Миллиарды и жадность: как бороться с коррупцией в ЖКХ

1602841989milliardu_i_zhadnost_-_dengi_kvitantsiya__41_

Сфера ЖКХ вбирает миллиарды рублей живых денег — коммунальных платежей от населения. И это лакомый кусок. Борьба с коррупцией начинается с управляющей компании и доходит до ресурсосберегающих.

Генеральная прокуратура сооб­щает, что за 2019 год 127 тысяч обра­щений касались вопросов законно­сти в сфере ЖКХ. Это одна из пяти са­мых проблемных отраслей в России, связанных с коррупцией. Условно говоря, все виды мздоимства в ком­мунальной сфере можно разделить на три главных типа: первый — бы­товые взятки за услуги, которые уже включены в квитанции; второй — за­вышение тарифов за коммунальные услуги и третий — хищение бюджет­ных средств, выделенных на опреде­лённые виды работ.

Новость о коррупции почти на миллиард рублей прогремела в Выборгском районе Ленинград­ской области. Глава местного комите­та по финансам Александр Болучевский так хотел работать в Москве, что вывел из районной казны 700 миллионов рублей на счета подкон­трольных ему компаний. Следком Ленобласти сообщает, что половину из этих средств — 350 млн рублей — чиновник отдал своей знакомой в ка­честве платы за лакомую должность, а вторую потратил так, как ему хоте­лось. При этом на бумаге, эти деньги шли на капитальный ремонт жилых домов Выборга, а в итоге оказались в кармане Болучевского. Он уже со­знался в преступлении.

Другой вид коррупции в сфере ЖКХ скрывается в тарифах. Из-за от­сутствия централизованной тариф­ной политики, цены формируют­ся в каждом регионе по‑разному. И остаются на совести чиновни­ков. Если в Ленобласти процедуру утверждения тарифов на воду, тепло, электроэнергию, водоотведение и прочие услуги можно назвать прозрачной, то в других регионах этот процесс зачастую вызывает пристальное внимание правоохранительных органов.

Год назад сообщалось о случае, когда в Нижегородской области руководитель региональной служ­бы по тарифам отправился на день рождения владельца энергокомпании в Италию. Оплата всех расходов почти на миллион рублей производилась аффилированной с бизнес­меном организацией. В итоге, в суде, где рассматривалось дело о корруп­ции, доказали, что эта энергокомпа­ния предоставляла услуги по завы­шенным тарифам, а покрывал это чиновник.

Ленобласть по‑своему уникальна в регулировании тарифов. Напри­мер, когда в нашем регионе стар­товала мусорная реформа, жители пожаловались губернатору на то, что в некоторых муниципалитетах рядом с домами нет оборудованных площадок для бытовых отходов, а оплата за вывоз мусора, тем не ме­нее, с них берётся. Тогда губернатор Александр Дрозденко распорядился снизить плату за вывоз мусора всем категориям и обнулил уже пришед­шие жителям платёжки.

И если правительство Ленобласти держит на контроле каждую цифру, то с управляющей компанией всегда нужно держать ухо востро.

Если неисправность обнаруже­на в системе водоснабжения, тру­бах до отключающего устройства в квартире (или первого вентиля, идущего от общей трубы), в системе газоснабжения, проложенной от ис­точника газа до крана в квартире, во внутридомовой системе отопле­ния, стояках, батареях отопления или в системе электроснабжения (этажных щитках и шкафах, освети­тельных приборах) на этаже, кабелях до квартирных счётчиков, то требо­вать плату за устранение этих аварий управляющая компания не имеет права — всё это заложено в тариф и отображается в коммунальной квитанции.

«Если всё же требуют оплату, сначала подготовьте жалобу на имя руководителя управляющей органи­зации. Один экземпляр передайте руководителю УК, второй — с отмет­кой о принятии жалобы — сохраните у себя. Если УК не выполняет свои обязанности, нужно обратиться в ор­ганы государственного жилищного надзора — Государственную жилищ­ную инспекцию, указав на конкрет­ные факты», — уточнили в пресс- службе Генеральной прокуратуры России.

Рекомендации надзорного ве­домства поддерживает комитет по ЖКХ Ленинградской области.

«Чаще всего жители обращались по вопросам обоснованности раз­мера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определения размера и внесения платы за ком­мунальные услуги (27 %), ремонта и содержания мест общего поль­зования (22 %), проверки деятель­ности управляющих организаций (21 %)», — сообщили в пресс-службе ведомства, отметив, что по итогам проверок было выявлено 5821 на­рушение, выдано 1214 предписа­ний.