«Имперский зал: Многонародная Россия»

В Кунсткамере – Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) – состоялось открытие новой постоянной экспозиции.

День провозглашения Петром I Российской Империи, а именно 2 ноября, ознаменовался в Кунсткамере открытием «Имперского зала» при поддержке ПАО «Газпром».

Новая постоянная экспозиция, приуроченная к празднованию 350-летия со дня рождения Петра Великого и Году культурного наследия народов России, состоит из двух тематических блоков: по одну сторону зала – «Открываемая Россия (парад народов)», по другую – «Императорские дары»: подарки российским монархам, в разное время переданные в Кунсткамеру.

Первый блок основан на исторических событиях XVIII века времен Анны Иоанновны. В 1740 году, в ознаменование десятилетия своего правления, императрица устроила в Санкт-Петербурге не только знаменитую Ледяную свадьбу, но и один из ключевых эпизодов рождения национальной идеи России как многонародной империи – карнавал 150 народов, в подготовке которого участвовали не только придворные, но и представители Академии наук и Кунсткамеры.

Нынешняя экспозиция Имперского зала МАЭ РАН воскрешает атмосферу «моды на народы» XVIII века. Она открывается группой «Сибирское камлание», представляющей народности Севера и Дальнего Востока. Здесь присутствуют тунгусский (эвенкийский) шаман, чукчанка с младенцем, ненцы (самоед и самоедка), бурятка и бурятский тайша (чиновник).

Далее следует группа финно-угорских народов «Напевы кантале»: коми-пермячка, черемиска (марийка), финская пара, саами (лопарь и лопарка). За ними – «Тюркское застолье», собравшее татарку, чувашку, башкира и казаха с казашкой. И, наконец, «Славянский хоровод»: белоруска, украинец, поморка, русский сибиряк, русская северянка и русская южанка.

Оригинальные костюмы, например, эффектное одеяние шамана, – из фондов музея. Есть совершенно уникальные экспонаты, такие как роскошный казахский женский головной убор, чувашское нагрудное украшение-оберег из монеток-чешуек XVI века (эпохи Ивана Грозного).

Большинство костюмов относится ко второй половине XIX века, но их дополняют и детали, привезенные научными сотрудниками Кунсткамеры из недавних экспедиций. Так, самоедский аркан для ловли оленей поступил в музейные фонды после экспедиции в Тазовскую тундру в 2018 году. А саамские курительная трубка, мужской пояс и женская сумка привезены из Ловозера в 2022 году.

Две отдельно стоящие витрины представляют собой «фарфоровый учебник этнографии» – в них выставлена белоснежная скульптурная серия «Народности России», выполненная к трехсотлетию дома Романовых по заказу последнего российского императора Николая II под научным кураторством тогдашнего директора музея – академика Василия Радлова.

Среди «Императорских даров» – ковер «Царю-освободителю» (подарок Александру II от благодарного болгарского народа); албанский мужской костюм, украшенный богатой золотой вышивкой (дар полковника царской армии Николая Озерецковского государю Николаю I).

Много дорогих этнических предметов привез из путешествия на Восток будущий император Николай II. Например, сиамскую саблю «краби», малайский кинжал «крис», ювелирные изделия бенаресских медников, японский меч «итомаки-тати» с клинком 1330-х годов работы знаменитого мастера Ундзё из провинции Бидзэн, украшенный фамильным гербом сёгунов дома Токугава и др.

Традиция «императорских даров» Кунсткамере продолжается и в XXI веке. Так, 9 июня 2011 года в рамках официального визита в РФ принцесса Таиланда Чулапхон Махидон посетила Кунсткамеру и преподнесла в дар музею традиционные тайские музыкальные инструменты.

Интерактивная часть экспозиции «Имперский зал: Многонародная Россия» позволяет посетителям совершить путешествие во времени и пространстве благодаря аудиовизуальным композициям на проекционных панелях. А с помощью специальных интерактивных панелей гости музея могут «примерить» костюм участника карнавала 1740 года.

На официальном открытии новой экспозиции выступили председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и член-корреспондент Российской академии наук, директор МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Андрей Головнев.

Выступая на прошедшей 16-17 ноября в Москве Всероссийской научно-практической конференции «Россия: единство и многообразие», приуроченной к 10-летию образования Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, в докладе «Коренные малочисленные народы России: проблемы и перспективы» в рамках тематической секции «Механизмы утверждения российской идентичности и гражданского согласия многонационального народа Российской Федерации» А. В. Головнев отметил:

«Кунсткамера – это учреждение, которое стояло у начала науки российской вообще, музейного дела в частности. Она выступала универсальным музеем, имперским музеем, глобальным музеем, поэтому сосредоточила в себе многое из того, что полезно для знания о России, ее месте в прошлом и настоящем. Мы реконструировали то самопознание, которое видно в материалах Кунсткамеры и которое имело место прямо там, в Кунсткамере, на берегу Невы, в Петербурге, в течение XVIII века. И наша экспозиция – это то, что было видно из окна Кунсткамеры в том самом XVIII веке.

Известно, что Российская Империя, раскатившись в XVII веке от океана до океана на восток, в XVIII веке принялась интересоваться собою и познавать себя в обратном направлении. Для того, чтобы осознать, что такое Россия, приходилось путешествовать до Камчатки и назад. С этого началась традиция экспедиций – длительных по пространству и по времени.

Отправлялись в эти поездки натуралисты, а возвращались народоведы, потому что, проехав по России, человек не мог не стать стихийным этнографом.

Так родилось описание России под пером Г. Ф. Миллера, И. Э. Фишера, С. П. Крашенинникова, обобщенно – в произведении И. Г. Георги. Все это – академики молодые, амбициозные, которые собирали в себе знание о Росии, а потом транслировали его в рисунке и описании. А потом получилась наука, которая первоначально называлась народоописанием, а затем, все утяжеляя себя в значениях, стала называться народознанием, народоведением, этнологией, антропологией. И случилось это на век раньше, чем зафиксировала себя международная мировая антропология в середине XIX века. Этнография – народоведение – рождалась из наблюдения России за собой и представляет Россию как страну народов».

Выглянуть из окна Кунсткамеры в XVIII век и почувствовать себя этнографом можно в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, д.3.

Время работы музея: вторник-воскресенье, с 10:00 до 18:00.

Подробная информация для посетителей: https://www.kunstkamera.ru/museum/visitors_info.

А. Ульянова

Фото А. Горенковой (предоставлено МАЭ РАН)

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях