Истинно русский в своем искусстве

30 октября в ивангородском Художественном музее прошла научно-практическая конференция в формате «круглого стола», посвященная 145-летию со дня рождения русского советского художника Ивана Яковлевича Билибина.

Творчество знаменитого художника примечательно своей особенной древнерусской, былинной тематикой. Очень многим оно знакомо с детства по многочисленным книжным иллюстрациям к изданиям сказок. Билибин увлекся русской стариной в самом начале творческого пути, уже в ранних иллюстрациях обнаружилось особое восприятие им русской старины и сказки, и его изначальная склонность к графике. Неизгладимое впечатление, по собственному признанию Ивана Яковлевича, произвела на него открытая в 1898 году в залах Академии художеств выставка В. М. Васнецова: «Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа». В 1902 году И. Я. Билибин участвовал в экспедиции по Вологодской и Архангельской губерниям с заданием от Русского музея, заключающемся в сборе материала для этнографической коллекции, что, в частности, и дало ему глубокое знание деталей национального русского костюма и особенностей старинного деревянного зодчества.

По воспоминаниям современников, М. В. Добужинского, А. Н. Бенуа: «Билибин во многом отличался от других. На фоне нашего петербургского «европеизма» он был… единственный «истинно русский» в своем искусстве, и среди общей разносторонности выделялся как «специалист», ограничивший себя только русскими темами». «Чего-чего только Билибин не знает и в области русского костюма, и в области русской стройки, и в смысле русских уборов и украшений! И этих знаний в нем столько, что он рассыпает их с почти чрезмерной щедростью. Если вообще в чем-либо можно упрекнуть Билибина, так это в том, что любовь к отечественной старине берет в нем иногда верх над чувством поэзии и обилие деталей заслоняет основную мысль». В своем эссе «Остатки искусства в русской деревне», опубликованном в 1904 г. в петербургском «Журнале для всех», Билибин отметил: «…такие.. культурные государства, как Италия, Германия, Франция и Англия, дорожат каждым камешком своего исторического прошлого, и это не мешает им идти вперед и неустанно прогрессировать… культура заключается не в том, чтобы откинуть все национальное».

Билибин не терпел неточностей в изображении архитектуры, костюма, утвари, но в то же время был способен из исторически достоверных подробностей создавать в многоцветных акварелях и черно-белых рисунках тушью волшебный мир. Использование художником приемов орнамента, лубка, а также японской ксилографии способствовало формированию графики модерна, стремившейся к слиянию изобразительного и декоративного начал – иллюстрации Билибина сами по себе, без учета изображенного сюжета, украшают страницы книг тщательно подобранными сочетаниями цветов. Талантливый художник был известен и за пределами России, его работы перепечатывались в зарубежных изданиях, неоднократно экспонировались на всевозможных выставках. В 1904 году, с работой над эскизами декораций для Пражского национального театра, Билибин оказался едва ли не первым русским художником, работавшим для зарубежной сцены. Благодаря оформлению театральных постановок, Билибин доказал, что его возможности не ограничены отечественной тематикой и получил признание как мастер театрального костюма различных времен и народов, исторически точного и сценически выразительного. Живя в эмиграции, в Париже, Билибин продолжал работать в области книжной графики, поддерживая любую инициативу, направленную на сохранение, изучение и популяризацию русской культуры.

Связь ивангородского художественного музея с именем знаменитого художника началась в 1980 году, с безвозмездной передачи музею пасынком Билибина М. Н. Потоцким семейной коллекции, насчитывающей более 100 художественных работ, графики, произведений декоративно-прикладного искусства авторства И. Я. Билибина и А. В. Щекатихиной-Потоцкой, а также включавшей акварели и картины художников Сомова, Добужинского, Коровина, Бенуа, Лансере. Первая конференция в художественном музее прошла пять лет назад и была посвящена 140-летия со дня рождения И. Я. Билибина.

Субботняя конференция, в соответствии с принятым решением, была второй и подводила итоги пятилетней работы искусствоведов, реставраторов, сотрудников музея направленной на сохранение и популяризацию творческого наследия замечательного художника. Докладчиками на мероприятии были заведующая музеем И. Н. Миронова, лектор-экскурсовод И. В. Арефьева, кандидат культурологии В. Л. Мельников, кандидат искусствоведения С. В. Ляшенко, независимый исследователь В. И. Богданов, художник-реставратор И. А. Смирнова. Программа круглого стола также включала награждение победителей конкурса детских работ, проведенное методистом музея Е. В. Мещеряковой, выступление вокального ансамбля ивангородской ДШИ «Синяя птица» руководимого Т. В. Гамаенко, знакомство с выставкой «Дарители – кто они?» и экскурсию по художественному музею.

 Также посетить Ивангородский музей можно будет с 3 на 4 ноября – музеи Ленинградской области готовятся к участию во всероссийской акции «Ночь искусств». Сотрудники музея подготовили интерактивную экскурсию «Иван Яковлевич Билибин. Жизнь и судьба». 3 ноября в 16.00 и в 17.00 гостей ждет рассказ о выдающемся русском художнике. Посетители смогут увидеть первые книги сказок, прославившие Билибина в начале двадцатого века, театральные костюмы, акварели, а также личные вещи художника и его жены, Александры Васильевны Щекатихиной- Потоцкой. Чтобы поучаствовать в «Ночи искусств» в Ивангородском музее, нужно будет записаться на экскурсию по телефону: 8 (81375) 5-17-92, либо оставить заявку по электронной почте ivmuseum@lenoblmus.ru. Напоминаем, что Ивангород находится в пограничной зоне. О том, как оформить необходимый для въезда в город пропуск, можно прочитать на официальном сайте музея.

Символично, что основная часть наследия И. Я. Билибина хранится именно в пограничном Ивангороде, на самом краю России, которую так любил художник. Граница с Евросоюзом становится также и границей между двумя культурами, западной и русской. В сравнении, «на контрасте», становится легче прочувствовать и понять национальное культурное своеобразие России.

А. Петров