Легко ли учиться и учить на «удаленке»?

2015-011

Вторую неделю российские школьники, учителя и родители осваивают дистанционное обучение. Как этот процесс организован и проходит в Кингисеппском районе?

Легко ли учиться и учить на «удаленке»? Об этом мы попросили рассказать председателя комитета по образованию районной администрации Елену Николаевну Румянцеву.

Все школьники с первого по одиннадцатый класс, а их в нашем районе 7391, учатся, не выходя из дома 

Как сообщила нам Елена Николаевна, в соответствии с распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области с 6 апреля все школы Кингисеппского района проводят свою работу с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Проще говоря, все школьники с первого по одиннадцатый класс, а их в нашем районе 7391, учатся, не выходя из дома.

Большинство педагогов также работают дома, но в исключительных случаях, когда нет возможности организовать рабочее место в собственных «четырех стенах», учителя, оформив соответствующее заявление, могут работать в школе.

Чтобы запустить процесс электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Комитет по образованию к 30 марта провел мониторинг готовности школ к работе в новом режиме. Были определены пять моделей дистанционного обучения, и каждый учитель, исходя из своих возможностей, возможностей учеников и возможностей Интернета, а также особенностей преподаваемого предмета, мог выбрать наиболее подходящую модель.

Самыми популярными среди педагогов Кингисеппского района оказались следующие федеральные образовательные платформы: «Российская электронная школа», «Мобильное электронное образование», «Учи.ru», ZOOM и ГИС СОЛО (Государственная информационная система «Современное образование Ленинградской области»), в которую вписан и идеально лег давно используемый у нас «Сетевой город».

Сегодня помимо вышеназванных школам предлагается огромное количество учебных платформ. Две школы Кингисеппского района – Ивангородская школа № 1 им. Н. П. Наумова в первых-четвертых классах и Кингисеппская школа № 5 в пятых-восьмых классах – включились в реализацию пилотного проекта Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по апробации программы «Цифровая платформа персонифицированного образования для школы».

Во всех школах разработано расписание занятий для каждого класса с учетом требований Санитарных правил и норм к продолжительности уроков, проводимых в «электронном варианте»

Урок – не больше 15-20 минут. Расписания размещены на сайтах школ, в «Сетевом городе», да и телефон, как говорится, в помощь: классные руководители всегда на связи.

С понедельника, 6 апреля, процесс электронного обучения с применением дистанционных программ был запущен.

— К счастью, педагоги Ленинградской области давно работают в этой системе, поэтому никто из наших учителей не мог оказаться и не оказался в ситуации, когда за одну ночь нужно освоить и компьютер, и новые программы, — подчеркивает Е. Н. Румянцева. – Все педагоги, независимо от возраста и предмета, который они преподают, готовы к дистанционному обучению, их квалификации для этого вполне достаточно.

С какими трудностями все-таки пришлось столкнуться?

Понятно, что не в каждой семье имеется компьютерная техника в нужном количестве. Например, на трех школьников — один ноутбук. Предварительно, до перехода школ на работу в новом режиме, был проведен еще один мониторинг и составлен пофамильный список обучающихся, которые не имеют технической возможности для электронного обучения, проще говоря, у них нет компьютера, ноутбука или планшета для занятий.

Этот список направлен в областной комитет общего и профессионального образования. Губернатор Ленинградской области объявил акцию «Помоги учиться»: обратился к предприятиям, организациям и просто гражданам, которые могут поделиться компьютерной техникой со школьниками 47 региона на время дистанционного обучения. Как сообщила Е. Н. Румянцева, на прошлой неделе в Кингисеппский район пришли пять планшетов от одной из ассоциаций предпринимателей Санкт-Петербурга. Пять семей уже получили их во временное пользование. Ждем новых поставок.

Возможно, кто-то из наших читателей тоже захочет поучаствовать в этой акции

Иногда мы покупаем новый ноутбук не из-за того, что старый сломался, – просто хотим иметь более современную технику. Старый убираем в коробку, и он, оставаясь «работоспособным», просто лежит в шкафу или в кладовке. Почему бы не отдать его на время тем, кому он сейчас нужен, как воздух?..

Школы также готовы по запросу семей предоставить компьютерную технику во временное пользование.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются и учителя, и ученики, – либо низкая скорость интернета на селе, либо вовсе его отсутствие. В такой ситуации контакт между учителем и учеником поддерживается по телефону, и обычные учебники никто не отменял.

– Идет вторая неделя работы в новом режиме: мы адаптируемся и ищем пути решения при различных ситуациях, – говорит Е. Н. Румянцева. – В любом случае, никто не должен выпасть из процесса дистанционного обучения.

Комитет по образованию районной администрации еженедельно проводит мониторинг качества освоения образовательных программ

Сколько уроков проведено за неделю, сколько детей приняли в них участие, какие темы и в каком объеме изучены, как ведется работа с родителями и с учениками, пропустившими тот или иной урок и т. д.

– Нам важно, чтобы от перехода на непривычную форму работы не пострадало освоение образовательных программ – программы должны быть «выданы» в полном объеме.

В этой ситуации у родителей особая и ответственная задача – обязательно контролировать соблюдение школьником режима дня

Чтобы ребенок вовремя проснулся, позавтракал, вовремя сел за компьютер и подключился к уроку. Чтобы после окончания урока не садился за компьютерные игры, а делал перерыв, чтобы не забывал про домашнее задание, но и не просиживал за ним перед компьютером несколько часов подряд.

Понятно беспокойство родителей о возможных перегрузках при дистанционном обучении

Как отметила Е. Н. Румянцева, все руководители образовательных учреждений и все учителя проинформированы о необходимости четко отслеживать объемы заданий на дом. Не перегружать! Комитет по образованию со своей стороны тоже «держит руку на пульсе»:

– Если в процессе мониторинга увидим перегрузку – будем «точечно» работать с учителем. А к родителям у нас огромная просьба: будьте на связи с классными руководителями. Не забывайте интересоваться, был ли ваш ребенок сегодня в работе, подключался ли к уроку и т. д. И, пожалуйста, почаще заходите в «Сетевой город».

Другой вопрос, который задают родители, – ставятся ли сегодня оценки?

Конечно! Причем, адекватные (хотя и «без закручивания гаек») и каждый день.

И еще важная информация: школы Ленинградской области будут завершать учебный год в положенные сроки, о его сокращении в нашем регионе речь не идет.

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”