

Заслуженные награды вручили педагогам в Кингисеппе ко Дню учителя. Звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» присвоено директору Центра информационных технологий (ЦИТ) Галине Анатольевне Пинчук.
«Восточный берег» попросил руководителя ЦИТ о встрече и интервью.
– Галина Анатольевна, какие чувства вызвало у Вас получение этого, безусловно заслуженного, звания?
– По сути в этом знаке – итог той части моей жизни, которую я уже провела в профессии. Это огромное количество детей и родителей, с их заботами, тревогами и радостями. Это поддержка, понимание и терпение, а также прямое соучастие в работе членов моей семьи. Я бы даже сказала, что это наша общая семейная награда. И я благодарю моих близких за то, что они поддержали мою карьеру.
– Расскажите, пожалуйста, об основных этапах Вашей карьеры.
– Центром информационных технологий я руковожу с 2012 года. А начинала учителем физики и математики в Пустомержской школе, затем в Кингисеппской второй школе, а с основания Кингисеппской гимназии работала там сначала учителем, затем завучем. Увлекли информационные технологии. Можно сказать, что период нашей работы в образовании как раз пришелся на их развитие. Директором в ЦИТ я, кстати, пришла на День учителя. И награду, как видите, получила тоже к этой дате. Видимо, она для меня счастливая.
– Вы целенаправленно шли к этой награде?
– Награда не может быть целью, это, скорее, признание. Признание того, чему ты научился у своих учителей и коллег, воплотил в жизнь прогрессивные идеи. И я за это благодарна. Мне нравится работать: сталкиваешься с непокорной задачей, затем осваиваешь ее, передаешь в жизнь, а в то же время голова переполнена заманчивыми идеями. Нахождение в постоянном интеллектуальном и эмоциональном движении позволяет получать результаты, которые, видимо, и привели к признанию.
– Какова с Вашей точки зрения главная отличительная черта педагога?
– Мы – вечные ученики. Мы учились много лет, учимся в настоящее время друг у друга, и будем продолжать учиться дальше. И за это огромная благодарность учителям, которые были в моей жизни, есть сейчас, и которые будут.
– Что важнее для Вас, как для руководителя Центра информационных технологий – достижения или перспективы?
– Постоянно находясь в рабочем режиме, я равно ощущаю важным и то, что сделано, и то, что предстоит сделать.
– С чего начиналась Ваша работа?
– С воплощения интересных практических идей. Например, подключали вместе телевизор с ПК и получали прототип интерактивной системы. Сейчас выглядит наивно, а на рубеже двух тысячелетий было «круто».
То, что сегодня называется «цифровыми технологиями», в образовании начиналось с введения нового школьного предмета «информатика». 23 октября в Ленинградской области пройдет I Съезд учителей информатики, посвященный 40-летию предмета. Кстати, ЦИТы были созданы именно в Ленинградской области с главной миссией помочь педагогам освоить информационные технологии.
Многие считают меня учителем информатики, но этот предмет я никогда не преподавала. Просто физикам всегда интересно, как все устроено, и мы начинаем изучать и пробовать любые новации. Первоначально мы занимались самообразованием в данной сфере, ощущая себя первопроходцами.
Тогда еще не было ни специальных курсов, ни профессиональных преподавателей. Мы просто брались за появлявшиеся новые технологии – и изучали их. Сами писали программы, например, для проведения лабораторных работ по физике. В целом, процесс был очень увлекательным!
– Изменилось ли Ваше отношение к этому процессу?
– Скажем так: сейчас мы воспринимаем его философски, поскольку лучше понимаем и те подводные камни, которые сопровождают цифровой процесс, и те бонусы, которые мы получаем при использовании цифровых ресурсов. Положительного очень много. Но и риски велики. Поэтому наша цель состоит не только и не столько в том, чтобы научить людей пользоваться цифровыми технологиями, сколько в том, чтобы научить их безопасности в нем. Вопрос безопасности сейчас вообще главенствует в сфере применения технологий.
– Как это реализуется в системе образования?
– К применению технологий на сегодня люди уже в основном готовы, по крайней мере, в системе образования. Учителя привыкли учиться, поэтому, когда мы начинаем внедрять какой-либо новый ресурс, образование организуется быстрее многих прочих сфер. Однако даже среди педагогов присутствует некая «цифровая наивность», способная сыграть с пользователем злую шутку. Сопротивляться этому мы обучаем не только школьников, но и учителей. Каждое нововведение сейчас сопровождается вопросами безопасности.
– Насколько сильно, по Вашему мнению, отражается на школьном обучении раннее знакомство детей с так называемыми «гаджетами»?
– Если ребенок получает в руки мамин телефон ради того, чтобы он оставил маму в покое, то это отразится не только на школе, а и на всей его дальнейшей жизни. Не стоит заменять общение с ребенком технологиями. Технологии надо осваивать разумно и вместе. В обучении и воспитании всегда три участника – ученик, учитель и родитель.
– Недавно в краеведческом музее прошла выставка атрибутов советского детства. Дети-экскурсанты не знали, как пользоваться дисковым телефоном. Это не страшно?
– Им это не нужно в жизни, поэтому, конечно, они этого не знают. Это не страшно. Страшно, если они не могут догадаться, как это использовать. Изобретательность в детях тоже нужно воспитывать: когда ты видишь что-то неизвестное, ты должен включить логику и постараться решить задачу. Ну, или прочитать инструкцию, если она есть.
– В ЦИТ ведь тоже есть музей, посвященный информационным технологиям. Он пополняется?
– Недавно у нас появился телефон, используемый либо на кораблях, либо в шахтах. Вистинская школа передала нам компьютеры, с которых начинался учебный процесс изучения информатики. Люди продолжают нести нам интересные штучки.
– Тем не менее, ЦИТ живет не только прошлым. Вы первыми в районе начали заниматься самой актуальной темой – беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Как развивается это направление?
– Да, мы первые и пока единственные в Кингисеппском районе, кто обучает школьников навыкам операторов БПЛА. Набираем не более двух групп порядка 13-16 человек, это сопряжено с имеющимися ресурсами. В этом году состав групп обновился, и нам еще предстоит подобрать подходящие выездные соревнования.
В апреле на базе ЦИТ проходил личный зачет военно-патриотической игры «Зарница 2.0». Участники проходили трассы на симуляторе полетов. Среди ребят, проходивших у нас подготовку, есть те, кто занял призовые места не только на муниципальном, но и на региональном уровне. Эту работу мы намерены продолжать, несмотря на трудности, связанные с тем, что невозможно заранее определить, кто поедет на региональный этап, а успех оператора БПЛА зависит от количества учебных часов полетов. (*материал «ВБ» о «Зарнице 2.0» доступен здесь).
– Как еще связана деятельность ЦИТ с темой Года защитника Отечества в России и Года Команды Победы в Ленинградской области?
– У нас работает 100 с лишним групп, и в каждом кружке идут занятия, на которых что-то обязательно делается в данном направлении. К ключевым датам дети, занимающиеся компьютерной графикой, создают поздравительные открытки либо рисунки, посвященные военной теме. К празднованию Великой Победы мы делали огромный блок. Все детские работы собираются в виртуальные альбомы и располагаются на официальном сайте ЦИТ и на госпабликах в социальной сети «ВКонтакте».
Мы пишем с ребятами письма солдатам и передаем их волонтерскому сообществу «Своих не бросаем. Кингисепп». Стараемся помогать военнослужащим, но я считаю, что благотворительность любит тишину.
– Вашими усилиями в Кингисеппском районе не так давно был открыт Муниципальный олимпиадный центр (МОЦ). Есть ли новости с этой стороны?
– В каждой школе открылся свой олимпиадный центр, а в районе второй год работает МОЦ, который, действительно, создавался на базе ЦИТ по инициативе комитета по образованию. Муниципальный центр координирует всю работу по подготовке и проведению муниципального этапа и ищет способы подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) и других олимпиад.
В этом отношении чрезвычайно удачным оказалось сотрудничество ЦИТ с благотворительным фондом «Достойным – лучшее». Мы заключаем с ними договора по проведению интенсивов преподавателями нашего района и по участию наших олимпиадников в онлайн-обучении в центре «Коалиция», привлекающем педагогов во всей России.
В этом году при поддержке фонда у нас родилась идея издать сборник лучших олимпиадных работ (о презентации сборника в данном номере «ВБ» есть отдельная статья. – Прим. ред.).
– Вы – физик. Это мы выяснили. А как дела с лирикой? Какое у Вас любимое литературное произведение?
– Был период, когда я любила читать фантастику. Фантастическая литература удивительна тем, что многое, описанное в ней, в дальнейшем воплощается в реальной жизни. Некоторые вещи, придуманные Жюлем Верном или Константином Циолковским, уже даже ушли в историю.
С течением времени мне стало казаться, что идеи, появляющиеся в жизни, опережают произведения в жанре фантастики, и она выглядит как-то наивно что ли, она уже не так впечатляет, как та фантастика, которую мы читали в отсутствие современных технологий. Я переключилась на историческую литературу. Особенно меня интересует та, в которой описывается развитие России.
Из художественной литературы моя любимая книга – «Мастер и Маргарита». У каждого человека формируется собственное представление о том, что заложено в это произведение, какими он видит персонажей и так далее. Существует множество экранизаций, но в роли Воланда я предпочитаю видеть умудренного жизнью Олега Басилашвили.
– Что Вам все-таки больше нравится – учить или учиться?
– Жить и сотрудничать вместе, разными поколениями.
– Каковы Ваши ближайшие цели?
– Где-то прочитала, что жизненная цель не должна быть достижима. Она должна позволять близко к ней подобраться. Но если ты достиг цели, не предусмотрев ее следующего этапа, у тебя может пропасть интерес к жизни. Достижимы конкретные цели. Они реализуемы. А главная цель фантастична. Я хочу знать, что будет дальше, каким будет мир спустя 30-40 лет – и я хочу в нем быть!
А. Ульянова
Фото Е. Багина
![]()