История одного здания. Дом культуры

ДК - для отчета

Осенью 1938 года в Кингисеппе был торжественно открыт окружной Дом культуры. В прошлом году зданию на проспекте Карла Маркса исполнилось 80 лет…

Исполком поставил перед подрядчиками задачу: завербовать в районах округа 400 рабочих разных специальностей. Но желающих трудиться на кингисеппской стройке не нашлось

Но если копнуть глубже, то история кингисеппской культуры восходит к августу 1904 года, когда в Ямбурге, на Малой Петербургской (Театральной) улице открылся Народный дом. Строительство Народного дома велось Ямбургским уездным попечительством о народной трезвости. Общество трезвости старалось отвлечь народные массы от чрезмерного употребления алкоголя, приобщало к трезвому досугу.

В отличие от дореволюционного Ямбурга, в советском Кингисеппе была основана широкая сеть очагов культуры. К примеру, в здании полковой церкви при манеже появился гарнизонный клуб, в Доме эстонского сельскохозяйственного общества на Малой улице был устроен клуб имени Жукова, в бывшем доходном доме князя Оболенского на проспекте Карла Маркса открылся Дворец труда, а на площади Николаева вел активную деятельность клуб имени Карла Маркса. В предвоенном Кингисеппе успешно действовали эстонский клуб, партийный клуб, клуб окружкома, клуб завода имени Жукова и фабрики «Партизан». Но главным центром культурной жизни города стал бывший Народный дом. В начале 1920-х годов здесь была открыта театр-студия имени Луначарского, а затем учрежден окружной Дом культуры.

В 1933 году местные власти приняли решение построить в кратчайшие сроки новый Дворец культуры. На центральной улице города стали возводить помпезное здание в стиле сталинского ампира. Проект отличался особой претенциозностью. Фасады здания декорировала колоннада, а интерьеры должны были украсить лепниной, мрамором, хрусталем и бронзой. Вскоре внутреннюю отделку здания решено было упростить. В местной газете Дворец культуры все чаще стали называть Домом культуры. Стройка велась в тяжелые годы, когда население страны перебивалось, как говорится, с хлеба на квас.

К сентябрю 1935 года строительство Дома культуры было доведено почти до половины. Для скорейшего окончания работ окружной исполком поставил перед подрядчиками задачу: завербовать в районах округа 400 рабочих разных специальностей. Но желающих трудиться на кингисеппской стройке не нашлось. Тогда поиск рабочих стали вести в Ленинграде. С большим трудом на бирже труда удалось привлечь только 60 рабочих низких квалификаций. Строительство Дома культуры было признано исполкомом неудовлетворительным, а сроки выполнения работ – далекими от реальности.

«Эта стройка длилась годами. Подлая лапа лютых врагов народа, ну и т.д., и т.п.»

Больше двух лет брошенная стройка Дома культуры была символом кингисеппского долгостроя. За это время сменилось несколько председателей горсовета и начальников стройконторы. Каждый новый руководитель произносил горячие речи по поводу скорой сдачи объекта в эксплуатацию, но слова не сходились с делом. Очередной срок завершения работ был намечен на 1 января 1936 года – к Новому году, затем передвинут на 7 ноября 1937 года – к двадцатилетию Октябрьской социалистической революции, а позже перенесен на 26 июня 1938 года и приурочен ко дню выборов в Верховный Совет РСФСР.

В скорое открытие нового учреждения культуры верили не многие. В 1937 году часть недостроенного здания уже использовалась по другому назначению: в нескольких помещениях новостройки разместилось общежитие для рабочих. Лишь в середине 1938 года, к огромной радости кингисеппцев, все наружные работы в строящемся Доме культуры были завершены. Наступил второй этап строительных работ.

В новом Доме культуре предстояло выполнить отделку интерьеров, установить вентиляционное оборудование и электроосвещение. Но выполнить эти работы из-за плохого снабжения стройки дефицитными материалами было непросто. В предвоенные годы в Советском Союзе в дефиците были кровельное железо, белила, электропровода, выключатели, лампочки, моторные вентиляторы, сантехника, мебель… Местные организации пытались собственными силами восполнить прорехи сталинского «изобилия». К примеру, Ивановский лесозавод отпустил для Дома культуры низкосортные доски. Их пришлось остругивать вручную, так как во всем Кингисеппском округе не смогли найти электромотор для строгального станка…

Окончательный срок сдачи в эксплуатацию нового Дома культуры был приурочен к 21-й годовщине Октября. Объясняя читателям многолетний долгострой, местная газета «Колхозник» безапелляционно заявляла: «Эта стройка длилась годами. Лютые враги народа приложили и сюда свою подлую лапу. Они делали все, чтобы пустить на ветер народные средства»…

Два зала, кружки, библиотека и буфет…

Несмотря на изменение проекта в сторону упрощения, Дом культуры стал одним из лучших сооружений в Кингисеппском округе. При входе посетитель оказывался в большом вестибюле. С дух сторон от вестибюля располагались просторные фойе и гардеробы. Большой зрительный зал был рассчитан на 600 мест, а его сцена в несколько раз превосходила сцену старого театра. За кулисами находились комнаты для артистов, в задней части зала – большой балкон и кинобудка с тремя киноаппаратами. Несколько помещений в Доме культуры предназначались для партийного кабинета Кингисеппского райкома ВКП(б). Рядом был устроен малый лекционный зал на 100 мест.

В новом учреждении культуры действовали оборонный, драматический, хоровой, струнный и духовой кружки, существовали комнаты для любителей бильярда и шахмат. Во втором этаже открылась библиотека и была обустроена комната отдыха. К услугам посетителей открылся буфет-кафе. Горячие блюда и закуски подавались из кухни в столовую через окно в стене.

Для украшения интерьеров новостройки ленинградскими художниками были написаны картины: «А. А. Жданов среди детей», «С. М. Киров на охоте» и другие живописные произведения в стиле социалистического реализма. Чтобы создать в своих стенах уютную атмосферу, Дом культуры через объявления в местной газете покупал у населения зеркала-трюмо, комнатные пальмы и фикусы.

К кандидатуре руководителя нового учреждения культуры предъявлялись особые требования. Необходим был опытный, политически надежный человек, имеющий партийный билет. Первым директором Дома культуры стал Н. И. Александров, ранее занимавший должность инструктора окружкома ВКП(б).

В президиуме – Сталин, Молотов, Ворошилов, Жданов, Ежов, Каганович, Калинин, Микоян, Хрущев

Окружной Дом культуры открыл свои двери для посетителей 6 ноября 1938 года. В этот день в его стенах состоялось торжественное заседание партийного, советского и профсоюзного актива, посвященное 21-й годовщине Октябрьской социалистической революции.

Раздвинулся бархатный занавес, и зампредседателя  окружного исполкома тов. Белокурова объявила заседание открытым. Начались выборы в почетный президиум. После предложения выбрать в президиум товарища Сталина все присутствующие поднялись с мест и устроили бурную, продолжительную овацию. Аплодисменты не стихали, пока в президиум выдвигались и избирались соратники Сталина: Молотов, Ворошилов, Жданов, Ежов, Каганович, Калинин, Микоян, Хрущев, вожди германского и испанского народов Тельман и Хосе Диас. Затем был избран деловой президиум из 19 человек, в который вошли депутат Верховного совета РСФСР от Кингисеппского округа Григорий Харитонович Бумагин и члены Кингисеппского окружного комитета ВКП(б).

На торжественном заседании единодушно было принято обращение «к вождю, другу и учителю трудящихся товарищу Сталину». С большим докладом выступил заведующий отделом пропаганды и агитации Кингисеппского РК ВКП(б) товарищ Яковлев. После собрания силами художественной самодеятельности Выборгского дома культуры был дан концерт.

В ноябрьские праздники 1938 года в новом Доме культуры состоялись гастроли Ленинградского государственного драматического театра имени Обкома комсомола. Кингисеппцам были показаны драма С. Моэма «Всегда в пять» и спектакль по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». К открытию Дома культуры был приурочен районный кинофестиваль, на котором демонстрировались фильмы «Человек с ружьем», «Великое зарево», «11-е июля».

В ноябре-декабре 1938 года в стенах Дома культуры прошло много лекций на политические и антирелигиозные темы, устраивались коллективные чтения и обсуждения «Краткого курса истории ВКП(б)», состоялось собрание интеллигенции Кингисеппа, объединившее более четырехсот врачей, педагогов, специалистов сельского хозяйства, счетных работников.

Вспоминая о культурных событиях декабря 1938 года, необходимо отметить радостную встречу Нового 1939 года. Десять лет в Советском Союзе как «буржуазный пережиток и анахронизм» были запрещены новогодние елки. Специальные патрули из добровольцев-дружинников ходили по улицам Кингисеппа и заглядывали в окна граждан, проверяя исполнение правительственного указа.  В те годы не могло идти и речи об установке новогодней красавицы в советском учреждении культуры. Нет никаких сомнений, что елка в Доме культуры была воспринята жителями города с огромной радостью. Кингисеппцы, испытавшие на себе тяготы первых лет советской власти, научились искренне радоваться маленьким человеческим радостям. Между строк газеты «Колхозник» можно прочесть, что в Кингисеппе 1930-х годов маленьким счастьем считался кусок сахара в стакане чая, отрез дешевого ситца в магазине Леноблторга, наличие керосина в лавке или дров в Кингисеппском гортопе…

Культурная жизнь Кингисеппа закипела. Но газета сообщала, что хороших постановок самодеятельных коллективов города на сцене не бывает

В 1939 году в окружной Дом культуры ежедневно приходили более сотни человек. Более ста читателей посещали каждый день библиотеку. Никогда не пустовала комната шахматистов, бильярдная комната, был полностью укомплектован музыкальный кружок. 26 женщин занималось в кружке рукоделия, 48 человек – в драматическом кружке. В Доме культуры успешно работал кружок западноевропейских и хореографических танцев. Более тысячи человек посетили лекции на разные темы. К примеру, одна из типичных для того времени лекций имела тему: «Реакционная сущность праздника Пасхи». Она была прочитана накануне Светлого Христова Воскресения. На станицах местной газеты этот святой для каждого христианина день именовался «кулацко-поповским праздником»…

Нередко на сцене Дома культуры выступали ленинградские артисты, однако, по мнению газеты, их концерты часто не удовлетворяли запросов зрителей. Газета сообщала, что хороших постановок самодеятельных коллективов города на сцене не бывает. Более того, самодеятельные силы почти не были привлечены к работе в кружках Дома культура.

Не все благополучно, с точки зрения газеты «Колхозник», обстояло дело и с прокатом кинофильмов. Кингисеппцам были показаны фильмы: «Великий гражданин», «Ленин в 1918 году», «Выборгская сторона» и т.д. Во время киносеансов качество звука было на низком уровне. Зрители нервничали, напрягали зрение и слух.

Большой проблемой для города Кингисеппа и нового Дома культуры стало хулиганство – самое распространенное в Советском Союзе 1920-1930 годов уголовное преступление. Как отмечала упомянутая нами газета, хулиганы не щадили государственного имущества: разбивали лампочки, обрезали в здании электропровода, воровали оборудование, портили мебель. Штат Дома культуры насчитывал 28 человек, но его служащие не контролировали ситуацию и не могли противостоять нарастающей волне вандализма. Статья в газете «Колхозник» с критикой в адрес руководства учреждения культуры послужила поводом к назначению нового директора.

В 1940 году на должность директора Дома культуры был назначен Владимир Николаевич Лаврентьев. В годы Великой Отечественной войны Лаврентьев вместе с коллегой по клубной работе А. Н. Еремичевым воевали в партизанском отряде Полякова, входившем в состав 12-й Приморской партизанской бригады. Они погибли, защищая Родину. Память о героях до недавнего времени хранила мемориальная доска, установленная в фойе Дома культуры в 1979 году по инициативе краеведа Д. И. Смольского. Во время капитального ремонта здания памятная доска была демонтирована. Уже несколько лет краеведы безуспешно добиваются возвращения мемориальной доски на прежнее место…

Знаменитые артисты, ученые, писатели на сцене ДК

Кингисеппский Дом культуры в предвоенные годы принимал в своих стенах многих деятелей науки и культуры. Расскажем вкратце о наиболее ярких событиях, произошедших на его сцене в этот период времени.

В ноябре 1940 года в Доме культуры состоялась встреча горожан с А. С. Новиковым-Прибоем. Писатель-орденоносец выступил с чтением своих произведений. Были прочитаны новые главы из романа «Цусима», отрывок  из романа «Капитан 1-го ранга», новелла «Как я стал писателем».

В январе 1941 года в Кингисепп прибыл Герой СССР, гидрограф ледокола «Седов» В. Х. Буйницкий. Он прочел лекции и ответил на многочисленные вопросы о жизни и работе экипажа «Седов» во время его дрейфа в полярном бассейне. По сообщению газеты, колхозники и трудящиеся города тепло приветствовали тов. Буйницкого.

В мае 1941 года в Доме культуры прошел творческий вечер артистов Н. К. Черкасова и Я. О. Малютина, на котором присутствовало около 700 человек. Зрителям были показаны кадры из кинофильмов «Петр Первый», «Александр Невский», «Депутат Балтики», «Дети капитана Гранта» с участием Черкасова. Малютиным были показаны сцены из комедии Гольдони «Лгун».

1 июня 1941 года состоялся литературно-творческий вечер с писательницей А. Г. Голубевой, автором популярной в то время книги «Мальчик из Уржума», повествующей о детстве и юности С. М. Кирова.

В годы оккупации Кингисеппа в здании ДК находился лазарет для раненых гитлеровцев

22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война, изменившая историческую судьбу мира. Вместе с миром изменилась судьба нашей страны, судьба нашего города и судьба городского Дома культуры.

В годы оккупации Кингисеппа в здании ДК находился лазарет для раненых гитлеровцев. Умерших в лазарете немцев хоронили прямо на газоне около здания Дома культуры. На старой трофейной фотографии можно рассмотреть большой крест, установленный в центре этого кладбища и намогильные кресты немецких оккупантов, увенчанные касками. По воспоминаниям старейшего жителя нашего города Д. А. Тюшкиной, в 1943-1944 годах в разрушенном Доме культуры была устроена гитлеровская конюшня.

Во время освобождения Кингисеппа 1 февраля 1944 года здание на проспекте Карла Маркса получило серьезные повреждения. Послевоенная культурная жизнь началась в нашем городе вновь под крышей Народного дома (ныне Дома творчества юных на улице Театральной). Дом культуры возобновил здесь свою работу уже в марте 1944 года и находился в этих стенах двадцать послевоенных лет…

Вторая жизнь Дома культуры

Восстановительные работы в разрушенном здании на пр. Карла Маркса развернулись в январе 1960 года, через 16 лет после освобождения Кингисеппа. Даже находясь в руинах, Дом культуры продолжал служить людям. Протоколы Кингисеппского исполкома сообщают, что до 1958 года в разрушенном здании Дома культуры проживал житель нашего города гражданин Сапожников.

После принятия горисполкомом решения о начале восстановительных работ началась расчистка здания от строительного мусора. К этой работе были привлечены сотни горожан, добровольно выходивших на субботники и воскресники. А вечерами, в награду за их бескорыстный труд, организаторы работ устраивали танцы…

Как отмечают архивные документы, в 1962 году восстановительные работы были приостановлены, а в 1963 году возобновлены.  В эти годы (с 1961 по 1971 год) директором Дома культуры была назначена художественный руководитель Народного театра Антонина Васильевна Струпович. Восстановление Дома культуры во многом пребывало на ее плечах, она же торжественно открывала возрожденное из руин здание 26 июня 1965 года.

«Это наш дом». Кингисеппский Дом культуры неоднократно удостаивался звания лучшего учреждения культуры в Ленинградской области

Теперь восстановленный районный Дом культуры располагал зрительным залом на 528 мест, просторным фойе и гардеробом. Для юных кингисеппцев на первом этаже был отведен балетный зал, рядом – комнаты для занятий драматического, хорового и музыкального кружков, шесть артистических комнат. На втором этаже здания был спроектирован лекционный зал на 130 мест, помещение для библиотеки, читальный и танцевальный залы, два книгохранилища, комнаты кружковых работ. Дом культуры мог принять одновременно 1.200 человек.

Районный Дом культуры неоднократно удостаивался звания лучшего учреждения культуры в Ленинградской области. Столичный журнал «Культурно-просветительская работа» (орган Министерства культуры РСФСР) в № 3 за 1968 год посвятил районному Дому культуры обстоятельную статью с фотографиями. В журнальном материале живо рисуется атмосфера, созданная в кингисеппском культурном центре: «Два этажа Дома культуры в избытке заполнены деятельными, сосредоточенными людьми. Они идут по широкому коридору, взбегают по лестнице, оживленно обсуждают что-то на ходу. Коридоры, будто резервуары, в которые стекаются все звуки всех комнат и образуют один общий негромкий фон. Иногда вдруг выделится нежная скрипка, строгий голос человека: «…И-раз-и…» или стройный хор мужских голосов». В 1960-1970-е годы Дом культуры осуществлял большую методическую помощь сельским клубам. С искренним уважением статья сообщала о директоре Антонине Струпович, о методистах Наталье Янковской и Римме Варфоломеевой, о заведующем автоклубом и хоровике Михаиле Лемещенко, о шофере автоклуба и баянисте Иване Цыбакове, о руководителе ансамбля Борисе Попове, о художнике Алексее Аристове и руководителе изостудии Эдуарде Иванове… Много теплых слов в статье адресовано местному драматическому коллективу. Он был основан в послевоенные годы Антониной Струпович, а в 1960-1970-х годах выступал под руководством режиссера Павла Высоцкого. Поклонники Мельпомены выходили на сцену Дома культура целыми семейными династиями: Пикалевы-первые, Пикалевы-вторые, Бариновы, Лемещенко… Актерский стаж многих участников коллектива составлял более 20 лет. В завершении статьи о полезной деятельности районного Дома культуры говорилось: «Жители города, сел района, заведующие клубами и библиотеками могут сказать про большое ярко освещенное по вечерам здание: «Это наш дом».

Культурно-просветительское учреждение

С 1971 по 1991 годы районный Дом культуры возглавляла Нина Федоровна Рябова, заслуженный работник культуры, кавалер ордена Дружбы народов, почетный гражданин города Кингисеппа.

Нина Федоровна уже много лет на пенсии, но до сих пор активно участвует в общественной жизни нашего города.  Несколько лет назад автор этих строк обратился к многолетнему директору РДК с просьбой рассказать о работе Дома культуры в период ее руководства. Вскоре появилась подробная рукописная работа Н. Ф. Рябовой, выдержки из которой мы предлагаем вниманию наших читателей.

– Вся работа кингисеппской культуры в те годы осуществлялась под руководством горкома Коммунистической партии и Ленинградского управления культуры, – вспоминает Н. Ф. Рябова. – Дом культуры являлся, в первую очередь, культурно-просветительским учреждением, а во вторую – досуговым. Особенностью культурной жизни города было открытие в 1970 году Дома культуры химиков. В новое учреждение культуры ушли многие участники коллективов художественной самодеятельности. Основными участниками наших коллективов стали условно осужденные и условно освобожденные граждане, строившие «Фосфорит».

– В середине 1970-х годов город вырос, – продолжает воспоминать Нина Федоровна, – и в городскую самодеятельность вновь стали приходить местные жители. В это время звание «Народный коллектив» получил духовой оркестр Дома культуры (худрук Евгений Пурвян), мужской вокальный ансамбль «Оптимисты» (руководитель Георгий Комиссаров, заслуженный работник культуры), Народный ансамбль песни и танца (руководитель Эдуард Колганов, заслуженный работник культуры).

В Доме культуры действовало несколько танцевальных коллективов. Танцевальной группой долгие годы руководила Марина Чурило, параллельно работал другой танцевальный коллектив под руководством Риммы Варфоломеевой.

На танцевальных вечерах успешно выступали модные тогда вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Ими руководили замечательные музыканты Михаил Иванов, Геннадий Сибилев, Николай Литвинов. В Доме культуры был организован и женский ВИА под управлением Ирины Голошубиной-Федуловой.

В конце 1970 — начале 1980-х годов в наших стенах возникли и женские вокальные ансамбли. Одним из них  руководила Марина Иосифовна Бельчикова, а другим – Татьяна Григорьевна Михайлова, прежде служившая певицей Кировского (Мариинского) театра. Вокальный ансамбль «Бельканто» под руководством Т. Г. Михайловой существует в Доме культуры и в наши дни.

Нельзя не вспомнить замечательного труженика-музыканта Ивана Цыбакова, который еще в старом Доме культуры на Театральной улице основал ансамбль баянистов, а затем руководил им долгие годы. Он также создал инструментальный ансамбль, с которым аккомпанировал многим солистам Дома культуры.

В 1970-1980-е годы работники Дома культура давали большое количество концертов на полях района во время сельскохозяйственных компаний – посевных и уборочных. С этой целью была создана небольшая мобильная молодежная бригада под руководством Валентины Лаумец и аккомпаниатора Э. Колганова.

Десять лет (с 1980 по 1990 годы) режиссером Народного театра был выпускник ГИТИСА Анатолий Александрович Тихомиров, заслуженный работник культуры России. Балетной студией с 1982 года стала руководить профессиональная балерина Сания Аминовна Максютова, заслуженный работник культуры России.

Из детских коллективов наиболее многочисленной была детская балетная студия под руководством Лии Меренковой, в ней занималось до 100 человек. Студия была на самоокупаемости, ставила самодеятельные балетные спектакли: «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Белоснежка и семь гномов» и другие.

Дом культуры оказывал большую методическую помощь сельским клубам Кингисеппского района. В его стенах долгое время действовало общество «Знание», осуществлявшее лекционную работу в нашем районе. Здесь всегда работал Народный университет с четырьмя факультетами: культуры и искусства, юридических знаний, международных отношений и здоровья. На базе ДК существовали любительские объединения: филателистов, любителей театра, художников, цветоводов и так далее, а также клубы по интересам.

Дом культуры был организатором и участником всех общегородских мероприятий. Все эти годы здесь показывали кинофильмы и устраивали популярные танцевальные вечера, на основе которых позже появились дискотеки.

Известные артисты в ГДК

Как отмечает Н. Ф. Рябова, 1970-1980-е годы по всей стране ощущался зримый подъем духовной культуры. В наш Дом культуры приезжали певцы Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Сергей Захаров, Таисия Калинченко, Людмила Сенчина, исполнительница русских романсов Галина Карева, юмористы, артисты БДТ, театра им. Пушкина. Через Ленконцерт в Кингисеппе побывали Валентина Толкунова, Мариес Лиепа, Бедрос Киркоров. В ГДК выступали цыганские группы, приезжал большой коллектив из Кении, давал свои премьеры Театр на Литейном.

В те годы по всему Советскому Союзу была развернута большая шефская работа. Над Кингисеппским районом шефствовал Кировский район Ленинграда, а над нашим Домом культуры – Дворец культуры им. Горького. Шефы помогали организовывать многие районные мероприятия. В 1984 году впервые был организован праздник города, посвященный 600-летию Яма-Ямбурга-Кингисеппа. Над Народным театром Дома дультуры шефствовал Государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина. Частыми гостями городского Дома культуры были Игорь Горбачев, Арсений Сагальчик и другие ведущие режиссеры театра.

Три копейки с рубля

Существует устойчивое мнение, что во времена «развитого социализма» на советскую культуру тратилось три копейки с рубля. Мы не будем утверждать верность приведенных цифр, но отметим, что в нашей стране культура во все времена жила очень скромно. Может поэтому эта сфера деятельности всегда объединяла людей творческих, настоящих бессеребреников.

По воспоминаниям Нины Федоровны, даже в советское время содержать Дом культуры в достойном состоянии было очень тяжело. До 1975 года при Доме культуры была собственная кочегарка, дымившая своей трубой на весь проспект. И лишь благодаря волевому решению первого секретаря горкома партии В. М. Мазурова Дом культуры был подключен к центральной отопительной системе. С большим уважением и признательностью вспоминает Н. Ф. Рябова секретаря горкома партии З. И. Мазову, председателя исполкома О. А. Михайлова. Эти люди из местной власти оказывали Дому культуры постоянную помощь, помогли многим работникам культуры с жильем. Благодаря им в здании ДК были проведены несколько косметических ремонтов, заменены канализационная и отопительная система.

Наверное, в более сложном положении оказался следующий директор Дома культуры А. А. Тихомиров, руководивший им с 1991 по 2015 годы

Ведь на первые годы его директорства выпали самые сложные годы в жизни страны и, соответственно, нашего города. В бытность директором Анатолия Александровича Дом культуры дождался капитального ремонта, на который было израсходовано более 75 миллионов рублей.

Историческое здание Дома культуры отмечает юбилейную дату, находясь в прекрасном состоянии. Пожелаем, чтобы в его окнах всегда горел свет, и чтобы в этих гостеприимных стенах всегда было многолюдно!

От автора. Эта статья – дань глубокого уважения к людям, чья жизнь была и ныне связана с окружным, районным, городским Домом культуры города Кингисеппа. Сердечно благодарю Н. Ф. Рябову за помощь в создании этого материала.

А. Белобородов