Международная конференция. Жизнь Александра Волкова и Димитрия Чистосердова трагически оборвалась в один день…

1946-254

19 ноября в малом пороховом амбаре Ивангородской крепости состоялась научно-практическая конференция «Северо-Западный край и церковная жизнь Принаровья в годы революционной смуты и гражданской войны», посвященная 100-летию мученической кончины священномучеников Александра Волкова и Димитрия Чистосердова, пресвитеров ивангородских, организованная комиссией по канонизации святых Гатчинской епархии совместно с Ивангородским музеем. Александр Волков и Димитрий Чистосердов причислены к лику святых новомучеников российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 года.

Перед началом конференции ее участники посетили могилу отца Александра Волкова на ивангородском Старом Знаменском кладбище и возложили цветы

Председатель комиссии по канонизации святых Гатчинской епархии протоиерей Владимир Феер на могиле священномученика отслужил молебен, по окончании которого обратился к присутствующим с проповедью, призвав к почитанию новомучеников и сохранению памяти наших предков, сохранивших для нас Церковь в годы гонений на Христову веру.

Конференция была проведена по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, от которого в начале работы форума протоиерей Владимир Феер зачитал приветственное слово к ее участникам.

В работе конференции приняли участие представители духовенства Гатчинской епархии, российские и эстонские историки и краеведы, которые подготовили доклады на темы,

связанные с историей Северо-Западного края и Принаровья в годы революции и гражданской войны.

С докладом на тему «Священномученики Александр Волков (1873-1919) и Димитрий Чистосердов (1861-1919) пресвитеры ивангородские» выступил кандидат богословия, настоятель Успенской церкви в Ивангородской крепости игумен Довмонт Беляев, подробно рассказав о жизненном пути священнослужителей.

Оба пастыря имели сходные вехи в своих биографиях – и тот и другой родились в семьях священнослужителей, окончили Санкт-Петербургскую семинарию по первому разряду. Служили в соседних храмах города Нарвы на ивангородской стороне: отец Александр – в Успенской церкви в крепости, а отец Димитрий – в Знаменской церкви. Оба занимались учительской деятельностью. Жизнь пастырей трагически оборвалась в один день…

«Подробное жизнеописание жития священномучеников Александра и Димитрия можно прочитать на сайте нашего храма», – сказал игумен Довмонт

– Сегодня хотелось бы поговорить о них, как о представителях той эпохи и Принаровской жизни того времени.  Нарва считалась территорией славы русского оружия, начиная со времен Петра Великого, здесь периодически проводились военные маневры, а здешние места были часто посещаемы представителями царской семьи. Сохранилась фотография, на которой их императорские величества – государь император Александр III и император германский кайзер Вильгельм II, гостивший в то время здесь, выходят из крепостной Успенской церкви и идут в церковь Покровскую. В Успенском храме находилась Икона Тихвинской Нарвской Богородицы – чудотворный образ, который прославился еще в 16 веке и хранился в храме до войны, к этой иконе и шли императоры, купцы, дворяне и простые верующие люди. И поэтому, когда потом священномучеников станут в Нарвском ЧК обвинять в монархизме, то это вполне будет объяснимо, потому что жить здесь и не быть монархистом попросту невозможно.

После октябрьского переворота в 1917 году большевики добрались и до Нарвы, объявив Эстонию трудовой коммуной. Первым делом они взялись за очищение страны от «религиозного дурмана». Начались массовые расстрелы священников, потому что именно они рассматривались как идеологические враги, которые говорили совершенно не о том, что хотели бы слышать большевики. По свидетельствам очевидцев, большевикам даже доставляло особое удовольствие расстреливать представителей духовенства. Храмы были национализированы, опечатаны, богослужения запрещены, а священнослужители всех конфессий объявлены контрреволюционерами и должны были в течение 24 часов покинуть пределы Эстляндской трудовой коммуны, это было как раз накануне Рождества Христова. Людей, придерживающихся традиционных взглядов, обвинили в том, что они революционеры, монархисты, черносотенцы, в этом были обвинены и отец Александр с отцом Димитрием.

Священнослужители  не захотели оставлять свою паству в эти дни, да и люди они были законопослушные, никто ж тогда не представлял себе, что можно людей посадить в баржу и утопить, или расстрелять женщин, детей и стариков, или закопать их живьем – таких зверств еще никогда не видели и не знали. И когда отца Александра и отца Димитрия вызвали в ЧК, они пришли даже не под конвоем – сами, не предполагая, какая участь их может ожидать. Они были обвинены в монархизме, но фактически их приговорили к расстрелу за искренность и пастырское прямодушие, за верность своей Родине, Государю и Церкви.

На второй день Рождества Христова, в праздник собора Пресвятой Богородицы, 8 января 1919 года, коммунисты вывели их за пределы города и убили

А тела выбросили в нечистоты. Священник Никольской ивангородской церкви отец Константин Колчин, рискуя собственной жизнью, переоделся в одежду рыбака и при помощи двух прихожан перенес тело отца Александра на Знаменское кладбище, тайно отпел в церкви Петра и Павла и похоронил по христианскому обычаю. Могила отца Александра Волкова сохранилась до наших дней.

Тело отца Димитрия похоронили по всем правилам после того, как красные были выбиты из Нарвы. Он был отпет в Знаменском храме и предан земле с северной стороны у алтаря.

В продолжение темы публицист, член правления НКО «Русский инвалид» Михаил Владимирович Петров из Таллина рассказал об истории красного террора, связанного с деятельностью Эстляндской трудовой коммуны, его жертвах и судьбах палачей, показав фотографии тех страшных времен.

Доктор богословия, кандидат философских наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии РПЦ протоиерей Георгий Митрофанов рассказал о трагических судьбах участников антибольшевистского подполья Петрограда на основе исследования, связанного с установкой мемориального киота в одном из храмов Санкт-Петербурга в 2009 году.

Исследователи из Эстонии

Библиограф нарвской центральной  библиотеки Татьяна Климина и руководитель объединения гидов Нарвы Елена Вальме представили доклады, посвященные религиозной жизни Нарвы в годы революции и гражданской войны и судьбах священников, несших свое  служение в рядах Северо-Западной Армии.

Теме увековечения памяти воинов Северо-Западной Армии и организатора «Союза русской молодежи» в Нарве писателя В. А. Никифорова-Волгина были посвящены доклады исследователя С. Г. Зирина и церковного историка И. В. Попова.

Участники конференции узнали об установленных памятниках на местах, связанных с памятью белых воинов, воевавших за Святую Русь

Эти доклады по поручению авторов огласил вице-президент Национального комитета ИКОМОС (Россия) Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест Николай Владимирович Лаврентьев.

Директор Ивангородского музея Ирина Николаевна Миронова  представила интересный доклад на тему: «История одного мощевика-ковчега».

Подводя итог конференции, игумен Довмонт отметил, что память о нашем прошлом и покаянное осознание той трагедии, которая произошла в годы революции и гражданской войны, дают нам возможность выбрать правильный путь национального развития, основанного на православных духовно-нравственных ценностях.

Хочется обратить внимание на выставку фоторабот настоятеля храма Рождества Христова д. Старополье игумена Александра Пахомова «Свидетели истины», разместившуюся в малом пороховом амбаре. На экспозиции были представлены портретные и пейзажные фотографии в формате «Человек-Церковь», на которых запечатлены храмы и монастыри, лица и образы священников, монахов, послушников и простых мирян.