым и Кузнецовым. Это был приказ подготовить все необходимое, чтобы в случае прорыва противником обороны Ленинграда уничтожить боевые и транспортные корабли, оборонные объекты флота, ценности, запасы оружия, боеприпасов и т.д. Я прочитал это страшное решение несколько раз и не поверил своим глазам. А.А. Жданов спросил, все ли мне ясно. Я ответил, что все».

Военные объекты и жилую застройку городка взрывали в течение нескольких дней. Минерам пришлось изрядно поработать – объектов было много и построены они были на совесть. 31 августа 1941 года на территории базы и города вспыхнул большой пожар. Огонь довершил уничтожение того, что не уничтожила взрывчатка. Немцы, придя сюда, использовали «Ручьи» как свою военно-морскую базу при осаде Ленинграда, но уходя не пощадили того, что осталось.

После освобождения Кингисеппского района в 1944 году в Ручьях начали воссоздавать военно-морскую базу. Здесь были одни развалины, словно смерч прошел. Причальный фронт был разрушен полностью, по гавани разметаны каменные и железобетонные глыбы, всюду валялись разломанные, обгорелые деревянные конструкции, даже пришвартоваться было негде – гитлеровцы поработали. Начали восстановление, но уже на небольшой территории, где трудились и кингисеппцы. База стала носить иное имя – БМФ «Лужская». Она составляла меньше половины от прежнего размаха. Командиром был назначен капитан I ранга А.П. Александров, через два месяца и до ее расформирования в 1944 году – контр-адмирал И.Д. Кулишов. Здесь базировались несколько эсминцев, тральщиков, десяток сторожевых катеров. Лужская база была включена в состав Таллинского морского оборонительного района и выведена из Ручьев на запад.

Полуразрушенные здания и сооружения «Второго Кронштадта» еще долгое время стояли на берегу Лужской губы, затем постепенно были разобраны жителями окрестных деревень для строительства домов и хозяйственных объектов. В самом начале 90-х годов военно-морскую базу даже хотели восстановить, но средств в нужном объеме не нашлось, сделали только причальную стенку.

Кладбище легендарной «Авроры»

На дне бухты Ручьев, недалеко от пирса, покоится нижняя часть корпуса легендарного крейсера «Аврора». После революции крейсер пережил несколько ремонтов: в 1937, 1944 и в 1967 годах. Цементирование нижней части корпуса при ремонтах сделало свое дело: корабль стал тяжелеть, терять мореходные качества, а металл под цементом разрушаться. В 1984 году появилось решение: на «Авроре», как на историческом корабле поставить жирный крест, а сделать из него плавучий музей к 70-летию революции. Судно отвели на Ждановский завод, где фактически сварили новый корабль, который не имеет даже винтов. Макет был поставлен на вечный прикол в 1987 году. От настоящей «Авроры» остались лишь передняя верхняя часть корпуса, рубка, кормовая машина и отдельные небольшие механизмы. Все орудия – сборная солянка, некоторые пушки с броненосца «Ростислав», остальные с миру по нитке на сухопутных станках. Внутренняя планировка переделана под музейные экспозиции.

Что-то надо было делать с отрезанным корпусом «Авроры» 6,5 метров высотой (почти на полтора метра выше ватерлинии). Получилась баржа. Резать на металлолом ее не стали из-за высокого содержания цемента в металле, но и оставлять на ждановском кладбище кораблей не решились. Потому в 1989 году останки «Авроры» на буксире отвели на заброшенную военно-морскую базу «Ручьи». Об этом в том же году вышла статья в газете «Вечерний Ленинград». Остов крейсера выпросили вистинские рыбаки и приспособили для разделки рыбы как дебаркадер. В таком жалком виде крейсер, вернее, то, что от него осталось, простоял год. Затем его частично наполнили бетоном и затопили в нескольких метрах от пирса в качестве волнолома. До сих пор при низкой воде в Ручьях проглядывается «хребет» легендарного крейсера.

Д. Власов

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях