Ям-Ямбург-Кингисепп. Экономическое становление города: из прошлого в будущее.
Летом 1384 года на правом берегу реки Луги, на пересечении водного торгового пути по Луге к Новгороду и сухопутного пути из Руси в Европу, новгородцами были построены крепость и город Ям. Расположение крепости позволяло решать, как минимум три важнейшие для Новгородской республики задачи. Во-первых, контроль над дорогами в Новгород и Нарву. Во-вторых, преграда для проникновения в земли Новгорода по реке Луге с моря. В-третьих, контроль морского побережья Лужской губы и Нарвского залива. Не менее важной считалась задача обеспечить торговые интересы Новгородской республики, сделать максимально безопасным движение купцов на пути в Европу и обратно. Вплоть до конца ХVII века крепость Ям была форпостом России на западной границе, потеряв этот статус только после Северной войны, когда границы государства отодвинулись далеко на запад.
В 1703 году город был переименован Петром Великим в Ямбург. Была предпринята попытка превратить Ямбург в промышленный пригород, обслуживающий новую столицу – Санкт-Петербург. Начали работать ткацкие и суконные фабрики. В 1714 году около Ямбурга был размещен стекольный завод. Здесь развернулось зеркальное и посудное производство и было это в районе территории теперешнего Октябрьского леспромхоза и у деревни Жабино, где разместилось производство листового оконного стекла.
Район строительства был выбран удачно. Лужские пески и сейчас славятся у стекольщиков как одни из лучших в Ленинградской области. В 1717 году вышел указ Петра I: «Стеклянные заводы, которые в Ямбургском уезде в деревне Жабино, отдать на откуп охочим русским и иноземцам».
В 20-х годах VXIII века Ямбургский посудный завод принадлежал ближайшему и любимейшему соратнику Петра в военных и гражданских делах князю А.П. Меньшикову. Богатый владелец не жалел средств на расширение и усовершенствование своего предприятия. Через несколько лет ямбургские заводы опередили как по технике производства, так и по ассортименту продукции – московскую группу стеклянных заводов. Наряду с художественными изделиями уже освоенными в предыдущие столетия, – всякого рода декоративными сосудами и другими предметами из бесцветного стекла или окрашенного стекла и хрусталя, а также выдувными или литыми зеркалами весьма больших размеров в художественных, резных хрустальных рамах – исполнялись еще и по отдельным заказам сложные технические изделия, например, химико-лабораторная посуда, приборы и сосуды для аптекарских надобностей, оптические линзы из стекла повышенного качества и прочности, песочные часы для кораблей, кальяны для экспорта на Восток. Особо следует отметить изготовление стеклянных колоколов разной величины и различной тональности для музыкального фонтана, на которых проигрывались различные мелодии. Этот фонтан-курант был сооружен в Петергофе в 1724 году. Изготовление посуды для того периода производилось в значительных количествах. В 1730 году в Петербург с ямбургских заводов было прислано более трех тысяч предметов различной посуды. Через несколько лет Ямбургский завод, славившийся производством художественной стеклянной посуды и зеркал, был переведен в Петербург.
В эпоху правления Екатерины II в Ямбурге были построены деревянные здания фабрик по выделке сукна, шелка, батиста, однако в скором времени эти постройки были уничтожены пожаром и дело остановилось. Был возведен гостиный двор с 44 магазинами и крытой галереей.
При императоре Николае I Ямбург вновь становится городом военных. В 1835 году гостиный двор был перестроен под казармы Гренадерского полка. До конца XIX века военные составляли половину населения уезда. По переписи 1897 года в Ямбурге жило четыре тысячи человек, две тысячи из них были солдатами и офицерами Царицынского пехотного полка.
Февральская революция не очень сильно отразилась на жизни Ямбургского уезда. Город по-прежнему жил тихой, размеренной жизнью, являясь транзитной территорией на пути в Европу. Первые ощутимые изменения начались во время Первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 года и последовавшей Гражданской войной. Из состава уезда вышла Нарва, в состав которой в то время входил Ивангород. По заключенному Советской Россией и Германией Брестскому миру новая государственная граница между двумя странами стала проходить по территориям между Ямбургом и Нарвой. В результате, как и сотни лет назад, Ямбургский уезд вновь стал пограничным. В мае 1922 года Ямбург был переименован в Кингисепп, в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа. Границы переименованного Кингисеппского района несколько раз менялись. В Великую Отечественную войну город был практически уничтожен. После окончания войны и восстановления народного хозяйства, город зажил прежней, провинциальной жизнью. Промышленности в районе было не много, в основном преобладали совхозы и колхозы, главным назначением которых была поставка продуктов питания в Ленинград. Кингисепп сильно напоминал прежний Ямбург, в конце 1950-х годов в нем проживало около 8,5 тысяч человек, в казармах Царицынского полка по-прежнему располагались военные. Подавляющее большинство домов в городе были деревянными, без водопровода и канализации, а жители вели полусельский образ жизни. Однако в начале 1960-х старый город с традиционным укладом доживал последние дни.
В 1958 году в стране была принята программа ускоренного развития химической промышленности, что означало создание новых крупных предприятий. Местом одного из них стало Кингисеппское месторождение фосфоритов, основные залежи которых были обнаружены между Ямбургом и Нарвой еще до революции. В 1950-1952 годах были проведены детальные геолого-разведывательные работы. Они подтвердили наличие залежей фосфоритовых песков и песчаников. Решение о строительстве под Кингисеппом фосфоритного рудника было принято практически сразу. Однако до его реализации понадобилось почти восемь лет. Только в марте 1961-го в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР было утверждено проектное задание на строительство Кингисеппского рудника и комбината мощностью 505 тысяч тонн фосфоритной муки в год. Первый камень в основание комбината заложили в апреле 1961 года, а первая партия фосфоритной муки была получена досрочно – в декабре 1963-го. С этого времени и начал свою работу горно-обогатительный комбинат «Фосфорит».
Так как ни в городе, ни в районе достаточного количества рабочих рук для строительства и обслуживания большого предприятия не хватало, стройку «Фосфорита» объявили ударной и комсомольско-молодежной. Тысячи молодых людей со всех концов страны устремились в Кингисепп. В город стали переводить целые предприятия, например, Строительный трест № 31 из города Сланцы. Коллектив треста, включая подрядные организации принял самое активное участие в строительстве «Фосфорита» и новых районов Кингисеппа.
Кингисепп быстро рос и строился. К 1970 году его население увеличилось в два раза и составило 17 тысяч человек. Через 5 лет в городе было уже более 27 тысяч человек, а к концу 1980-х в Кингисеппе проживало свыше 50 тысяч человек. Семь тысяч из них работали на комбинате «Фосфорит», ставшим градообразующим предприятием Кингисеппа.
Бурное строительство современного Кингисеппа шло неразрывно с таким же бурным строительством самого «Фосфорита», который превратился из комбината в производственное объединение. Были построены и пущены в эксплуатацию 2-я и 3-я очереди экстракционной фосфорной кислоты и аммофоса, цех кормовых обесфторенных фосфатов, польская схема производства серной кислоты, цех реактивной серной кислоты, три из шести карьеров рудника, 3-я очередь обогатительной фабрики, котельная, 10-этажное здание административного корпуса.
С вводом и досрочным освоением проектных мощностей горно-химический комбинат «Фосфорит» стал одним из крупнейших предприятий по выпуску минеральных удобрений на Северо-Западе СССР. 90 процентов его продукции шло в сельское хозяйство страны, а 10 процентов отправлялось за рубеж. Объем производства в те годы вырос более чем в три раза, поставки минеральных удобрений сельскому хозяйству – почти в два с половиной. Во столько же выросла производительность труда. Одновременно с развитием мощностей развивалась социальная сфера предприятия и города. «Фосфорит» выступал единым заказчиком строительства многих городских объектов (школы, детские сады, физкультурно-оздоровительный комплекс, пионерский лагерь на реке Россонь, профессионально-техническое училище и много другое) и жилого фонда, контролировал и курировал стройки, комплектовал оборудованием. За достигнутые успехи в 1978 году основному продукту предприятия – гранулированному минеральному удобрению «аммофос» – был присвоен государственный Знак качества.
«Фосфорит» превратил Ямбург-Кингисепп из города военных в город химиков, а район из сельскохозяйственного в промышленно-аграрный. К концу советской эпохи Кингисепп считался одним из самых важных промышленных городов Ленинградской области, а его градообразующее предприятие – одним из ведущих в своей отрасли в Советском союзе.
Бурные годы перестройки и последовавший за ними распад Советского Союза привел к тому, что Кингисеппский район вновь стал пограничным. В 1990-х годах Кингисепп стал городом пограничников и таможенников. При всех проблемах граница дала Кингисеппу и его району значительное преимущество по сравнению с другими городам и районами области, наравне с имеющем границу с Финляндией Выборгом. В городе быстро развилась предпринимательская деятельность. Торговые операции с эстонской стороной, услуги по оформлению и складированию товаров привели к созданию новых предприятий и рабочих мест. Одновременно в Эстонию устремились кингисеппские и ивангородские перегонщики легковых автомобилей. Этот вид бизнеса в первой половине 1990-х годов среди мужской части населения Кингисеппа стал самым массовым. В городе появился собственный авторынок, куда приезжали за автомобилями покупатели не только из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и из отдаленных районов страны. О Кингисеппе заговорили как о крупном приграничном центре автомобильной торговли. Автомобильный бизнес принес в Кингисепп массу денег, помог собрать первоначальный капитал для других видов бизнеса. Вскоре стали появляться новые частные магазины, мастерские, мелкие предприятия. Граница помогла Кингисеппу в целом достаточно быстро вписаться в новые рыночные отношения и частично снять социальное напряжение в период закрытия и дробления крупных предприятий. Не избежал этой участи и «Фосфорит», впервые в своей истории он был остановлен. В 1990-х годах градообразующее предприятие Кингисеппа было приватизировано и сменило несколько владельцев. В конечном итоге оно было включено в состав промышленного объединения «ЕвроХим». А вскоре вновь стало одним из ведущих производителей фосфорных удобрений и кормовых добавок.
Одновременно со включением Кингисеппа и Кингисеппского района в новую рыночную экономику, в 1991 году были впервые озвучены планы по строительству большого порта в Лужской губе Кингисеппского района. По замыслам разработчиков, порт должен был заниматься перевалкой генеральных, лесных и навалочных грузов, а также контейнеров. То есть стать сухогрузным.
Строительство Усть-Лужского морского торгового порта началось в 1997 году в районе деревни Косколово. Созданное в 1992 году акционерное общество «Компания Усть-Луга» приступило к созданию первого терминала будущего порта. Затем в строительстве наступила пауза. Закончилась она, когда в компанию «Ростерминалуголь», заинтересованную в строительстве в Лужской губе угольного терминала, пришёл новый инвестор в лице компании «Кузбассразрезуголь». В 2002 году осуществлена первая погрузка на угольном терминале. В январе 2006 года была пущена в строй 2-я очередь угольного терминала. На его открытие приезжал Президент РФ Владимир Путин. Оборудование и работа 2-й очереди этого терминала позволяют считать его самым передовым и высокопроизводительным не только в России, но и в Европе. Разгрузка угля из вагонов и погрузка на суда в угольном терминале в Лужской губе полностью механизирована. С 2006 года в Усть-Лужском порту действует автомобильно-железнодорожная переправа. Она соединяет Россию с Калининградской областью. Летом 2007 года пущен в строй универсальный терминал по перегрузке черных и цветных металлов, контейнеров, оборудования, строительных материалов и навалочных грузов. Вступил в строй первый в России специализированный терминал «Юг-2» для приемки импортных автомобилей и других накатных грузов. Построен серный терминал, предназначенный для перевалки технической серы. Начато строительство комплекса наливных грузов, для приема, хранения и отгрузки на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов. Это сделало Усть-Лужский морской порт не только сухогрузным. В 2010 году в порту Усть-Луга работало шесть терминалов, грузооборот порта составлял 12 млн тонн, в 2011-м – уже восемь терминалов, грузооборот порта за год вырос почти в два раза до 22 млн тонн. При этом строительство порта активно продолжалось. В июне 2009 года был сварен первый стык нефтепровода БТС-2 (Балтийская трубопроводная система) по маршруту Унеча (Брянская область) – Усть-Луга. Строительство велось ускоренными темпами, и в октябре 2010 года в районе порта Усть-Луга сварен «золотой стык». В результате реализации этого проекта к Лужской губе подвели нефтепровод протяженностью 1000 километров. В порту построено восемь резервуаров вместимостью 50 тысяч кубометров каждый, они вошли в комплекс нефтебазы «Усть-Луга» – конечной точки БТС-2. Запуск БТС-2 в работу состоялся в марте 2012 года, в церемонии открытия второй ветки Балтийской трубопроводной системы и нового терминала порта участвовал Владимир Путин. Вновь открытые объекты порта позволили Усть-Луге резко увеличить общий объем перевалки. В 2013 году грузооборот порта составил 62,7 мин тонн, в порту работали уже 10 терминалов, в 2014 году грузооборот порта вырос еще на 20 процентов и составил 76 млн тонн. Это позволило Морскому торговому порту Усть-Луга выйти на 2-е место в России. 2015 год стал временем ввода в эксплуатацию комплекса по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата Новатэк Усть-Луга и терминала Сибур-Портэнерго по перевалке сжиженного газа и светлых нефтепродуктов. 2016 год подтвердил дальнейшее наращивание портом Усть-Луга объемов грузооборота, который достиг уже 93,4 млн тонн. Развитие Усть-Лужского морского порта не прекращалось ни на день, природные условия позволяют создать здесь большой порт для обслуживания крупных и пассажирских судов. Этому способствует глубина дна Лужской губы (до 30 метров) и короткий период ее замерзания в зимнее время. В настоящее время в порту работают 13 терминалов, обеспечивающих перевалку наливных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов. Терминалы оказывают услуги по перевалке, дополнительной обработке и хранению более 20 категорий грузов. Грузооборот порта по итогам 2023 года составил 112,5 млн тонн. Порт Усть-Луга уверенно держит первое место по грузообороту среди портов балтийского бассейна и второе место по грузообороту среди всех портов в России.
Кроме морского порта, с начала 2000-х развивается и остальная промышленность города и района, появляются новые предприятия. Промышленная группа «Фосфорит», входящая в холдинг «ЕвроХим», крупнейший производитель фосфорных удобрений и кормовых фосфатов на Северо-Западе России ввела в эксплуатацию завод по производству аммиака и предприятие по производству азотных соединений, ведется строительство терминала по перевалке минеральных удобрений. Стабильно развивается «Полипласт Северо-Запад», крупнейший производитель высокотехнологичных добавок, применяющихся при производстве товарного бетона, железобетонных изделий и строительных растворов. Получили развитие также и отрасли, не связанные с традиционной для нашего города и района химической промышленностью, такие как: производство стеклотары оригинального дизайна (Кингисеппский стекольный завод), изготовление стальных штампованных автомобильных колес (МВ Кингисепп), производство строительных материалов (ФПГ «РОССТРО» и «Кингисеппская ДомоСтроительная компания»), пищевое и сельскохозяйственное производство (ПКФ «Хлеб-Вест», Мясокомбинат «Нейма», рыбная продукция «Юникс», пивоваренный завод «Дельта», молочное животноводство «Ополье» и племенной завод «Агро-Балт»).
Но все же главным драйвером развития Кингисеппа, Кингисеппского района и Ленинградской области в целом является морской порт Усть-Луга. В 2024-2025 годах планируется ввод в эксплуатацию объектов проекта LUGAPORT, включенного в стратегию развития транспортной инфраструктуры РФ. Проект предусматривает создание морских терминалов по переработке зерна, пищевых грузов, а также генеральных и навалочных грузов. Общий объем перевалки запланирован на уровне 24,3 млн. тонн в год.
С 2021 года районе порта Усть-Луга ведется строительство крупнейшего в России интегрированного комплекса по переработке природного газа. На площадке комплекса разместятся два предприятия – «РусХимАльянс» и «Балтийский химический комплекс». Мощность комплекса составит 45 млрд кубометров переработки газа и 13 млн тонн в год по сжижению. Он станет самым мощным в России по объемам газопереработки и крупнейшим в северо-западной Европе по производству сжиженного природного газа.
Развитие портовых и промышленных предприятий благотворно влияет на экономическую и социальную активность Кингисеппского района и города Кингисеппа. Строятся новые многоквартирные дома и даже целые кварталы, в ближайшем будущем начнется строительство 7-го микрорайона в северо-западной части города. Территория 7-го микрорайона будет обеспечена необходимыми объектами транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Построены и успешно введены в строй новые спортивные объекты, такие как ледовая арена и бассейн. Ведутся работы по формированию комфортной городской среды, ремонт и модернизация существующих, а также строительство новых общественных пространств.
За 640 лет своей истории наш город прошел трудный путь от пограничного форпоста и отсталого аграрного района до промышленного локомотива экономики всей Ленинградской области. И сегодня Ям-Ямбург-Кингисепп с уверенностью смотрит в будущее!
Информация предоставлена администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район»