Когда в одной теме объединяются морской торговый порт «Усть-Луга» и улица Сойкинская в древне Ручьи

1931-079

То у автора этого материала возникает нечто схожее с дежавю – стойкое ощущение (надеюсь, не связанное с психиатрией), что мы уже были в подобной ситуации. Строительство новых портовых объектов и разбитые дороги – это то, что известная поговорка весьма доходчиво описывает всего четырьмя словами: «Лес рубят – щепки летят».

Начну с дежавю

1 августа администрация МО «Вистинское сельское поселение» инициировала и провела совещание, в повестке дня которого стояли два вопроса, жизненно важные для жителей всего поселения и особенно деревни Ручьи. И оба с прилагательным от слова «безопасность». Вопрос номер один – организация безопасного дорожного движения на территории Вистинского поселения, вопрос номер два – обеспечение безопасного проживания жителей поселения в период строительства портовых сооружений.

Проходило совещание на строительной площадке ООО «Ультрамар», вела его глава администрации МО «Вистинское сельское поселение» Марина Евгеньевна Мельникова. К участию в совещании были приглашены представители компаний, которые уже ведут или в самом ближайшем будущем начнут активное строительство в портовой зоне, в том числе ООО «Ультрамар», МХК «ЕвроХим», ООО «НОВАТЭК – Усть-Луга», ОАО «Копания Усть-Луга» и ОАО «РЖД», а также активисты из числа жителей деревни Ручьи сотрудники ОМВД России по Кингисеппскому району.

Начну с дежавю. Девять лет назад, весной и летом 2010 года, в Вистинском поселении крайне остро стоял вопрос, который вистинцы обозначали конкретно и тоже весьма доходчиво – «дорожный беспредел, или народная борьба за дороги». Как говорится, накипело за несколько лет с начала двухтысячных, когда грузовики, задействованные в строительстве порта, начали разбивать дороги общего пользования Кингисеппского района. Тогда нам говорили: «Потерпите! И войдите в положение – реализуется проект государственного значения».

Вистинцы терпели и входили в положение. Но в 2010-м сказали: «Доколе?!»

И объявили борьбу за свои дороги и собственное право жить в тишине и дышать чистым воздухом, а не песком и пылью, поднимаемой колесами грузовиков. Методами той борьбы за дороги и безопасность сначала были сходы местных жителей, а затем митинги протеста с перекрытием той самой многострадальной улицы Сойкинская в деревне Ручьи.

Девять лет назад первый раз переполнилась чаша терпения у людей, на собственном опыте узнавших, каково это – жить в краю, богатом залежами песка, и по соседству с трассами, ведущими к большой стройке федерального значения – порту Усть-Луга. Видимо, так сошлись звезды (ну не проекты же перспективного развития портовых и припортовых территорий, которые, по любому, должны были проходить экспертную оценку! – извините за, возможно, неуместный сарказм автора этого материала), что одной из главных транспортных артерий, по которой поток грузовиков вывозил тогда и вывозит сейчас «песчаное нутро» кингисеппской земли на большие стройки порта «Усть-Луга», стала Сойкинская улица в деревне Ручьи. Дорога, которая в «допортовую эпоху» была обычной улицей обычной деревни в обычной российской глубинке. Где сразу за обочиной – дома и огороды местных жителей, а на самой улице двум большегрузам просто не разъехаться.

Еще тогда, в начале двухтысячных, жители Ручьев на своем печальном опыте убедились, как неуютно, а порой и опасно жить в паре метрах от такой улицы, неожиданно ставшей «технологической дорогой» для строителей порта. За детьми – глаз да глаз, чтобы гуляли подальше от дороги, по которой с недопустимой скоростью мчатся грузовики. Ночью – одни переживания вместо сна, да и как уснуть, если под окнами ревут мощные моторы автомобилей? Калитку во двор утром не отворить – за ночь присыпает песком, снесенным из кузовов проезжающих большегрузов… Кроме того, в 2010-м возникла реальная угроза закрытия пригородных автобусных маршрутов на разбитых и небезопасных участках автотрасс Вистинского поселения.

Тогда, девять лет назад, глас народа был услышан: в ремонт разбитых дорог начали активнее вкладывать бюджетные средства, усилили контроль за выполнением водителей грузовиков Правил дорожного движения

А конкретно в Ручьях ввели запрет на движение большегрузов в вечернее и ночное время и установили ограничение скорости до 20 километров в час. И социальное напряжение в Вистинском поселении пошло на спад.

Это было – о прошлом, о котором «ВБ» писал в 2010 году. Переносимся в год 2019-й

Место действия то же – деревня Ручьи, проблема прежняя – Сойкинская улица и как на ней выжить в период вновь активизировавшегося строительства новых портовых мощностей.

Правда, отношение самих строителей терминалов к этой проблеме стало другим: сегодня они готовы вести конструктивный диалог с муниципальной властью и жителями Вистинского поселения и участвовать в решении проблемы, и не на словах, а на деле. О чем и шла речь на совещании 1 августа.

Как отметила М. Е. Мельникова, вистинцы прекрасно понимают, что порт стал неотъемлемой частью нашего бытия, и не претендуют на многое – всего лишь хотят нормальной, спокойной жизни. И хотят ее не через годы и месяцы, а сегодня, сейчас. Для этого, в первую очередь, нужно добиться от компаний-перевозчиков и водителей грузовиков элементарного – соблюдения требований ПДД в части скоростного режима и правил перевозки сыпучих грузов. Если на знаке написано «20», с такой скоростью и нужно передвигаться по деревне, а не как сейчас – минимум 60 и сплошным потоком, так, что жителям Ручьев свою же улицу не перейти.

Если сказано, что движение грузовиков по деревне разрешено с 8.00 до 20.00, то в другое время суток на дорогах должна быть тишина. Люди хотят спать! К тому же, нужно, чтобы они имели возможность выйти «на грядки» в свои огороды, не опасаясь быть засыпанными песком из кузовов проезжающих машин. Это, кстати, уже по части соблюдения правил перевозки сыпучих грузов: песок перевозится в открытых кузовах и сдувается при малейшем порыве ветра, а также высыпается, когда грузовик подскакивает на очередной дорожной колдобине. А колдобин, особенно в нижней части Сойкинской улицы, не сосчитать: подпрыгивая на них, пустые большегрузы так громыхают своим железом, что слышно за полкилометра, а тяжело груженые щедро посыпают песком дорогу и обочину. Так что, сегодня жители Ручьев не понаслышке знают, что такое маленькая песчаная буря.

И еще о громыхающем «железе»

Если бы ямы и колдобины на Сойкинской улице своевременно подсыпались и выравнивались, шума было бы намного меньше. Как и пыльных бурь, если бы улица еще и регулярно очищалась от песка и поливалась водой.

То есть, от строителей портовых объектов и их подрядчиков, занятых на перевозке песка и других стройматериалов, жители Ручьев в данный момент требуют содержать улицу в нормальном «проезжаемом» состоянии, убирать с нее песок и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. А то находятся такие водители-«стахановцы» (в самом негативном смысле этого слова), которые и ночью не прочь сделать несколько рейсов от карьера к стройке через спящие (точнее, пытающиеся заснуть) Ручьи, чтобы перевыполнить норму и побольше заработать. Вахтовики – что им до наших проблем?..

Как было отмечено на совещании, идеальное решение проблемы – строительство технологической дороги в объезд Ручьев

И данный вопрос сейчас на стадии принятия решения. Но и вы, уважаемые читатели, и жители Вистинского сельского поселения, и сами портовики прекрасно понимают, что от момента принятия решения о строительстве объездной дороги до начала самого строительства пройдут не две недели и не два месяца – гораздо больше времени. А снижать градус социального напряжения в деревне Ручьи нужно уже сейчас. Потому что, если сто жителей деревни выйдут на проблемную улицу и перекроют ее, все строительные работы в портовой зоне остановятся. Местным жителям будет хорошо, портовикам – плохо.

Но, как особо подчеркнула М. Е. Мельникова, участники совещания и собрались «за круглым столом» переговоров, чтобы до таких резких шагов, которые привели бы к остановке строек федерального значения, дело не дошло. Надо договариваться! Условия, повторимся, на данный момент простые: контролировать соблюдение водителями ПДД, а также своевременно ремонтировать, содержать и убирать улицу.

Охотнее всего на диалог с местной властью и жителями идут компании «НОВАТЭК» и «Ультрамар»

К сожалению, ОАО «РЖД», подрядчики которого и создают основной транспортный поток на дорогах общего пользования Вистинского поселения, своих представителей на совещание не направило. А жаль – очень бы хотелось услышать их мнение по поводу срубаемого леса и летящих щепок. Впрочем, в адрес РЖД администрация Вистинского поселения направила официальное письмо, в котором обозначила свои требования: заасфальтировать нижнюю часть Сойкинской улицы, установить шумозащитные ограждения и светофор на проблемном перекрестке. Все вместе ждем ответа.

Что касается других компаний, ведущих строительство в портовой зоне, то они, в принципе, готовы в ходе дальнейших переговоров выработать единую стратегию и поделить между собой «зоны ответственности» за решение дорожной проблемы Вистинского сельского поселения

Но это еще не все, остается вопрос безопасности номер два – о добрососедском сосуществовании местных жителей и строителей порта. Увы, но сегодня администрация поселения не может получить точную информацию, сколько приезжих, и вахтовиков из различных регионов России, и иностранных граждан, задействованных в строительстве портовых объектов, находятся на территории поселения. Но точно – много. А будет, не исключено, еще больше. Уже сегодня поведение некоторых приезжих вызывает справедливое недовольство местных жителей. Например, когда еще до обеда у магазина собираются жаждущие «остаканиться» незнакомые граждане, а приняв на грудь, шатаются по твоей родной деревне. Или когда в выходной день они занимают лучшие места в оборудованной зоне отдыха у воды и отдыхают так лихо, что детям лучше не показывать. А уж про груды мусора – бутылки и иже с ними, – оставляемые вахтовиками на территории поселения, и говорить не приходится – местная власть и жители поселения устали убирать.

Отсюда еще одна настоятельная просьба к компаниям-портовикам: привозя в Кингисеппский район рабочих на строительство своих терминалов, не забывайте о местных жителях

В частности, всем было бы спокойнее, если бы во временных рабочих поселках вводился мораторий на алкоголь, а охраной их территории занимались профессионалы из частных охранных предприятий.

Продолжение темы – уже скоро: в октябре участники совещания вновь соберутся вместе, чтобы обсудить, удается ли совместными усилиями решать актуальные проблемы Вистинского сельского поселения, и наметить планы на будущее. А «ВБ» будет держать читателей в курсе.

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”