Колорит индийский и ижорский

В воскресенье, 4 декабря, в городском Доме культуры прозвучала классическая индийская музыка и открылась тематическая выставка картин «Индийские зарисовки», которая ждет посетителей до конца января 2023 года.

По рериховским местам

Мероприятия были подготовлены Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов совместно с Ижорским культурно-выставочным центром Николая Рериха и муниципальным бюджетным учреждением культуры «Кингисеппский культурно-досуговый комплекс» (ККДК).

Открыли выставку заместитель председателя комитета по спорту, культуре, молодежной политике и туризму И. В. Разумова заместитель директора Музея-института семьи Рерихов Ю. Ю. Будникова, соучредитель Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие» Д. Е. Быченков, директор Ижорского музея Е. И. Кострова и директор ККДК И. В. Котова.

На мероприятии также присутствовали представители Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

«С момента подписания трехстороннего соглашения между администрациями Кингисеппского района и Вистинского сельского поселения и Музеем-институтом семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в августе 2021 года и создания Ижорского культурно-выставочного центра наше межмузейное сотрудничество набирает сильные обороты, – подчеркнула Е. И. Кострова. – Но в Ижорском музее, к сожалению, пока очень мало выставочных пространств, а потенциал Ижорского Рериховского центра огромен.  Конечно, город Кингисепп, администрация района поддержали мероприятия, которые мы планировали совместно с ними. Замечательно, что городской Дом культуры и его директор Инна Валерьевна Котова стали участниками проекта. Считаю, что приобщаться к национальному колориту и мировому культурному наследию нужно, и я рада, что город знакомится с такой замечательной выставкой и с такими замечательными музыкантами».

 «Оба сегодняшних события объединены темой Индии, – сказала в своем выступлении Ю. Ю. Будникова. – Это огромная страница в жизни семьи Рерихов, и древняя прекрасная культура Индии вдохновляла их и вдохновляет нас. Объект наших исследований – не только сами Рерихи, но и то, чем они интересовались.

Мы привезли вам современную выставку, у которой очень интересная история создания: наши коллеги и партнеры из Израильского Рериховского общества в 2019 году совершили путешествие по рериховским местам Индии. Фотографии они отсылали почтенному художнику Иосифу Капеляну, в свое время учившемуся и оттачивавшему мастерство в Ленинграде.

Его картины выполнены очень талантливо и с большим чувством. Мы привезли сюда не все его работы – их очень много. Выбрали основные рериховские места: это долина Кулу, древние города Агра, Джайпур, Варанаси».

Импровизация «здесь и сейчас»

Зрительные образы были продолжены и дополнены звуковыми. Перед зрителями выступили исполнители национальной музыки. На классическом индийском ситаре играл известный музыкант и исследователь, выступающий под псевдонимом Алокеш Чандра. На инструменте под названием «табла» (парных барабанах) аккомпанировала Елена Виргилиева. Оба артиста – постоянные участники фестиваля «Ситар в Петербурге», который уже 15 лет организуется Музеем-институтом семьи Рерихов.

«Для нас большая радость и честь впервые выступать здесь, в этом прекрасном месте, – сказал со сцены Алокеш Чандра. – Практически все, что вы сейчас услышите, будет импровизацией – индийская классическая музыка создается здесь и сейчас, и всегда только один раз. Мы одновременно являемся и композиторами, и исполнителями. Это спонтанное выражение эмоций и чувств через музыку, которое подчиняется правилам, сравнимым с правилами языка и речи. Много лет мы изучаем в Индии элементы классической музыки под руководством мастеров и учителей для того, чтобы наша импровизация обретала форму и понятный смысл.

Два основных правила на санскрите называются «рага» и «тала». Рага – это мелодическая форма, имеющая название и определенную музыкальную структуру, такую как восходящая и нисходящая гамма, в которой есть более и менее важные и запрещенные ноты, а также определенный порядок нот и типичных музыкальных фраз. Каждая рага исполняется в определенное время суток (и даже в определенное время года). Тала – это ритмический цикл, состоящий из определенного количества тактов – от пяти до шестнадцати. Каждая тала – это тоже устоявшийся классический элемент, который нельзя менять. Когда мы играем вдвоем, это то, что держит нас вместе – в ритме и во времени.

Зрители играют очень большую роль в выступлении, потому что, чувствуя вашу энергию, мы вдохновляемся, и приходят новые идеи, фразы и импровизации. Спасибо, что вы пришли поддержать нас!»

Музыкант подробно рассказал зрителям об истории инструментов ситар и табла, их конструкции и технике игры, а также исполнил раги, которые обычно играются ранним вечером (концерт начался в 17.00).

Свое выступление Алокеш Чандра начал с раги «Purvi Kalyan», которую создал его знаменитый учитель – легендарный исполнитель на ситаре Пандит Рави Шанкар, день памяти которого в десятый раз будет отмечаться 11 декабря 2022 года.

Коллаборация культур 

Приветствуя гостей мероприятия, Д. Е. Быченков среди прочего анонсировал проект национального ижорского парка, работе над которым в новом году будет посвящен интернет-сайт. После концерта «ВБ» попросил директора Ижорского музея чуть подробнее поделиться проектными планами.

«В рамках проекта «Ижорский культурно-выставочный центр Николая Рериха», руководителем которого я являюсь, для сохранения культурного наследия ижорского народа предложено комплексное развитие территории, содержащее не только музейное пространство, но и уникальную природу: растительный и животный мир, водные просторы, – рассказала Елена Ивановна. – Сейчас мы работаем над проектом, который называется «Ижорский культурно-просветительский ландшафтно-природный парк». Планируется сделать его в старинной рыбацкой деревне Старое Гарколово, где сохранился объект культурного наследия – «башня Дибича» (остатки усадьбы, созданной по проекту известного архитектора А.И. Штакеншнейдера), где в рамках соглашения мы уже проводили концерт-симбиоз классической музыки и древних ижорских рун, а на берегу Финского залива – окончание большого семинара по гончарному искусству  «Огненная скульптура» совместно с нашей гончарной мастерской.

На площадке Ижорского музея помимо межмузейного сотрудничества происходит коллаборация культур, что вы и видите сегодня здесь. Проект парка включает в себя и выставочный центр «Дом художника», и пространство для проведения огненного традиционного обжига в настоящем горне (Старое Гарколово, как и Большое Стремление, – родина выхода ижорской глины). Мы мечтаем создать музей под открытым небом, где будут полноценно представлены культуры народов, населяющих Сойкинский полуостров: традиционные ижорский и водский дома, и русская изба. А еще – эколого-ботаническая тропа, которая будет проходить рядом с руслом реки, впадающей в залив. Летом мы уже провели ряд эколого-исторических экскурсий для детей в рамках школьного лагеря по такой тропе. Путешествуя вдоль реки, ребята изучали растения и наблюдали за животными, слушали об истории своего края. Для детей планируется также исследовательский центр.

После создания всей инфраструктуры парка его смогут свободно посещать жители не только Вистинского сельского поселения, но и всего Кингисеппского района».

Напоминаем, что выставка «Индийские зарисовки» в ГДК будет работать до конца января.

 А. Ульянова