20 и 21 марта, по инициативе районного комитета по образованию и Госавтоинспекции по Кингисеппскому району Ленинградской области, Санкт-Петербургское городское отделение Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) совместно с Кингисеппским отделением ВОА провели мероприятия по безопасному вождению велосипедов для учащихся общеобразовательных учреждений города Кингисеппа.
Проект «Юный велосипедист» с 2016 года активно реализуется в 75 регионах Российской Федерации. За семь лет участниками проекта стали более 23 тысяч школьников. Программа разработана в соответствии с Федеральными законами «О безопасности» и «О безопасности дорожного движения», а также правилами безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
В марте к участию в проекте привлекли более 260 учащихся Кингисеппской гимназии, Александро-Горкской школы, Кингисеппской школы № 6 и Кингисеппской школы № 5.
– Наша основная задача заключается в том, чтобы не только напомнить ребятам о правилах дорожного движения, но и научить их понимать эти правила, – пояснил председатель Кингисеппского отделения ВОА Кирилл Ефимов. – Мы всегда поддерживаем мероприятия, направленные на профилактику дорожно-транспортных происшествий среди детей и молодежи.
Для знакомства с правилами дорожного движения используются ситуации, которые предстают перед детьми в их обыденной жизни – на тротуаре, на дороге, во дворе.
– Проект наглядно показывает, что такое светофор, переход, почему необходимо спешиваться с велосипеда или средства индивидуальной мобильности (СИМ) на пешеходном переходе, как соблюдать дистанцию, объезжать препятствия, возникающие на дорогах, и так далее. Ну, а мастера-тренеры проекта, компетентные в вопросах безопасности, рассказывают и показывают, как правильно вести себя на улице.
Детям рассказывают о важных правилах, о самых распространенных ошибках велосипедистов, о сигналах, которые велосипедист должен знать и применять в ситуациях остановки или поворота. Даже самые юные велосипедисты должны знать дорожные знаки, подчиняться сигналам светофора и регулировщика.
Каникулы – это значит велосипеды
В КСОШ № 5 урок ПДД открыл начальник ОГИБДД ОМВД России по Кингисеппскому району ЛО, майор полиции Сергей Нохрин:
– Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на сегодняшнем мероприятии. Начинается весенняя пора, когда вы все больше времени будете проводить на улице и кататься на велосипедах. Сегодня мы хотим напомнить вам правила дорожного движения, тем болеепп что во время тематических бесед вы всегда хорошо и правильно отвечаете. Вам также представится возможность реализовать ваши знания на практике. Желаю всем хорошего дня, увлекательного мероприятия и самых безопасных дорог!
Главный специалист комитета по образованию Елена Михайлова также напомнила детям о том, что уже начинаются весенние каникулы, а скоро наступят и самые долгие в году – летние.
– Напоминайте родителям, как вас нужно правильно перевозить в машине, – попросила Елена Вячеславовна, – потому что безопасность на дорогах – это самое главное!
В спортивном зале организаторы развернули полноразмерный «Автогородок»: постелили «газоны» (с ромашками!) и «зебры» для перехода проезжей части, установили дорожные знаки, оранжевые ограничительные конусы и (это было самым замечательным!) настоящие работающие светофоры, как автомобильные, так и пешеходные. К слову, одним из вопросов викторины был такой: чем они отличаются друг от друга?
Кто, на чем, куда?
Перед тем как выпустить сгоравших от нетерпения ребят на трассу, мастер-тренер проекта «Юный велосипедист» Даурия Дворецкая провела с ними инструктаж:
– Ежегодно программа дорабатывается с учетом новых требований ПДД. Например, с 1 марта 2023 года электросамокаты, моноколеса и подобные устройства получили в Правилах дорожного движения четко зафиксированный статус СИМ. Напоминаем детям, что на проезжую часть им можно выезжать только по достижении возраста 14 лет и в соответствующей экипировке. Рассказываем все это, а затем закрепляем на практике.
Ребята прослушали важную информацию и правили свои знания и умения.
Как настроить велосипед? Отрегулировать высоту сиденья, проверить, закреплен ли руль, накачаны ли колеса, надежны ли тормоза, есть ли световозвращатели (катафоты).
Как экипировать велосипедиста? Непременно надеть шлем, в первую очередь защищающий затылок. На одежде должны быть световозвращающие элементы (пассивная защита). Можно надеть специальный яркий жилет.
Куда поворачивает велосипедист? Только направо, подавая сигнал вытянутой в сторону правой рукой. Налево – никогда! Потому что велосипедисту старше 14 лет разрешено передвигаться лишь по правому краю проезжей части. Сигнал остановки велосипедист подает, поднимая правую руку вверх. Так что управлять велосипедом одной рукой тоже нужно уметь.
Если все-таки требуется свернуть налево, используется пешеходный переход. Слезая с велосипеда, велосипедист становится пешеходом. По пешеходному переходу он обязан идти пешком, ведя транспортное средство «в поводу».
Увидел «зебру» – слезь!
Разделившись на две команды, дети по очереди проехали трассу на велосипедах и самокатах.
Тренер Даурия сама села на велосипед и подробно продемонстрировала, что нужно делать. Она помогала каждому надеть защитный шлем, у каждого спрашивала имя и умеет ли он кататься на велосипеде. Некоторые ребята предпочли самокат. А несколько человек, закончив проезд, изображали пешеходов, что тоже было очень полезно.
Велосипедист начинал движение, дождавшись зеленого сигнала автомобильного (трехцветного) светофора. Затем нужно было свернуть налево, воспользовавшись двумя перпендикулярно расположенными «зебрами». Отметим, что все пешеходные переходы были регулируемыми – на каждом был установлен пешеходный (двуцветный) светофор.
Далее следовало дважды повернуть направо, подав соответствующий сигнал правой рукой, и вернуться, объехав круг, почти к началу трассы. Проехать между конусами, остановиться у знака «стоп», вскинуть руку, подождать и завершить прокат, передав велосипед и шлем следующему участнику.
Пока первая команда разбирала транспорт и проезжала трассу, вторая участвовала в развивающих играх по ПДД на противоположной стороне зала. Одна из игр была очень подвижной. Водящий прятал за спиной три разноцветных мячика и по очереди показывал их команде. Если показан был желтый мяч, дети должны были прыгать на месте, если красный – замереть, а если зеленый, то двигаться вперед. Кто первым дотронется до водящего, тот занимает его место.
Также дети отгадывали ребусы и составляли словосочетания из разрозненных букв. После чего команды поменялись местами.
Нужно признать, что проехать трассу гладко удалось далеко не всем. В конце мероприятия были подведены итоги и разобраны ошибки. Каждый участник получил силиконовый браслет с символикой Всероссийского общества автомобилистов и надписью «Я соблюдаю ПДД».
А. Ульянова