В четверг, 14 ноября, в городской библиотеке «Литературный дом» для воспитанников детского сада № 1 прошел урок доброты и вежливости «Азбука толерантности», приуроченный к Международному дню толерантности.
Как объяснить детям длинное, непонятное, труднопроизносимое слово «толерантность»? Перед библиотекарем Дарьей Николаевной Васильевой стояла нелегкая задача, но она с ней с успехом справилась.
Ребятам из групп «Парус» и «Лучик» библиотекарь объяснила, что толерантность – это уважение к людям, принятие и понимание других, несмотря на различия, а также умение жить в мире и гармонии с окружающими, независимо от их расы, национальности, религии, пола и возраста.
Девочки и мальчики приветствовали друг друга: сначала встали девочки, а мальчики им поаплодировали, потом – наоборот.
После этого на экране появилась презентация планеты Земля, на которой существует около 195 разных стран. Ребята узнали простую истину. Всех нас объединяет то, что мы – люди. Каждый из нас уникален и имеет свои особенности, но это не мешает нам быть друзьями и помогать друг другу.
Для наглядности, чтобы объяснить детям, как наши слова и поступки могут влиять на настроение и самочувствие окружающих, Дарья Николаевна поставила на стол стакан с прозрачной водой, символизирующий человеческую душу. По мере того, как гипотетический обладатель этой души слышал в свой адрес несправедливые, грубые или обидные слова, вода в стакане замутнялась и темнела (потому что библиотекарь добавляла в нее разные вещества). В конце концов на дно стакана выпал осадок и вода слегка посветлела, но до окончательной очистки было еще очень далеко. Так ребята увидели, как важно быть добрыми и вежливыми в общении с другими людьми.
После этого дети поиграли в игры «Комплимент» и «Хорошо или плохо?».
В игре «Комплимент» они учились подбирать приятные добрые слова, обращенные к друзьям: улыбчивая, умный, вежливая, классный, добрый, приятный, крутой, красивый, загадочный, игривый, внимательный, ласковая, красивая…
В игре «Хорошо или плохо?» нужно было правильно отреагировать на предложенную библиотекарем ситуацию. Если описываемое действие оценивается как «хорошо» – хлопать в ладоши, если как «плохо» – грозить пальчиком и осуждающе качать головой.
Такие увлекательные наглядные игры показывают детям, как приятно, когда человека любят, уважают, ценят и понимают.
В завершение мероприятия малыши смогли посмотреть, какие книги на тему толерантности подобрали для них в библиотеке «Литературный дом». На столе были разложены книги: «Маугли» Редьярда Киплинга; «Когда мне обидно» Ирины Зартайской; «Волшебное слово» Валентины Осеевой; «Мои волшебные слова» Бекки Каммингс; «Хорошо, когда есть друг!» Джулии Хьюбери; «Кто на кого похож» Эдуарда Шима; «Цветик-семицветик» Валентина Катаева; «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф; «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова и др.
Покидая библиотеку, благодарные дети громко хором сказали: «Спасибо!», а воспитатели оставили хвалебный отзыв: «Спасибо за чудесный урок доброты и вежливости! Дети узнали о толерантном отношении в доступной и интересной форме. Дети играли, смотрели познавательную презентацию. Им очень понравилась игра «Комплимент», которая укрепила дружеские отношения между детьми. Особенно впечатлил опыт с водой – сравнение с душой человека. Библиотекарь всколыхнула в душах детей положительные чувства!»
А. Ульянова