ЛЕНИНГРАД – БАМу. «ДОГОВОР СЕМНАДЦАТИ»

БАМ проектировали многие проектные институты страны. Ленинградским государственным институтам «Ленгипротранс» (генеральная проектная организация), «Ленметрогипротранс», «Ленгипротрансмост», «Гипротранссигналсвязь» выпала честь провести изыскания и выполнить технические и рабочие проекты на одном из самых сложных участков Тында – Чара, протяженностью 632 километра.

Коллектив «Ленгипротранса» выступил с инициативой принять совместные социалистические обязательства о творческом содружестве организаций, предприятий, вузов Ленинграда при строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Первым шагом в этом направлении стал договор о творческом содружестве «Ленгипротранса» с Ленинградским институтом инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Он предусматривал не только техническую взаимопомощь, выполнение научно-исследовательских работ общими силами, но и идеологическое обеспечение соревнования, заботу о подготовке будущих специалистов…

50 лет назад, 22 апреля 1975 года, от перрона Московского вокзала отошел специально сформированный эшелон «Комсомолец Ленинграда», пассажирами которого были первые четыре отряда посланцев Ленинграда и области на строительство Байкало- Амурской магистрали. В этот день был дан официальный старт участия наших земляков в создании «Ленинградского участка» крупнейшего инфраструктурного объекта Советского Союза. Две с половиной тысячи ленинградских комсомольцев подарили молодость строительству легендарной магистрали.

22 апреля 2025 года на Московском вокзале состоялся памятный митинг, организованный РОО «БАМовское содружество СПБ и ЛО», посвященный полувековому юбилею вклада ленинградцев в создание БАМа. Участники встречи вспоминали коллег, друзей, ветеранов, всех, кто непосредственно трудился в Бурятии на «Ленинградском участке».

Слова благодарности звучали в адрес коллективов промышленных предприятий города и области, которые выполняли заказы БАМа, а также в адрес ученых Ленинграда, которые проектировали десятки тоннелей, сотни мостов, разрабатывали градостроительные планы поселков вдоль магистрали. На основе этих проектов нашими земляками с нуля построен город Северобайкальск, который украшают дома Гатчинского ДСК, спроектированные специально с учетом сейсмичности и мерзлоты почвы Байкальского побережья. Ленинградцы построили в первозданной тайге Бурятии 600 километров железнодорожного пути.

«Восточный берег» побывал на митинге и взял интервью у ветерана бамовского движения, заместителя главного инженера проектного института «Ленгипротранс» Алексея Петровича Конюхова.

– Нашим ленинградским ученым выпала честь провести изыскания и выполнить технические проекты на одном из самых сложных участков БАМа Тында – Чара, протяженностью 632 километра, а также спроектировать для магистрали все самые крупные мосты, все тоннели, всю автоматику, устройства сигнализации, телемеханики, связи.

Если мы говорим о полувековой истории нашего института, то надо подчеркнуть, что и в те годы Государственный проектный институт «Ленгипротранс» располагал высококвалифицированными специалистами многих специальностей. У нас имелись изыскатели, топографы, геологи, гидрологи, путейцы и энергетики, строители и архитекторы, мостовики и тоннельщики, связисты и инженеры железнодорожной автоматики. Коллектив был способен своими силами вести изыскания и создавать проекты любых железных дорог.

Так оно и было до начала изысканий, проектирования и строительства Байкало-Амурской магистрали. Но строительство БАМа оказалось явлением уникальным. Проектировщики столкнулись на этой стройке с необычайно сложными природными условиями, которые в практике железнодорожного строительства встретились впервые.

Наше руководство было вынуждено привлекать специалистов других институтов для решения многих особо сложных задач. Выявилось огромное количество научно-технических проблем. Решить их все одному проектному институту было не по плечу. Требовалась помощь многих специализированных научно-исследовательских и учебных институтов.

Жизнь убедила нас в том, что надо было оперативно решать проблему объединения многочисленных научных сил в одну команду. Как сделать, чтобы все коллективы, работавшие на БАМ, действовали не разрозненно, а стремились вместе параллельно двигаться к одной цели? Пригодился опыт объединения 28 ленинградских организаций, участвовавших ранее в строительстве Саяно-Шушенской ГЭС.

По инициативе правительства города, Московского райкома КПСС и руководства «Ленгипротранса» 17 проектно-изыскательских научно-исследовательских институтов и вузов Ленинграда 1 декабря 1975 года подписали коллективные социалистические обязательства о творческом научно-техническом содружестве в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Так родился «Договор семнадцати».

В последующие два года к этим коллективным обязательствам присоединились еще пять ленинградских организаций, а также четыре строительно-монтажных треста в городе Тында. К 1978 году в орбиту творческого содружества были вовлечены коллективы 26 организаций, из них 22 ленинградские. Сегодня на митинге мы постарались назвать всех участников «Договора семнадцати».

Они были первыми:

* «Ленгипротранс» – генеральный проектировщик участка Чара – Тында. Выполнял весь комплекс изыскательских и проектных работ.

* «Ленгипротрансмост» – составлял проекты на сооружение больших мостов. Ведущий проектный институт по разработке типовых решений мостов и водопропускных труб на всей трассе БАМа.

* «Ленметрогипротранс» – проектировал уникальный Северо-Муйский тоннель. Проектировал все тоннели на всей трассе БАМа. Всего 10 тоннелей.

* «Гипротранссигналсвязь» – головной институт по проектированию типовых устройств связи, автоматики и телемеханики.

* Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. академика В.Н. Образцова (ЛИИЖТ) – готовил инженеров для строительства и эксплуатации магистрали. Ежегодно направлял на стройку студенческие отряды по 500 человек.

* НИИ мостов при ЛИИЖТе – выполнял исследовательские работы по тематике БАМа.

* «Ленгипрогор» – составлял генеральные планы городов Северобайкальска, Удокана, Тынды и полностью проектировал город Северобайкальск.

* Ленинградский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования (ЛенЗНИИЭП) – с учетом условий БАМа разрабатывал серию типовых жилых зданий, проекты школ, детских и медицинских учреждений.

* «Главленинградстрой» – строил своими силами город Северобайкальск.

* «Ленгипроинжпроект», «Гипрокоммунводоканал», «Ленжилпроект», «Ленгипроречтранс» – при участии Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ) готовили проектную документацию для различных сооружений и инженерных сетей города Северобайкальска.

* «ЛенНИИПградостроительства» – участвовал в решении планировок поселков БАМа.

* Северо-Западное лесоустроительное предприятие – проектировало организацию и развитие лесного хозяйства в зоне БАМа.

* Государственный гидрологический институт, Ленинградский гидрометеорологический институт – вели гидрологические изыскания по трассе БАМа.

* Ленинградский горный институт имени Г.В. Плеханова, Всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехники имени Б.Е. Веденеева – разрабатывали научно-технические проблемы сооружения тоннелей в условиях высокой сейсмичности.

* Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина (ЛПИ) – изучал гидрологические режимы рек на ряде прижимов там, где трасса железной дороги упирается и прижимается к скале. Оценивал влияние сейсмических воздействий на конструкцию земляного полотна.

* Ленинградский инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти (ЛИЭИ) – выполнил задание треста БАМтоннельстрой.

* Строительные тресты «Тындатрансстрой», «БАМстроймеханизация», «БАМтрансвзрывпром», «БАМстройпуть», «Мостострой-10».

Организационным центром, осуществляющий контроль выполнения обязательств, был Координационный Совет, в который входили представители всех организаций, участвовавших в содружестве. Для оперативного рассмотрения текущих вопросов горком КПСС утвердил бюро Координационного Совета под председательством начальника «Ленгипротранса» Льва Николаевича Данильчика.

Мы доказали на практике, что Ленинград – город большой науки, что нам под силу решение грандиозных технологических задач. Проектирование и участие в создании БАМа – тому подтверждение.

В многокомпонентном процессе строительства был важен и организационный момент. Для того, чтобы этот огромный конвейер успешно работал, создали трест «ЛенинградБАМстрой».

Проблемы координации усилий ученых, производственников и строителей БАМа успешно решали также и первые лица Ленинградского обкома ВЛКСМ, среди них в разные периоды были – В. И. Матвиенко, В. Н. Лобко, А. Н. Калякин, О. С. Кузин, А. С. Ефимов. На митинге в их адрес прозвучало много добрых слов от ветеранов «стройки века».

Когда сегодня вспоминали те годы, то говорили о том, как продуманно поступили руководители комсомола. К желанию энтузиастов поехать на БАМ они смогли оперативно добавить возможность обучения молодежи строительным специальностям, организовав в самом начале этого пути стажировки на главных строительных объектах Ленинградской области, в том числе на будущем «Фосфорите».

Неслучайно в 1975 году в молодежной газете «Смена» заголовок на первой полосе называет главную тему дня так: «Сегодня «Фосфорит» – завтра БАМ!»

Молодежи города и области желаю успешного участия в завершении строительства уникального пути на Восток. Пусть наша заветная мечта первопроходцев БАМа сбудется благодаря усилиям следующего поколения!

Н. Прахарж

Loading

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях