
В субботу, 15 июля, в Нежновском сельском поселении под эгидой Дома народного творчества Ленинградской области состоялось открытие памятного знака «Гончарам деревни Большое Стремление», выполненного по макету, изготовленному Народным мастером России, лауреатом Премии Правительства РФ «Душа России» Николаем Подрезовым.




Живописная местность, любовь населения к народным промыслам и упорное желание сохранить традиции родного края привлекли внимание сотрудников Дома народного творчества Ленинградской области к сокровищам Большого Стремления. Присутствующие на празднике стали свидетелями и участниками исторического завершения трудоемкой истории длиною в 11 лет – открытия памятника гончарам деревни.
Праздничное настроение поддержал вистинский детский ансамбль кантелистов, встречавший гостей этническими музыкальными мотивами. Тематический мастер-класс был представлен руководителем мастерской «Karavanika» по изготовлению традиционной ижорской керамики Дмитрием Ткачевым.
Торжественную часть открыл глава администрации Нежновского сельского поселения Александр Жадан:
– Сегодня – и это не новость – происходит возвращение к истокам и восстановление исторической справедливости. Потому что родина гончарного искусства в Ямбургском уезде – это, конечно, Большое Стремление.
Искренне поздравляю всех вас с праздником! И сообщаю, что от глав Кингисеппского района мы получили заверение в том, что на следующий год в план благоустройства будет включена эта территория, доминантой которой уже является памятник гончарам.
Александр Сергеевич провел небольшой экскурс в историю поселения. Деревня Большое Стремление впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины в 1500 году как село Страмление в Каргальском погосте Копорского уезда. Возникновение гончарного ремесла на этой территории можно датировать первой четвертью XIX века. Предположительно оно появилось здесь с приходом мастеров из Тверской или Новгородской губернии. В 1920-е годы деревня Большое Стремление являлась центром местного гончарства, и промысел этот был преимущественно ижорским. В то время здесь работало более 80 гончаров. Но с развитием в России городов и крупных производств гончары (кустари) стали покидать эту территорию – и ремесло угасло.
Глава администрации поселения выразил благодарность автору памятного знака Н. В. Подрезову, Дому народного творчества и Комитету по культуре и туризму Ленинградской области, специалистам Государственного Русского музея. И, конечно, жителям деревни Большое Стремление.
Заместитель председателя комитета по спорту, культуре, молодежной политике и туризму Ирина Разумова от имени администрации Кингисеппского района поблагодарила всех, кто причастен к данному событию.
– Действительно, сегодня в Большом Стремлении – большое событие, – отметила Ирина Владимировна. – Мне бы хотелось, чтобы это удивительное место энергии и красоты было живым. А для этого от каждого из вас нужно желание и предложение – чем наполнить его, чтобы оно развивалось и жило. Наверное, в этом и заключается интересная история нашего будущего!
Затем слово было предоставлено старшему научному сотруднику отдела народного искусства Государственного Русского музея Ирине Колобковой:
– Открытие этого замечательного памятника – это память о людях, живших на этой земле. А жил здесь древний народ ижора, который, рука об руку с большой своей Родиной – Россией, шел в истории, начиная с XIII века.
В Русском музее хранится замечательная коллекция ижорской керамики. Результатом ее изучения явилось то, что промысел ожил. Благодаря научному исследованию этого наследия и благодаря мастерам, которые сегодня возрождают этот промысел, мы и оказались в современной исторической реальности.
Возрождается одно из направлений жизни ижоры. Это совершенно замечательное событие – и я выражаю благодарность мастерам, которые занимаются этим древним искусством. И тем исследователям, которые издали замечательную книгу по истории ижорского гончарства. Надеюсь, что на этом памятном месте будет продолжаться культурная жизнь местного населения, и вы будете помнить, что вы – наследники древней замечательной культуры ижорского народа.
Ирина Андреевна призналась, что сама она – наполовину ижорка: ее мать родом из Андреевщины, а бабушка – из Евсеевой Горы. А ее первая научная экспедиция в 1988 году была именно в Большое Стремление, где в то время еще никто и не заикался о возрождении ремесла.
В приветственном слове директор Дома народного творчества Ленинградской области Ангелина Овсяник от себя лично и от всех сотрудников Дома народного творчества поблагодарила Кингисеппский район и жителей деревни за гостеприимство и за то, что практически каждый из них откликнулся и помогал воздвигнуть памятник.
– Установка памятного знака гончарам Большого Стремления стала финальным аккордом большого проекта, идейными вдохновителями которого были Ирина Петровна и Андрей Григорьевич Рыжовы, – сказала Ангелина Борисовна. – Благодаря тому, что они поднимали архивы, разговаривали с местными жителями, выезжали в экспедиции, стало возможным издание большого научного труда. Именно благодаря им воплотилась идея Николая Васильевича в этом памятном знаке.
Все, что делается здесь, делается на месте бытования наших замечательных гончаров, которые создали историю. И наша с вами задача – сохранить и приумножить ямбургскую керамику. С благодарностью и чутким сердцем сохранять историю и традицию своего народа. Ведь национальный код – это национальная память, без которой мы с вами не сможем выстоять.
От имени Правительства Ленинградской области, от Комитета по культуре и туризму поздравляю вас с этим замечательным душевным праздником! Именно вы – главные хозяева этого торжества. Мы надеемся, что для вас это место станет культурным оазисом притяжения. Может быть, вскорости мы сможем сделать здесь небольшую гончарную мастерскую, чтобы ребята могли прикоснуться в этому потрясающему искусству.
В заключение своей речи А. Б. Овсяник вручила подарки – иллюстрированные каталоги «Керамика Ямбургского уезда», авторами которых являются вышеупомянутые А. Г. Рыжов и И. П. Рыжова – А. С. Жадану, И. В. Разумовой и И. А. Колобковой.
В предисловии к изданию сказано: «В каталог включены бытовавшие в пределах бывшего Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии гончарные изделия из фондов Кингисеппского историко-краеведческого музея, Эстонского национального музея в городе Тарту, Ижорского музея в деревне Вистино, частных собраний Д. Н. Ткачева, В. Ф. Бабкиной, О. В. Афанасьевой и предметов, подаренных сотрудникам Ленинградского областного «Дома народного творчества» жителями Кингисеппского района Ленинградской области».
Автор идеи в свою очередь преподнес памятные керамические сувениры всем, кто содействовал ему в работе. А каждому ребенку подарил по свистульке. А. С. Жадан и Н. В. Подрезов перерезали символическую ленточку. И при словах «Памятный знак гончарам Большого Стремления открыт!» раздался дружный веселый пересвист.
Так как во время мероприятия мастер был немногословен, мы попросили его о небольшом эксклюзивном интервью.
– Главной идеей памятника было включить в него фрагменты настоящей ижорской керамики, – подчеркнул Николай Васильевич. – На большом гончарном круге были сделаны формы посуды. Потом отлиты формы для заливки бетона. Это оказалось сложным процессом. У художника всегда есть идея, но ведь существует и техническая сторона дела. А там невозможно было сразу поставить опалубку, как при строительстве дома, например. Приходилось заливать маленькими частями. Получилось как с игрушечной пирамидкой – постепенно нанизывалось одно на другое.
Черепки мы буквально подняли из земли и дали им вторую жизнь, тем самым показав, сколь красива ижорская керамика даже во фрагментах. Процесс был затяжной, решалось много вопросов, на сам памятник ушло два года.
Когда я представлял эскиз в Москве, там присутствовали и Ирина Колобкова – сегодняшний представитель Русского музея, и главный специалист по керамике – доктор искусствоведения, профессор Раиля Мусина. Проект понравился комиссии тем, что на нем не изображен старик за гончарным кругом (таких памятников много), а обыграна библейская тема, подобная той, что у Тарковского в фильме «Жертвоприношение» – там мальчик поливает сухое дерево. А здесь гончарное дерево, на котором вывешена посуда для просушки на солнце – это библейский символ.
Все удалось, все срослось. И люди, которые сейчас населяют Большое Стремление (а там много приезжих) лучше узнали, на какой земле они живут.
А. Ульянова