Касколовская лыже-роллерная трасса – уникальное спортивное сооружение Ленинградской области

Без имени-1

Ветераны кингисеппского биатлона озабочены сохранностью лыже-роллерной трассы. Расположенная в Касколовке – одна из лучших трасс в Ленинградской области для биатлона – сегодня нуждается в переводе в муниципальную собственность и в ремонте, иначе мы можем потерять уникальное сооружение, где сегодня отдыхают и занимаются спортом горожане. 

Биатлонная лыжная трасса многие годы поддерживается энтузиастами

Мы встретились на касколовской биатлонной трассе с ветеранами кингисеппского биатлона. Она почти четыре десятка лет верно служила нашим биатлонистам, но до сих пор не определена ее принадлежность, а юридически этой популярной лыжной трассы у спортсменов и тех, кто занимается своим здоровьем или просто приехал сюда отдохнуть, как бы и нет. Как же так вышло? Славная спортивная история трассы уходит корнями к истокам ее рождения. А «родителем» уникальной трассы стал тренер, стоявший у истоков развития советского биатлона – Александр Николаевич Кудряшов, возглавлявший в 70-е годы комитет по спорту Кингисеппского района.

Говорит один из учеников Кудряшова – кандидат в мастера спорта по биатлону, бывший тренер и предприниматель Олег Ипполитов:

– Хочу от имени биатлонистов поблагодарить основателя биатлона в нашем городе и районе – А. Н. Кудряшова как великолепного тренера за подвижничество, за те десятилетия труда, которые он отдал кингисеппскому спорту, в частности, биатлону. В свое время он строил эту трассу для нас спортсменов, а тогда для мальчишек он был словно второй отец, тем более были такие ребята-биатлонисты, у кого не было отцов. Многие годы и до сих пор Александр Николаевич следит и поддерживает в рабочем состоянии эту трассу с другими энтузиастами биатлонного и лыжного спорта.

– Трасса, – как подчеркнул Олег Ипполитов, – для биатлона одна из лучших на Северо-Западе. Помню, как мы помогали строить, уже годы ее поддерживают в рабочем состоянии, включая мост через речку Касколовку, через который проходит лыжня. Есть помощники, например, депутат Госдумы В. П. Драчев, который делал взносы на ремонт моста семь лет назад. Есть в Кингисеппе еще одна лыжная трасса в парке Романовка. Но она рассчитана на гонщиков, а это трасса со стрельбищем специально была создана для биатлонистов. Биатлон и лыжные гонки – два родственных, но разных видов спорта – разные касты. Сегодня трасса используется и для спортивных прогулок, на ней стоят тренажеры, сюда приходят горожане семьями и в будни, и в выходные дни – здесь чисто, убрано, спокойно и безопасно. Сюда из города можно добраться без проблем на машине, на такси или пешком – 2 км по тротуару вдоль шоссе. Кстати, площадка для стоянки машин отсыпана, убирается и в выходные всегда заполнена предельно. Въезд на трассу напротив базы «Вимос» в Касколовке, по другой стороне шоссе.

Биатлон пришел в Кингисепп и пустил здесь корни

На трассе состоялся разговор с ее основателем – А. Н. Кудряшовым, который до сих пор с энтузиастами следит за ее состоянием в меру своих возможностей.

Александр Николаевич приехал в Кингисепп после окончания Ленинградского института физвоспитания им. Лесгафта в 1974 году, был назначен на должность председателя спорткомитета Кингисеппского района, но его привлекала не «канцелярия», а тренерская работа, на которую он перешел. Была мечта создать в городе секцию биатлона по своей спортивной специализации – биатлон в СССР стал развиваться поздно, только во второй половине 60-х годов, и тренер оказался в числе тех, кто стал активно развивать этот вид спорта. Сразу же, в 1977 году, А. Кудряшов стал вести секцию биатлона в СГПТУ-245 и стал осваивать трассу, где можно было заниматься биатлоном. Благодаря личным отношениям с председателем кингисеппского отделения ДОСААФ И. И. Павловым уже через год удалось получить пять мелкокалиберных пятизарядных винтовок ТОЗ-17. Начинали тренироваться на лыжной трассе на Романовке, стрельбы вели на бугре близ профилактория, но было понятно, что для биатлонной трассы необходимо подыскивать другое место, поскольку Романовка – городской парк и стрельбище здесь неуместно. Тренировались на другой трассе от училища до подстанции и далее пятикилометровая лыжня, нужна была своя специализированная трасса.

Уже через год проявились первые высокие результаты у воспитанников. Кингисеппские биатлонисты стали выигрывать первенства Ленинграда, области, входили в сборные Ленинграда и Центрального совета спортивного общества «Трудовые резервы» СССР. Александр Федоров, Александр Лепик, Александр Зайцев, Александр Вареев, Эдуард Лепик. А Александр Крылов стал мастером спорта по биатлону и входил в юношескую сборную СССР. Когда появились результаты, то у Кудряшова появился повод обратиться к руководству по строительству биатлонной трассы, нашлось и подходящее место – у военного городка Касколовка, которое биатлонисты начали осваивать.

Рождение боевой биатлонной трассы

Раньше, когда здесь располагалась ракетная часть стратегического назначения, на этом месте находился полигон и стрельбище, холмистая местность – лучшего места не придумать. Тогда у въезда на полигон, через дорогу, напротив жилого массива военного городка, находилось КПП – въезд охранялся, еще одна будка КПП со шлагбаумом располагалась на полигоне, куда была проложена дорога, но моста через речку тогда не было и трассу надо было приспосабливать и капитально отстраивать под спортивные цели. Эта возможность появилась в 1983 году, когда часть была переведена. В том же году в город приехал еще один тренер – мастер спорта СССР по биатлону Ю. В. Богданов.

– Строительство биатлонной лыже-роллерной трассы началось в том же 1983 году, – вспоминает А. Н. Кудряшов. – Для того мне пришлось приложить немало усилий, убеждать и словом, и делом тех, от кого зависело ее строительство. Без помощников это было бы невозможно сделать и в этом очень помогли директор МПК-12 Г. Н. Чистяков и главный архитектор «Фосфорита» А. Д. Акуленко, конечно, директор производственного объединения – Ю. А. Шадрин. Закончили строительство в 1986 году.

Были сделаны уклоны, контуры уклонов, укатана и отсыпана сама лыжная трасса, через речку построен мост, по которому шла трасса, переоборудовано стрельбище под цели биатлона на 100 и 300 метров по линиям, а также штрафной круг. Круговая трасса получилась длиной в 2,5 километра. Проложены дистанции 2,5, 1,5 км и 500 м. Причем на строительстве трассы трудились все, в том числе и ребята-биатлонисты: половина времени – тренировка, половина – на строительстве, а потом сами с тренерами и поддерживали ее спортивное состояние. Так в Кингисеппе появилась уникальная лыже-роллерная трасса для биатлона, которая сохранилась благодаря энтузиазму биатлонистов до сих пор, правда, теперь она нуждается и в ремонте. Но есть еще одна проблема…

Необходим перевод этой территории из военного ведомства в муниципальное

Ситуацию прокомментировал президент Кингисеппской федерации биатлона и лыжных гонок, а также тренер А. А. Смирнов, который также тренировал наших биатлонистов на этой трассе.

– Касколовская лыже-роллерная трасса – действительно уникальное спортивное сооружение, которые нам нельзя потерять и необходимо поддерживать. Только в советское время можно было построить трассу за счет друзей спорта, которые ныне именуются спонсорами, поскольку сейчас такая трасса стоила бы десятки миллионов рублей. И это смог сделать А. Н. Кудряшов в 80-х годах, за что наш местный биатлонный спорт ему благодарен. Однако этот объект на сегодняшний день оказался беззащитным и его поддержкой занимаются лишь несколько энтузиастов. Мы поддерживаем трассу, делали ремонты моста, восстановили и заново укладывали асфальт, производили зачистку трассы от упавших и падающих деревьев и так далее. Для содержания трассы был специально приобретен «Буран», на котором делается укатка лыжни по всему маршруту.

В чем сегодня проблема касколовской трассы? Как объяснил Александр Алексеевич – это вопрос принадлежности территории лесной категории, на которой трасса находится. Очень хорошо, что она расположена на прилегающей к городу территории, рекреационной зоне: здесь нельзя делать вырубки, нельзя вести какое-либо строительство. Это большой плюс, но есть и большой минус: эта территория до сих пор относится к военному федеральному ведомству, хотя бывший военный городок Касколовка давно стал городским жилым микрорайоном. А трасса как юридический объект теоретически не существует, хотя по факту здесь можно гулять, совершать лечебные походы, ездить на лыжах, тренироваться.

– Поэтому необходимо прежде вывести лесную территорию трассы из военного ведомства, признать ее бесхозной и поставить на баланс города. Мы занимались этим вопросом с главой кингисеппской администрации В. Э. Гешеле и председателем комитета А. В. Сосниным, но так и не смогли довести этот вопрос до конца в связи с длительностью этого процесса. Я надеюсь, эта тема привлечет внимание кингисеппскую администрацию и вопрос перевода земель будет решен. Мы, в свою очередь, можем в любой момент подключиться и содействовать своими силами, включая юридическую помощь, если потребуется.

Вопрос не праздный, поскольку трасса требует не только ухода, но и ремонта – трассе уже несколько десятков лет. Ведь легче и дешевле отремонтировать, чем строить потом заново. Проще сохранить эту трассу для горожан пока это возможно, чем потерять ее и затем все начинать сначала.

Эта трасса – здоровый образ жизни всех кингисеппцев

Лыже-роллерная биатлонная трасса сегодня пользуется популярностью у населения города не только у тех, кто занимается лыжным спортом, но и у тех, кто занимается оздоровительной ходьбой и даже для любителей семейного отдыха: сюда приходят с колясками на прогулку подышать чистым воздухом, здесь живописные места, наконец, сюда подышать озоном приходят для прогулок люди пенсионного возраста.

Однако требуется серьезный ремонт моста, укладка асфальта, потребуется приложение сил и к самой трассе, а также обустройство стрельбища, дабы поддержать его в действующем состоянии. Вопрос на самом деле достаточно серьезный: если все оставить как есть без изменений, ремонтов, через несколько лет мы можем потерять трассу, а для этого, как уже говорилось выше, необходимо перевести земли из военного ведомства под городское управление.

– Мы обращаемся к нынешнему глава кингисеппской администрации Ю. И. Запалатскому и главе Кингисеппского района Е. Г. Антоновой обратить внимание на этот вопрос к процессу передачи земли городу, – продолжил Александр Смирнов. – Кингисеппу повезло, что ему досталась уникальная трасса со стрельбищем, где сегодня занимаются спортом порядка 120 лыжников. Если этого не сделать, трассу действительно мы можем потерять. Также мы будем рады, если найдутся и спонсоры, которые смогут вложиться в дело сохранения и развития биатлонной трассы, которая ныне стала и местом для отдыха и оздоровления горожан и готовы после ремонта заниматься ее содержанием. Мы готовы принять любую помощь.

Кингисеппская лыже-роллерная биатлонная трасса – это здоровый образ жизни всех кингисеппцев!

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”