Девятиклассник из Фалилеевского сельского поселения дважды за учебный год побывал в сочинском Образовательном центре поддержки талантливых детей России «Сириус» и поступил в престижный лицей Санкт-Петербурга.
Согласимся, не слишком часто молодым людям из сельских поселений удается успешно конкурировать с уроженцами мегаполисов. А уж если подобное и случается, то о таком в народе долго помнят, взять хоть историю Михайлы Ломоносова. Однако в век высоких технологий появляется все больше возможностей для талантливой сельской молодежи. В Кингисеппском районе тому пример – история Ивана Матвеева из деревни Фалилеево.
«Восточный берег» такого случая упустить не может и с удовольствием представляет читателям нашего земляка – талантливого юношу, достигшего высоких результатов в учебе и творчестве.
– Иван, Вы уроженец Фалилеево?
– Да. Я здесь родился и учился в «девятилетке» – Фалилеевской основной общеобразовательной школе. В этом году окончил школу с отличием.
– Это значит, что Вы – круглый отличник и поэтому попали в «Сириус»?
– У меня в аттестате одни пятерки, но в «Сириус» я ездил по другим причинам.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашей первой поездке.
– Так получилось, что в сентябре, еще в самом начале учебного года, директор школы Александр Павлович Берман попросил нашего учителя математики Игоря Викторовича Неглина показать нам на уроке, что существует возможность попасть в центр «Сириус» на январскую математическую образовательную программу. Когда учитель нам это рассказал, я зарегистрировался на сайте, чтобы слушать необходимые лекции и выполнять задания.
По прошествии полутора месяцев мной были пройдены шесть образовательных блоков и два тестирования. Первое тестирование проходило дистанционно в течение двух часов и в краткой форме, то есть, мы писали только ответы. После этого выставлялись баллы и составлялся список прошедших на второй этап.
Второе тестирование проходило очно в центре «Интеллект», созданном по модели ОЦ «Сириус» в поселке Лисий Нос Ленинградской области. Ребята, поступавшие на программу из других регионов России, писали очное тестирование в местах, подобных центру «Интеллект», существующих на территории большинства субъектов РФ. Тест мы писали в учебном классе, на бумаге, с полным решением и ответом.
Наши работы сканировались и отправлялись на проверку. После оглашения результатов и проведения апелляции ребят, набравших самые высокие баллы, пригласили в «Сириус».
– Эти тесты как-то связаны с тем, что сдают девятиклассники во время государственной итоговой аттестации, я имею в виду ОГЭ?
– Нет, это повышенный уровень, можно сказать олимпиадный. Для тех, кто его успешно прошел, ОГЭ по математике, как мне кажется, не являлся проблемой.
– Как именно осуществлялась доставка участников в Сочи?
– Билеты на самолет приобретал «Сириус». В аэропорту нас встречали кураторы и сопровождали до центра на специальном автобусе (трансфере).
– Каким Вы увидели центр?
– Центр «Сириус» работает в Сочи с 2015 года. Это инфраструктура олимпийского наследия, переформированная в Образовательный центр для одаренных детей по указу Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Он представляет собой два многоэтажных жилых корпуса – А и Б, куда заселяют и ребят, и приглашенных преподавателей. Есть медицинский блок, две столовые – для детей и педагогов. То есть, ты в центре и живешь, и занимаешься. При «Сириусе» также есть большая открытая территория с парком для отдыха и прогулок.
Участники из направления «Искусство» (живопись, скульптура, композиционный рисунок и т.д.), в отличие от направления «Наука» (математика, информатика, биология, химия), занимались в здании «Университет «Сириус», в 20 минутах езды от центра. Когда я был на второй образовательной программе «Основы гончарного искусства», занятия проходили именно в Университете.
– Когда же Вы успели попасть в центр во второй раз?
– Это случилось уже в апреле. После январской смены у меня было огромное желание поехать туда еще раз. Я стал изучать все возможности и выяснил, что буквально через пару недель закрывается набор на апрельскую образовательную программу по гончарному искусству.
А дело в том, что у нас в Фалилеевском культурно-досуговом центре «Современник» как раз есть профильный кружок «Глина», которым руководит Анна Витальевна Родичева. Для подачи заявки на программу требовалось выслать пять фотографий собственных изделий из глины (одно на гончарном круге) и снять небольшое видео своей работы на круге. И уже 17 февраля я узнал, что поеду в «Сириус» во второй раз!
Вся дорожная процедура повторилась в апреле, а занимались мы уже в вышеназванном Университете «Сириуса». И там я понял, что мне нравится гончарное дело. Когда ты занимаешься «гончаркой» 20 дней всего с двумя выходными, то внедряешься в процесс и увлекаешься им.
Один из преподавателей рассказывал нам, как он ездил в Идию и изучал местные способы. В целом, увидеть людей, высоко владеющих мастерством работы с глиной, было очень здорово и крайне интересно.
– Правильно ли я понимаю, что для того, чтобы поехать в Сириус, Вы прошли конкурс, а там уже не конкурировали, а просто обучались?
– Совершенно верно. Там нас ждали специальные образовательные программы с приглашенными ведущими преподавателями и выдающимися мастерами в своих областях. Одним из них был Александр Иванович Поверин, член Союза художников России, автор книги о гончарном искусстве и художественной керамике. А еще мне очень понравилась социализация – я познакомился со многими людьми, с ребятами, интересующимися тем же, что и я.
– Что Вы вынесли из «Сириуса»?
– Январская образовательная математическая программа показала мне, на каком высоком уровне можно изучать этот предмет. До этого, при всей моей любви к математике, я и не подозревал, насколько сложной, нестандартной и интересной она может быть.
Например, когда видишь буквы вместо цифр, поначалу это неожиданно и становится немного не по себе. Когда же я понял, по какому принципу решаются задачи такого уровня, то сумел влиться и даже держался в середине списка.
Более того, во время январской смены я и узнал о том учебном заведении, в которое сейчас поступил.
– Так куда же Вы поступили?
– В Президентский физико-математический лицей № 239 Санкт-Петербурга. К нам в «Сириус» оттуда приезжали директор лицея Максим Яковлевич Пратусевич (он преподавал алгебру девятиклассникам), учитель математики Вадим Николаевич Соломин (он преподавал у нас тему «квадратный трехчлен»), а также один из создателей математической программы, учитель математики Кирилл Андреевич Сухов. Они и рассказали нам о существовании данного лицея, причем некоторых ребят приглашали поступать без экзаменов.
– Вам же пришлось сдавать вступительный экзамен?
– Да. Дистанционный вступительный экзамен по математике я писал 16 мая, а 21 мая проходил онлайн-собеседование с директором лицея М. Я. Пратусевичем и моим будущим классным руководителем В. Н. Соломиным. Вечером, где-то после 21:00, получил сообщение о поступлении! В лицее я продолжу учебу в 10 и 11 классах. Так как я иногородний, мне будет предоставлено место для проживания и питание в интернате.
– Кому Вы хотели бы выразить благодарность?
– В первую очередь – спасибо за поддержку и помощь родной школе, директору и учителю математики, моим родным и близким. Во-вторых, нашему Дому культуры, директору Светлане Владимировне Левиной и Анне Витальевне Родичевой. Конечно, центру «Сириус» и Лицею № 239.
– Что бы Вы сказали ребятам, Вашим сверстникам?
– Не упускайте возможности! Как бы банально это ни прозвучало, всегда нужно пытаться поучаствовать, поступить, обучиться. Скажу по собственному опыту: вы ничего не потеряете, но можете добиться результата.
А. Ульянова