Надеемся, что передвижной музей «Поезд Победы» еще сделает остановку в Кингисеппе

Без имени-2

На минувшей неделе, с 16 по 18 июля, в Кингисеппе вновь побывал уникальный передвижной музей — Поезд Победы.

Первый раз Поезд Победы приезжал к нам в начале февраля нынешнего года

И на тех кингисеппцев, кто успел за два дня осмотреть экспозицию на железных колесах, она произве­ла огромное впечатление, сродни эффекту разорвавшейся бомбы. Да, мы все знаем о том, каким не­имоверным испытанием для Со­ветского Союза и его граждан стала Великая Отечественная война и ка­кая кровавая цена — 27 миллионов жизней — заплачена за победный май 1945 года. Но здесь, в вагонах Поезда Победы война, что называ­ется, дышит тебе в лицо… 

Посещение передвижного му­зея бесплатное, чтобы получить «билет» на Поезд Победы, необходимо зарегистрироваться на офи­циальном сайте проекта. Регистра­ция начинается за день до при­бытия поезда в город, и «билеты» всегда расходятся быстро.

Проект «Поезд Победы» реа­лизован творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» и при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, ОАО «Российские железные дороги» и Всероссийской общественной организации «Волонтеры Победы».

В первый рейс по России Поезд Победы отправился 23 октября 2020 года с Белорусского вокза­ла в Москве и с тех пор колесит по просторам нашей родины, де­лая остановки в различных горо­дах.

Нынешней зимой Поезд Победы первый раз побывал в Ленинград­ской области, а затем объехал северо-запад России, Крым, цен­тральную часть России, в июне проехал по Республике Беларусь, затем через Тулу, Тверь и Старую Руссу вновь прибыл на Ленинград­скую землю. Первой остановкой в нашем регионе стала Гатчина, с 16 по 18 июля Поезд Победы сто­ял в Кингисеппе, с 19 по 21 июля он в Волхове, с 22 по 24 июля — в Тихвине.

Учитывая непростую ситуацию с распространением коронави­руса, в Поезде Победы строго соблюдаются антиковидные ме­ры. На входе в железнодорож­ный вокзал волонтеры измеряют температуру тела и снабжают за­щитными масками и перчатками: без такой антикоронавирусной «экипировки» на перрон не выйти. Надо отметить, что кингисеппские волонтеры, встречавшие группы экскурсантов и сопровождавшие работу Поезда Победы, вновь сра­ботали на отлично.

И вот он, Поезд Победы — специальный состав из двенадцати вагонов

Четыре из них технические, во­семь — тематические. Перед нача­лом экспозиции волонтеры выдают удобные наушники и гарнитуру. Экскурсию ведет аудиогид: из наушников звучит женский голос (го­лос актрисы Екатерины Гусевой) и от лица машиниста паровоза Лидии рассказывает щемяще прав­дивую историю — от еще мирного начала лета 1941 года до победно­го мая 1945‑го.

Открываются двери в первый вагон, который «приехал» из пред­военного июня. Увиденное вызывает «эффект присутствия»: вагон полон беззаботных, улыбающихся пассажиров, все фигуры и скуль­птурные группы абсолютно реали­стичны. Вот молодая мама кормит малыша, папа играет с маленькой дочкой, отслужившие срочную службу моряки оживленно бесе­дуют, предвкушая скорое возвра­щение домой. Идешь по вагону и сдерживаешь себя, чтобы не из­виниться перед пассажиром за то, что случайно задела.

Всего в поезде около 150 ма­некенов, выполненных творче­ской мастерской «Невский баталист». Над ними трудилась команда из 70 человек. Для во­енной униформы и гражданских костюмов были использованы оригинальные предметы одежды и обмундирования 1930‑1940 го­дов, а также высококачественные копии. Но мало было выполнить скульптуры — их еще нужно бы­ло разместить в ограниченном пространстве железнодорожных вагонов. Получилось, как говорят дети, «взаправду»: в первом вагоне ощущаешь себя еще одним пасса­жиром.

За окнами вагона виден вокзал и перрон с провожающими: они улыбаются и машут руками, когда поезд трогается. Поезд набирает скорость, проезжая мимо зеленых полей и перелесков… Конечно, вместо окон в вагоне видеоэкра­ны. Медиагруппа «Красный квадрат» разработала специальную IT-систему, которая позволила со­единить в единое целое реальные экспонаты музея и мультимедий­ные эффекты. Их обеспечивают проекторы, видеоэкраны, инте­рактивные панели, голограммы, панорамы боев в виртуальной реальности (потребовавшие, кста­ти, масштабных натурных съемок) и прочее оборудование, названия которого я не знаю и которым бук­вально напичкан состав.

Следующая инсталляция — Брестская крепость, которой зи­мой в Поезде Победы еще не было. Стены крепостных подвалов, над­пись на стене «Умираем не сра­мя»… Здесь, у стен героически сопротивлявшейся Брестской кре­пости гитлеровцы впервые поняли, что военный поход на Советский Союз будет совсем не таким про­стым и быстрым, как они предпо­лагали…

Во втором вагоне совсем иная атмосфера: у пассажиров в руках вместо «довоенных» лыж и удочек — винтовки: мужчины едут на фронт. Далее — окоп на пере­довой во время вражеской атаки. Развороченная земля, грохот взры­вов и выстрелов, кто‑то из наших бойцов убит, кто‑то ранен… А ты идешь прямо в этом окопе, по­еживаясь от ощущения, что вот-вот снаряд разорвется рядом и тебя засыплет землей. Очень страшно…

Пожалуй, самый жуткий вагон воссоздает обстановку поезда, перевозящего будущих узников фашистских концлагерей, и самого концлагеря: на деревянных нарах десятки изможденных, измученных «рабов» нацистской Германии, ря­дом — страшная картина пыток…

А вот санитарный поезд: хи­рурги оперируют, санитарки уха­живают за ранеными. Здесь же в окружении пробирок и колб фигура микробиолога Зинаиды Ермольевой, создательницы советского пенициллина. А дальше советский физик Игорь Курчатов в вагонном купе обложился чер­тежами — работает над будущей атомной бомбой.

Есть в составе необычный бан­но-прачечный вагон (оказывается, были в годы войны и такие поезда), с березовыми вениками, шайка­ми, мылом — можно и самому попариться, и одежду постирать. Немецкого генерала Фридриха Паулюса после того, как тот был взят в плен, тоже отмывали в таком вагоне, прежде чем отправить в Москву, и этот эпизод военной истории тоже отражен в музейной экспозиции.

А это железная Дорога жизни в блокадный Ленинград, которую тогда называли «коридором смер­ти», а теперь называют «коридором бессмертия»…

В штабном вагоне посетители музея встречают «солдатского ге­нерала» Константина Рокоссовско­го, который в период наступления советских войск жил и работал в таком вагоне.

Крайне реалистичен вагон бро­непоезда: в нескольких местах броня разворочена, в дыру в по­толке виден разворачивающийся в небе воздушный бой, а рядом с тобой бойцы отстреливаются от врага.

И, наконец, вагон из мая 1945 го­да: счастливые лица воинов-побе­дителей, ветки сирени. И головы, склоненные в память о те, кто уже не вернется домой с войны…

Поверьте, уважаемые читатели, эта экскурсия стоит того, чтобы ее посетить всей семьей — мурашки по коже побегут обязательно. Бу­дем надеяться, что передвижной музей «Поезд Победы» еще сделает остановку в Кингисеппе.

И. Князева

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”