Молодые специалисты «ЕвроХима» провели в «Кванториуме» очередное увлекательное мероприятие для ребят из девятого класса ЕвроХим ФАМ (Фонда Андрея Мельниченко) КСОШ № 1 – командный конкурс по решению бизнес-задачи.
Как увеличить прибыль?
Девятиклассники впервые пытались найти решение не школьной задачки, а реального бизнес-вызова. Кейс-метод предполагает, что участники конкурса находятся в равных условиях, им предоставляется весь набор данных, но готового решения, то есть «правильного» ответа, нет – его нужно предложить и отстоять самим.
В кейсе по направлению «Химическая промышленность: производство фосфорных удобрений» ребятам было дано описание производства аммофоса по стадиям: из какого сырья и каким именно способом его вырабатывают, что получается на выходе и куда отправляется. Расписывалась стоимость и характеристики сырья, потери при производстве и издержки при транспортировке. Предлагались таблицы стоимости сырья и возможностей различных рынков сбыта. Задача кейса – максимизировать прибыль, то есть, решить, у кого из поставщиков выгоднее покупать сырье и на каком рынке лучше продавать готовую продукцию.
В решении кейса участвовали: Дарья Ефимова, Екатерина Неговорова, Ольга Пинчук, Вячеслав Чигарев, София Корчмарчик, Александр Яблоков, Элина Амбарцумова, Даниил Бут-Гусаим, Максим Холдаров, Марина Филиппова.
Жюри конкурса: Е. В. Патракова – руководитель «Кванториума», Н. В. Иванов – наставник «IT-квантума», У. Д. Красильникова – наставник «Наноквантума», В. О. Гурьянов – мастер по ремонту технологического оборудования цеха Аммофос ООО «ПГ «Фосфорит». Молодые специалисты-тьюторы: Александр Солодухин, Анастасия Бармина и Иван Васильев.
Шутки шутками, а чуть не сорвалось
Все началось с того, что на пути молодых специалистов встали форс-мажорные обстоятельства и непогода, и строго регламентированное мероприятие задержалось на старте на полчаса. Вдобавок выяснилось, что одна из школьниц не сможет принять участие в конкурсе. «Обескровленную» команду, а также остальных ребят на первом этапе пришлось подстраховывать как тьюторам, так и студентам – практикантам «Кванториума».
Педагоги волновались, но на объективность их оценок это не повлияло. Критериями оценки по пятибалльной шкале были: экономика, оригинальность (инновационность), презентация и выступление, ответы на вопросы экспертов.
В конце концов, все включились в работу и дело пошло. Одна из четырех команд, назвавшаяся «Лунтик и его друзья», так развеселилась, что даже украсила слайды картинками из известного мультфильма. Как сообщили ребята, сделано это было для поднятия всеобщего настроения. Однако баллы команда потеряла, не сумев ответить на вопросы. Забегая вперед, скажем, что в викторине (квизе), которую молодые специалисты провели во время совещания жюри, позитивные «лунтики» одержали победу.
Кулуарная беседа
Пока ребята, участники соревнования, были заняты мозговым штурмом и формировали презентации по заданным шаблонам, «ВБ» побеседовал со взрослыми, чтобы очертить для наших читателей круг ожиданий и реальностей.
Елена Викторовна Патракова пояснила, почему изначально настояла на тьютерском сопровождении команд: «Сегодня учащиеся впервые столкнулись с производственной задачей. Исходя из анализа и синтеза, они должны найти решение. Но мое мнение таково, что уровень сложности задания очень высок, и очень много поступило информации, которую сложно воспринять за такое короткое время. Поэтому помощь необходима».
Никита Валентинович Иванов был настроен оптимистично: «В рамках «IT-квантума» проектное обучение является основой, а подготовка к проектам – это как раз решение кейсов. Поэтому я ожидаю от ребят четко сформулированной позиции по решению поставленного вопроса».
Владислав Олегович Гурьянов отнесся к конкурсу всерьез: «Сегодня я представляю наше производство в составе жюри. Ребята решают кейс по оптимизации прибыли. Это такая цель, которая ставится каждый год, главное, чтобы были найдены эффективные решения. Оценка выступления будет включать экономический анализ рынка. Нужно найти оригинальное решение и обосновать его. Все необходимые данные, включая стандарты оформления презентации, у команд есть».
Математика – наука всех наук
В итоге победили М. Холдаров и М. Филиппова, представившие самое точное экономическое обоснование сделанных выводов.
«Я хочу сказать, что математика – самая сильная наука в нашем мире, и если бы не математика, мы бы не смогли заполучить первое место», – подчеркнул Максим Холдаров.
«К сожалению, из нашей команды выбыла участница, и мы решали задачу вдвоем и с помощью молодого специалиста, – добавила Марина Филиппова. – Максим все рассчитал, поэтому мы достаточно хорошо выступили, хотя времени у нас и было мало».
Справедливости ради скажем, что ребята поскромничали, так как они были единственной командой, не зачитывавшей текст на подготовленных слайдах, а в реальном времени защищавшей свою работу. Также, несмотря на некоторую неуверенность, они очень толково отвечали на вопросы, заданные членами жюри.
Завершая мероприятие, Е. В. Патракова отметила:
– Дорогие ребята, сегодня вы приобрели определенный опыт и испытали яркие эмоции. У каждой команды были свои преимущества: в выступлении, оформлении презентации, обосновании. Вам приходится понимать, что выступать сложно, что этому надо учиться. И я вам желаю новых побед в этом направлении!
А. Ульянова