«Мы бросаем в землю семя»

10 апреля в ТЮЗе им. Ю.Я. Шишкина состоялась премьера спектакля «Калевала. Сотворение мира», поставленного на грантовые средства, выигранные театром в конкурсе «Акселератор социальных инициатив» – проекте поддержки социальных инициатив в рамках программы «Любить – значит действовать» Благотворительного фонда Андрея Мельниченко.

Постановка и показы спектакля проходят в рамках реализации проекта «Кукольный театр для детей Кингисеппского района» – с апреля по июнь труппа ТЮЗа во главе с режиссером Ольгой Абдулхалимовой совершит гастрольный тур и сыграет 14 спектаклей в нескольких поселениях района.

Команда проекта: арт-менеджер – Людмила Григорьева; техническое обеспечение – Сергей Самсонов; художник, сценограф и дизайнер визуального материала – Лидия Гращенкова; актриса и администратор группы проекта в социальной сети ВКонтакте – Мария Кузьмина; актер и декоратор – Руслан Абдулхалимов; актер – Юрий Морозов.

На премьеру были приглашены воспитанники ЛОГБУ «Кингисеппский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и ГБУ ЛО «Кингисеппский ресурсный центр». Судя по реакции юных зрителей, им все очень понравилось!

«Калевала. Сотворение мира» – не совсем кукольный спектакль, хотя куклы в нем также присутствуют, а основную сценографическую функцию выполняет большая ширма – неизменный атрибут кукольного театра. В представлении задействованы актеры, применяются приемы теневого театра, песочной анимации, присутствуют элементы игры со зрителями (интерактива).

Адаптированная инсценировка основана на нескольких рунах карело-финского поэтического эпоса «Калевала»: о рождении рунопевца Вяйнямёйнена, сына богини Ильматар; о волшебном мельничном жернове Сампо – источнике счастья, подобном рогу изобилия, творении искусного кузнеца Ильмаринена; о ловком охотнике Лемминкяйнене – своеобразной финно-угорской версии кельтского героя Кухулина; о сватовстве к дочери хозяйки Похьолы – старухи Лоухи, чем-то напоминающей Бабу Ягу.

Выбор сюжета не случайно пал на «Калевалу» – на территории нашего района проживают коренные финно-угорские народы водь и ижора. Существует легенда, что некоторые руны создатель «Калевалы» Элиас Лённрот записал со слов сказителей, проживавших в современном Вистинском поселении, где расположен Ижорский музей.

О том, как создавался спектакль «Калевала. Сотворение мира», рассказала его режиссер-постановщик, автор кукол и актриса Ольга Абдулхалимова.

– Ольга Геннадьевна, как вы решились на участие в конкурсе?

–  Фондом Мельниченко заранее проводились обучающие встречи, где говорилось о том, какие темы и направления востребованы грантодателем. От Кингисеппского культурно-досугового комплекса были поданы две заявки – и наша выиграла грант, благодаря которому мы смогли купить музыкальные инструменты, сшить костюмы, сделать разборную ширму. Спектакль готов, и теперь мы поедем с ним по поселениям, чтобы показать его в школах и домах культуры до 30 июня. В день премьеры ТЮЗ посетили представители Фонда – кураторы проекта «Акселератор социальных инициатив».

– Какова дальнейшая судьба спектакля?

– После того как мы реализуем обязательную грантовую программу, спектакль войдет в репертуар ТЮЗа и его можно будет увидеть на нашей сцене в ГДК.

– Нельзя ли вас будет пригласить, например, в детский сад или в школу?

–  Это можно будет сделать после окончания проекта. Мы с удовольствием приедем и покажем спектакль.

– Помнится, что песочную анимацию на тему «Калевалы» вы демонстрировали на традиционном празднике в Ижорском музее.

– Да, мы сотрудничаем с Ижорским музеем и его директором Еленой Ивановной Костровой. Замысел спектакля по «Калевале» возник не вчера, у нас был, скажем так, эскиз представления, который мы дополнили несколькими сюжетами и создали полноценное театральное действо. Получается, что вместе с обработкой литературной основы спектакль занял достаточно много времени.

– Какие литературные источники Вы использовали?

– Я взяла переиздание классического советского пересказа «Калевалы» для детей, написанного Александрой Любарской, с иллюстрациями знаменитого художника Николая Кочергина. По поводу костюмов и кукол консультировалась у Елены Костровой, использовала книги этнографа Ольги Коньковой.

– Расскажите, пожалуйста, об особенностях постановки.

– Хотелось создать осязаемый спектакль, чтобы в нем звучали настоящие музыкальные инструменты, чтобы все материальное соответствовало представлениям о древних финно-угорских народах (вы видели, что куколки у нас – из подручного материала, из деревянных ложек).

Не стану заявлять, что мы создали этнически точные костюмы, но мы старались. В спектакле используются такие необычные вещи, как кантеле (струнный музыкальный инструмент) и «посох дождя» (ударный инструмент с сыпучим наполнителем, имитирующий шум воды). Последний создал для нас из высушенного стебля борщевика наш друг – художник Игорь Хвостенко.

Всех кукол я делала сама, в том числе «пугало», образ старой Лоухи, который с восторгом воспринимают дети.

– В чем на данный момент заключается ваша просветительская цель?

– Прежде всего – познакомить зрителей с эпосом «Калевала», который известен далеко не всем. Имена на слух непривычные, название непонятное… Не все знают и о том, что на территории Кингисеппского района проживают представители финно-угорских народов. А ведь это наша история, наша память.

– Центр коренных народов Ленинградской области привлекает к своим представлениям актеров-детей. Вы не планируете подобного?

– Сходная идея была и у нас. Но мы пошли несколько шире, включив в спектакль много интерактивных элементов. У нас же ТЮЗ – театр юного зрителя. Поэтому мы вовлекаем детей в действие. Например, юные зрители изображают руками ветер, море, колыхание деревьев. Кроме того, мы вызываем много детей на сцену и играем с ними в игры, напоминающие народные, водим праздничные хороводы. В сюжете о свадьбе все зрители, включая взрослых, становятся ее гостями.

На самом деле интерактивная составляющая зависит от реакции зала. А она, как вы заметили, активная и положительная. Только такая реакция зала дает актеру драйв!

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях