Готовь сани летом! Необычное увлечение слесаря «Фосфорита»

2130-016

Алексей Курин работает на «Фосфорите» в цехе аммофоса, он – дежурный слесарь по ремонту технологического оборудования. Увлекается зимней рыбалкой и сборкой авторских мини-снегоходов «Мопс». Чудское озеро, Нарвское водохранилище, Финский залив – его любимые водоемы. Поиски крупной рыбы заставляют преодолевать большие расстояния, для чего требуется специфическая техника, две модели которой вышли из мастерской Алексея. В дружной семье Куриных трое детей. Вера – мать семейства – работает аппаратчиком в цехе производства серной кислоты. Поддерживает мужа во всем.

– Алексей – мастер на все руки! – говорит Вера. – Он может починить и сделать практически что угодно. К снегоходам я ему шью чехлы из экокожи с применением дублирующего материала – клеевого флизелина. Они более плотные получаются.  Застежки на липучках, а по краю обрабатываю цигейкой, чтобы было красиво. Когда холодно, чехлы защищают и от мороза, и от ветра. Мы ловим рыбу всей семьей. Любимое место – Чудское озеро!

От школьного кружка – к профессии и хобби

В детстве Алексей посещал авиамодельный кружок, а затем увлекся более сложной техникой. К авиамоделизму мечтает приобщить и сына.

– Мне было 10 лет, я пришел в кружок, мне понравилось, – рассказывает Алексей. – Потом, в 90-е годы, занялся ремонтом велосипедов, мотоциклов… Тяга к технике была всегда. Хотел стать водителем, но в школе на уроке труда нам показали, как действует токарный станок. Первая моя профессия – станочник широкого профиля, знаю все виды металлообрабатывающих станков. Знаком с карусельными, токарными, фрезерными, только на станках с числовым программным управлениям не довелось поработать.

Мотобуксировщики, которые делает Алексей Курин, в народе называются «собаками». Вот как мастер пояснил историю этого прозвания:

– Первая подобная техника зародилась в 1941 году. Придумали ее для того, чтобы запускать под вражеские танки взрывчатку. Но советское правительство решило, что это очень дорого, поэтому в данных целях использовались настоящие собаки, и в войну их очень много погибло…

Увлечению Алексея более 10 лет, и начиналось оно с переделки старой техники.

– 13 лет назад была первая попытка. Есть такие самодельные вездеходы, они называются каракаты – громоздкие, на надувных колесах, на базе мотоцикла, а у меня тогда был «Иж-Планета», на его основе и сделал. Такое средство передвижения доставить к водоему на моем небольшом автомобиле сложно, я и начал думать, как бы создать что-то маленькое, чтобы и разобрать можно было, и погрузить. Первый снегоход два года делал, грубо говоря, одной болгаркой и сварочным аппаратом. И ни за что с ним не расстанусь!

Снегоход, разработанный Алексеем, отличается от подобных.

– Я использую четырехтактные двигатели внутреннего сгорания, работающие на чистом бензине. Двигатель общецелевой, на данный момент – от помпы, потому что там немножко вал другой, а я ставлю резьбовое соединение. Снегоход разборный, на гусеничном ходу. Гусеницы приходится сшивать. Выпускается примерно пять видов такой техники. Но сухое сцепление осталось только у меня.

Вариант второй

– Вторая модель – «Мопс-2» – уже с вариатором. Преимущество в том, что этот снегоход побольше, рассчитан на более глубокий снег, и, соответственно, можно изменять передаточное число, за счет чего усилие больше проявляется. При том же двигателе увеличивается тяговая нагрузка. Вариаторы на эту технику ставятся давно, но у меня – единственный экземпляр, переделанный со скутера. Пришлось додумать, новые пружины поставить, потому что вариатор непосредственно от скутера на такой технике работать не будет. Те, которые продаются, мне не нравятся, там чуть смазку прозевал, и он откажет…

Снегоходом можно пользоваться только тогда, когда официально разрешен выход на лед, подчеркивает Алексей.

– У некоторых народов крайнего Севера в языке есть до 40 слов, означающих снег. Потому что снег в городе идет один, в лесу – другой, а на озере, поскольку пересыпы, он уже как зыбучий песок. Вот у меня спрашивает народ: проедет ли техника по глубокому снегу? Первая модель весит 55 кг, вторая – на 7 кг тяжелее. При моих физических данных и опыте на Финском заливе я ехал по снегу толщиной 40 см, а во время испытаний – 60 см. Оптимальная толщина льда – 10 см. Это минимум. Если лед крепкий, снегоход везет двух-трех и даже четырех человек. Скорость развивается до 25-30 километров в час.

Главное требование к эксплуатации – соблюдение техники безопасности.

– Был случай, когда парень в гараже «мопса» завел, а выехать не смог. Для таких у меня разработаны две инструкции – по двигателю и по снегоходу.

«Мопс-2» – экспериментальная модель и пока остается в единственном экземпляре.

– При наличии всех запчастей на изготовление снегохода требуется около недели. За год можно собрать до 40 единиц. На моем счету уже 180 «мопсов» первой модели.

Согласие в семье – важная составляющая успеха!

– Поддерживайте мужей во всех начинаниях! – советует Вера Курина. – И ничего не бойтесь!

– Работайте руками! – напутствует Алексей. – Надо всегда чем-то интересоваться, заниматься и стараться воплощать идеи, тогда мы догоним и перегоним даже Китай!

А. Ульянова

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”