Морская раковина протрубила в Кингисеппе

В субботу, 25 июня, на сцене Кингисеппского культурно-досугового комплекса состоялся бесплатный концерт камерного оркестра индийской классической музыки «Виратангана» и каввали-группы «Кайлаш», гастролировавших по стране в рамках общероссийского музыкального сахадж-тура «Белые ночи России-2022», посвященного столетию основательницы сахаджа-йоги Шри Матаджи Нирмалы Деви.

Северо-индийский танцевальный стиль катхак (один из восьми классических стилей Индии) считается прародителем испанского фламенко, который исполняли андалузские цыгане, по некоторым сведениям – выходцы из Индии. В основе храмовой хореографии катхака – история бога Кришны и его возлюбленной Радхи, роли которых в древние времена исполнялись одним и тем же актером.

На сцене ГДК было представлено несколько танцев в стиле катхак, музыкальных и вокально-инструментальных композиций. Индийская классическая музыка звучала в стиле фьюжн – в сплаве с испанской, суфийской (мусульманской), джазовой. Все номера сопровождались ритмичными хлопками артистов и зрителей – многие дети не могли усидеть на месте и радостно прыгали. Покидая зал после представления, две пожилые женщины посетовали, что у них не было возможности потанцевать – таким зажигательным оказалось воздействие индийского искусства.

Зрители услышали звучание необычных инструментов. Так, артисты рассказали и показали, как настраивают и играют на сантуре – струнном ударном инструменте, насчитывающем около ста струн. Его родина – штат Кашмир, расположенный на западных отрогах Гималаев. И потому прозрачные и мелодичные звуки индийского сантура как бы наполняют композицию горным морозным гималайским воздухом. А персидский сантур является прародителем многих щипковых инструментов, в том числе цимбала и славянских гуслей.

Игру на сантуре сопровождает ударный инструмент табла, состоящий из двух барабанов разного звучания – низкого и высокого, что создает объем и захватывает слушателя. Ощущение летящей музыки поддерживает бамбуковая флейта бансури.

Вокально-инструментальный стиль каввали отличается особой ритмичностью и звучит очень громко, шумно и празднично. Стиль каввали произошел из слияния индийской, арабской и персидской музыки. Каждая культура внесла свою частичку, сохранив общий настрой – присущую стилю динамичность, зажигательность и радостное настроение.

Восточная музыка, по словам исполнителей каввали, близка к джазовой импровизации тем, что создается музыкантами прямо на сцене – «здесь и сейчас». В каввали всегда есть музыканты, задающие ритм хлопками. К живому исполнению присоединяются зрители, вместе с артистами хлопающие в такт.

Но настоящим сюрпризом от каввали-группы «Кайлаш» стал трубный глас морской раковины – древнейшего инструмента, известного человечеству. Морская раковина считается в Индии символом бога Вишну, победившего заключенного в ней демона. И даже в наши дни этот инструмент возвещает о начале самых важных и значимых событий в жизни человека.

Благодарные зрители кричали «Браво!», и, хотя зал не был полон в жаркий субботний вечер, хлопки и аплодисменты звучали долго и громко…

«Мы из Самарской области, город Тольятти. Выступаем с 2011 года. Обучались как в Индии, так и в России, – рассказала после концерта его участница Мария Каратаева. – У нас проходит общероссийский тур двух коллективов. Начало месяца было посвящено югу нашей страны – Краснодарскому краю и Крыму. А сейчас мы приехали севернее – посетили Карелию, Кингисепп, завтра едем в Петербург.

Катхак и фламенко – это стили, которые строятся на ритме. В основе их лежат барабанные вариации. Катхак в классическом варианте исполняется под «живые» барабаны, с которыми перекликаются колокольчики танцовщиц. А исполнительницы фламенко отбивают ритм туфлями, и он тоже «спорит» с ударными инструментами. Общее в этих танцах – экспрессия и свобода.

Когда в нашем коллективе возникла идея фьюжн-танца и мы начали работать над ним, то обнаружили даже несколько научных статей, в которых сравнивались катхак и фламенко. И музыка, которую мы взяли для танца – это фьюжн испанской и индийской музыки. Кстати, в Испании тоже есть группа, которая миксует эти два направления. Она называется «Indialucia» – Индия плюс Андалузия.

Во время концерта невозможно было устать – такая потрясающая энергетика у вашего зала! Благодарим за теплый прием. Кингисепп нам очень понравился, собираемся еще пройтись по городу перед отъездом».

Сахадж-тур по Карелии, Ленинградской области и Санкт-Петербургу прошел с 19 по 27 июня и завершился гала-концертом в одном из центральных концертных залов северной столицы.

А. Ульянова