На опасных зигзагах виртуальных продаж поставлены предупреждающие знаки

1912-028

В центральной библиотеке кингисеппский территориальный отдел «Роспотребнадзора» провел с жителями города встречу. Ее вела главный специалист-эксперт «Роспотребнадзора» по Кингисеппскому, Сланцевскому и Волосовскому районам И. Г. Маскатулина. Речь шла о предупреждении неприятностей, которые могут ожидать покупателя при интернет-продажах и о новых мерах по предупреждению подобных возможных ситуаций в новой редакции закона о защите потребительского ранка.

Все имущественные споры решает только суд

Что регламентирует законодательство по защите прав потребителей? Оно регламентирует отношения, возникающие между получателем товара и организацией, которая является продавцом или исполнителем услуги. Потребитель – это гражданин, который для личных бытовых нужд или своей семьи приобретает товар, либо услуги. А продавец в законе о защите прав потребителей – это не человек за прилавком, то есть не частное, а юридическое лицо – организация или ИП. Отношения между частным лицами закон не регулирует, равно как и не регулирует отношения между исполнителем государственных услуг или муниципалитетом.

– Роспотребнадзор – федеральная служба, действующая в сфере защиты прав потребителей, благополучия человека, нормируемого санитарным законодательством и новой теперь функции – техническом регулировании, – поясняет Ирина Маскатулина. – Хочу подчеркнуть: все вопросы по ЖКХ относятся к жилищному законодательству: ими Роспотребнадзор не занимается, за исключением отдельных моментов – для этого есть Комитет жилищного надзора. Также оборотом лекарственных средств занимается Росздравнадзор.

От зрителей последовал вопрос по стоматологии, на что главный специалист территориального отдела ответила, что если пациент получил от дантиста платную услугу, то такие взаимоотношения законом по защите прав потребителя регулируются – это относится к надзорным функциям. Однако надзор со стороны Роспотребнадзора не касается имущественных споров, возникающих между потребителем и продавцом – они регулируются в суде и удовлетворяются или дается отказ в судебном порядке.

– Мы же оказываем в этом случае юридическое сопровождение – помощь в оказании претензий, составления исковых заявлений, причем делается это бесплатно. Но решает кто кому сколько должен или не должен только суд. Причем эти вопросы также не решают другие надзорные органы – прокуратура, полиция, администрация – только суд имеет на то право и полномочия.

Но если гражданин выдает доверенность на ведение своих дел, Роспотребнадзор может вести судебный процесс от его лица.

Риски виртуального пространства

Население, особенно молодежь, сейчас часто заказывает товары по виртуальному пространству – через интернет-магазины и сайты – одежду, обувь, бытовую и электронную технику, гаджеты. При этом способе покупки потребитель не может ознакомиться с товаром непосредственно – потрогать, примерить, а вынуждены доверять только описанию, обещанию, фотографии. Приходится верить в то, что показывает виртуально продавец. Фото выставляют на сайте интернет-магазина, сайта или покупатель выбирает по каталогу: выбор по каталогу более безопасен, но не гарантировано, что вы получите именно то, что заказывали и что это вам подойдет. Однако при виртуальной продаже через Интернет опасность получения не того, что ожидает человек, возрастает заметно.

До 1 января 2019 года тоже были утверждены правила продаж дистанционным способом, но оставались не урегулированными ряд вопросов.

До 2019 года у продавца была обязанность предоставлять информацию о продавце и товаре. Но бывали случаи, и они нередки, что продавец вдруг исчезал, а возможно его и не было на этой интернет-площадке – и взятки гладки, а может быть после сделки его уже не найти: деньги неизвестно кому ушли. А товар либо не тот, либо к нему есть претензии, скажем по качеству или в отношении производителя. Но теперь агрегатор за предоставленную неправдоподобную информацию о товаре, как и недобросовестный продавец, также несет ответственность.

Если на сайте нет информации о продавце, незачем переводить и деньги

Роспотребнадзор оказывает консультационные услуги всем обратившимся. Люди, покупающие товары и услуги через Интернет, к сожалению, не проверяют информацию о продавце, доверяют, что называется, на слово. А это следует делать и агрегатор обязан предоставить всю информацию о продавце и товаре. Как правило, откровенные мошенники в интернет-магазинах и законопослушных сайтах не проявляются, поскольку там надо предоставлять свои данные, что может стать предметом обращения в суд. Однако если на сайте товар или услугу продает частное лицо – покупатель идет на свой риск, вступая в торговые отношения между двумя физическими лицами. Может все пройдет как по маслу, а может, и нет. Дело в том, что если сделка совершалась между двумя физическими лицами, закон эти отношение не регулирует.

– Если на сайте нет информации об агрегаторе, о продавце – незачем переводить деньги, рисковать. По этому поводу в наш Роспотребнадзор уже с Нового года поступило пять обращений от граждан на обман. Обычно они объясняют, что доверились, привлекла дешевизна, понравился предлагаемый товар, не думали, что их обманут. Чтобы себя обезопасить от недобросовестности или мошеннической схеме, следует проверять информацию о продавце. И это прописано в новом законе.

Продавец обязан предоставить не только свои юридические координаты, но и информацию о сроках возврата товара – в какой срок покупатель имеет право его вернуть. Кстати, агрегатор – владелец интернет-площадки, как и продавец тоже имеет право принимать пату за товар, услугу. Претензии можно предъявлять и к агрегатору, если недоразумение возникло вследствии предоставлении недостоверной информации.

– С 1 января 2019 года потребитель защищен в полном объеме и своими правами надо научиться пользоваться. Телефон в кингисеппском территориальном отделении Роспотребнадзора для обращений граждан – 2-09-96 (приемная) – секретарь переадресует запрос нужному специалисту. Мы находимся на территории больничного городка на улице Воровского, 20 – здание бывшей СЭС.

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”