11 декабря в Кингисеппском историко-краеведческом музее состоялось открытие традиционной итоговой выставки живописных работ местных художников «Городская палитра», основной темой которой стал городской пейзаж и архитектурные памятники нашего края.
«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить»
Декабрь – месяц подведения итогов уходящего календарного года, в том числе и в отношении художественного творчества. В этом году в выставке приняли участие десять художников, работающих в разных стилях и техниках. Всего на выставке представлено 26 живописных работ.
– Выставка картин – это всегда праздник, – такими словами вернисаж открыла научный сотрудник музея Кристина Чернова. – Это возможность соприкоснуться с прекрасным, ведь живопись вызывает особые эмоции. Наслаждаясь красотой картин, мы по-новому воспринимаем окружающий нас привычный мир. И для того, чтобы утолить потребность жителей и гостей нашего города в красоте, мы каждый год открываем выставку живописных работ наших художников.
Ф. М. Достоевскийсказал: «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества неразлучна с человеком». А мы пройдем по выставке вместе с первыми ее посетителями вслед за гидом музея.
Из десяти кингисеппских художников, на презентацию смогли прийти не все, но тех, кто пришел, мы представим подробнее.
Не стоит писать картины по номерам
Выставка начинается с холстов Тамары Овчинниковой – кингисеппской художницы и мастера декоративно-прикладного творчества. Еще с 9-го класса Тамара училась в Заочном народном университете искусств им. Крупской в Москве, а позднее поступила в Калининское художественное училище им. Веницианова, где учителями были известные тверские художники, а учащиеся набирались опыта на пленэре. После выпуска художница работала художником-оформителем сначала на родине, потом в Кингисеппе. Отвечая на вопрос, в каком настроении обычно рисуется лучше всего, Тамара Овчинникова призналась: «Сначала не хочется рисовать. Но когда садишься с кистью, ее уже не выпустить из рук – пишется само собою, а творческое настроение приходит, как аппетит во время еды».
Денис Кужим – постоянный участник выставок музея, как живописных, так и фотографических. С 2006 года он работает педагогом дополнительного образования в Кингисеппском центре творческого развития. Что интересно, первая персональная выставка Дениса состоялась, когда ему было 13 лет в Доме пионеров в Алма-Ате. Теперь же его воспитанники занимают призовые места на городских и районных выставках и конкурсах детского рисунка. На этой выставке представлены работы Кужима «Лето. Кингисепп», «Екатерининский собор», «На берегу Луги». Работы художника находятся в частных собраниях кингисеппцев и жителей других городов.
В последние годы живописец отдает предпочтение портрету, хотя прежде работал преимущественно в жанре пейзажа. А на вопрос, от чего бы он предостерег начинающих художников, Д. Кужим коротко ответил: «Я бы прежде всего посоветовал не писать картины по номерам».
Выставочным залом может стать и заснеженный лес
Еще одна участница итоговой выставки года – заместитель заведующего художественным отделением Кингисеппской школы искусств Людмила Аникина. Две ее работы – «Екатерининский собор. Зимние кружева» и «Железнодорожный вокзал. Встреча» – имеют объемный эффект. Как мастер сумела добиться такого эффекта – секрет. Зато из ответа на вопрос, какие качества необходимы творческому человеку, художница секрета делать не стала: «Наверное, трудолюбие и желание писать по доброте».
Творчество кингисеппской художницы и мастера декоративно-прикладного творчества Ларисы Пуронен невероятно широко – живопись, пэчворк, куклы, резьба по дереву и т. д. Ее картины, представленные на выставке – «Последний снег», «Ожидание весны». На вопрос, откуда ее творческая «одержимость», Лариса ответила:
– Я долго работала художником-оформителем, в том числе в Нарве на Кренгольмской фабрике, приходилось и чеканку делать, и выполнять работы по дереву – много чего освоила. Как говорил Максим Горький, всюду училась помаленьку. Также закончила московский Народный университет искусств им. Крупской, где занималась пять лет.
Николай Фомин не так давно присоединился к основному составу участников кингисеппских выставок. Он всегда неплохо рисовал, но не планировал связывать жизнь с живописью, а получил высшее техническое образование. Но уж ежели есть в человеке творческая искра, она рано или поздно себя проявит: к удивлению родных и близких, Николай начал рисовать, и желание творить его не покидает. Он говорит, что свои работы посвящает простым душевным темам: людям, солнцу, земле, воде.
Дебютная выставка Николая Фомина состоялась в Санкт-Петербурге, в прошлом году его работы выставлялись в кингисеппском музее, прошла выставка и в его родной деревне Ополье. В конце марта художник провел необычный вернисаж: выставочным залом стал заснеженный мартовский лес.
Что же нужно художнику для счастья? «Я бы назвал вдохновение» – ответил Н. Фомин.
«Штрих, мазок – и я другой!»
Алексей Стяпин – живописец, известный не только в Кингисеппе. Он – неизменный участник многих выставок, идущих в музее. Родился в Мордовии в селе Атюрьево, живописью стал заниматься с ранних лет, благодаря дяде. Закончил художественно-графический Ленинградского пединститута им. Герцена. На выставке представлены его работы «Солнечный день», «Екатерининский собор», «Осень», «Весна», «Летний сад», «Летний пейзаж». А вот почему он в свое время бросил Заочный народный университет, живописец рассказал занимательную историю:
– Вышло так: я решил посмотреть сам Народный заочный университет в Москве, глянуть, куда мы посылаем по почте свои работы на оценку. Приезжаю по указанному адресу, а самого здания найти не могу. Спросил у местного дворника, тот указал метлой на дверь в подвал. Я зашел, а там сваленные в кучу работы студентов-заочников какие-то люди буквально вилами разгребают… После такой картины у меня все внутри перевернулось, и я оставил университет.
Также на выставке «Городская палитра» представлены холсты Владимира Ухина, Светланы Пряничниковой, Сергея Сахуты, Дмитрия Андреева.
В этот раз экскурсия продолжилась в мультимедийном зале, где присутствующих ожидал сюрприз – фотопрезентация на большом экране итоговых художественных выставок, проходивших в музее с 2005 года. Кроме того, на вернисаж пришел двенадцатилетний Елисей Хамовских, прочитавший художникам стихотворение собственного сочинения: «Я, тобою вдохновленный, шел к воде на склон зеленый, взяв мольберт и холст тугой. Штрих, мазок – и я другой!»
В завершение присутствующие обсудили предполагаемую тему следующей художественной выставки.
Экспозиция «Городская палитра» продлится в кингисеппском музее до 3 марта.
Д. Власов