Истоки нового социального проекта — в старинном ремесле и давних культурных традициях

Вопрос трудоустройства выпускников Лесобиржской школы — интерната — особенный. Те из них, кто в состоянии успешно социализироваться, находят работу самостоятельно. Остальные же после окончания школы часто остаются вместе с родителями, будучи предоставлены самим себе. Одним из путей решения непростой ситуации может оказаться новый совместный проект ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» и АНО «Центр социально-бытовой адаптации инвалидов, детей-сирот и людей в трудной жизненной ситуации «Ремесленные мастерские «Верес» Виктора Федосеева. Основной особенностью проекта «Ремесленные ряды в Ивангородской крепости» является создание рабочих мест для молодежи с ОВЗ, для которой требуются специальные условия труда.

 От подмастерьев – к гончарам

Проект заключается в создании студии для проведения мастер-классов по ремеслам (работе с глиной, деревом, стеклом и камнем), первыми участниками которых станут выпускники Лесобиржской школы-интерната в возрасте от 14 до 18 лет. В течение года им предстоит обучиться базовым навыкам работы, и к началу летнего сезона 2023 г. быть готовыми к тому, чтобы помогать мастеру в качестве подмастерьев при проведении для экскурсантов мастер-классов. «Ремесленные ряды» будут представлять собой специально оборудованное пространство – шатер с несколькими столами вместимостью 30 человек, где посетители Ивангородской крепости смогут ознакомиться с традиционными ремеслами.

  На начальном этапе реализации проекта для подопечных школы-интерната планируется создать восемь рабочих мест. Кроме этого, в задачи проекта входит создание дополнительной инфраструктуры в музейном комплексе для увеличения туристического потока. В дальнейшем запланирована возможность расширения аудитории участников обучения из числа молодежи с ОВЗ, которые смогут приобрести навыки ремесленной работы с глиной, социализироваться, а также познакомится с художественными традициями русской культуры.

 Планы на будущее – расширение, развитие, создание новых рабочих мест

О проекте — победителе конкурсного отбора 2022г. на предоставление грантов Губернатора Ленинградской области для СО НКОрассказывает один из инициаторов, В. Федосеев: «Несмотря на то, что при обучении в Лесобиржской школе-интернате дети с ОВЗ получают начальные трудовые навыки, устроиться после ее окончания на работу удается не всем. Дети очень разные, и для многих из них требуются особые условия, а создать такие рабочие места может позволить себе далеко не каждое предприятие. Планируем, что «Ремесленные ряды в Ивангородской крепости» в перспективе предоставят выпускникам школы-интерната возможность работать на постоянной основе. Важно, чтобы дети приходили в проект еще до окончания школы – непрерывность учебного процесса сделает его более эффективным, а участники проекта смогут начать работать непосредственно после выпускного.

  Наша организация молодая, и получение губернаторского гранта позволит преодолеть первую ступень, хочется на это надеяться, большого и долгого пути. В будущем мне представляется процесс, организованный с участием наставников, каждый из которых будет вести 5-6 детей с ОВЗ. Кроме площадки для проведения мастер-классов, планируем создать предприятие по выпуску ремесленных изделий, и число занятых на нем постоянных рабочих будет определяться потребностями производства. Произведенная продукция будет реализовываться через сеть торговых точек, это также даст возможность создать рабочие места для детей с ОФЗ».

Большие перспективы глазами специалиста

Насколько реальной выглядит реализация обширных планов с точки зрения специалиста, имеющего огромный опыт по работе детьми с ОВЗ, рассказывает директор ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» Инна Юрьевна Пименова: «Проект создан с целью дополнительной социализации инвалидов и детей с ОВЗ, и создание для них возможности трудоустройства. С Виктором Федосеевым мы сотрудничаем уже более пяти лет: интересен профиль его работы, гончарное дело, а также он умеет найти подход к нашим ученикам. Идея такого проекта родилась еще год назад, и при обсуждении финансирования Виктор стал инициатором участия в губернаторском грантовом конкурсе.

 Реализация проекта идет полным ходом, и уже с начала августа наши ученики, вместе с родителями и педагогами, посещают гончарную мастерскую, обучаясь новым навыкам и получая представление о ремесле. Всем им очень нравятся занятия, и на этом этапе мастерскую посетят не менее сорока человек, детей и взрослых. Участие в проекте, основанном на традиционном ремесле, поможет детям развить творческие и познавательные способности, социализироваться, а в перспективе и трудоустроиться, причем на постоянной основе.

  «Ремесленные мастерские» позволят нам расширить образовательную программу, ориентированную, в первую очередь, на те предприятия, куда наши выпускники смогли бы трудоустроиться после окончания школы. Закрылось тепличное хозяйство «Радуга» — и мы вынуждены были свернуть обучение детей растениеводству. Колледж технологии и сервиса открыл курсы штукатуров-маляров, и мы подготовили группу из одиннадцати человек, которые смогли пойти туда на обучение. Также наши ученики идут в колледж обучаться на поваров. Основная цель – обучение востребованным специальностям для будущего трудоустройства.

  Перспективы проекта видятся реальными. Самое главное, что видна заинтересованность детей в этой работе, им нравится заниматься гончарным ремеслом. Поддерживают проект и родители, и педагоги, а один из наших выпускников, Роман Щетнёв, уже работает подмастерьем у Виктора Федосеева около двух лет. Спектр работ, представленных в мастерской, разнообразен: это не только работа на гончарном круге, но и мозаика, и роспись, и производство изделий из дерева, пластика, а также других материалов. Фантазия у Виктора богатая, и найти себе занятие по душе могут все.

  Помимо обучения, Виктор Федосеев организовывает разные экскурсии, благодаря ему наши ученики смогли посетить гончарную мастерскую в Санкт-Петербурге, и исторические места – крепость Орешек.

 В течение учебного года 2021-2022, дети посещали мастерскую В. Федосеева, занимаясь практическими работами в рамках курса «Декоративно-прикладной труд», занятия проходили четыре раза в неделю по шесть часов. Результаты курса – положительные: у детей улучшилась мелкая моторика, координация движений, память, воображение, самостоятельность и речь. Все это дает основания рассчитывать на успех начатого в этом году проекта под названием «Ремесленные ряды в Ивангородской крепости».

А. Петров